поиск
17 января 2025, Пятница
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Всплытие показало, что Амурский судостроительный жив

14.11.2002
Просмотры
393

Амурский судостроительный завод (АСЗ) лишь в последние два года «всплыл» на поверхность российского промышленного рынка. Чего до сих пор ему не удавалось сделать по очень разным причинам. До середины 60-х годов это был известный лишь очень узкому кругу специалистов «п/я 199».

То, что большая часть атомных подводных лодок для советского ВМФ построена в Комсомольске-на-Амуре и в таком же почтовом ящике Северодвинска, мягко говоря, не рекламировалось. Об этом, кроме Минобороны, знали разве что еще в ЦРУ... Позже завод получил имя собственное - судостроительный завод имени Ленинского комсомола, так как не могло безымянное предприятие выпускать лучшие в мире отечественные ледоколы и многотоннажные суда. Еще позже появилось название «Амурский судостроительный завод». В середине 90-х годов АСЗ «потонул» в водах экономических реформ. Всплытие произошло лишь в последние два-три года, и связано оно с проектами освоения сахалинского шельфа «Сахалин-1», «Сахалин-2»...

Из хроники

...Компания «Сахалинская энергия» и Амурский судостроительный завод подписали контракт на изготовление модуля заводнения для нефтедобывающей платформы «Моликпак». Конструкция будет весить свыше 550 тонн, ее высота - более 20 метров. Общая сумма инвестиций - более восьми с половиной миллиардов долларов.

Амурский судостроительный завод, успешно осуществивший ещё в 1996-1998 годах изготовление для «Сахалинской энергии» стального основания для платформы «Моликпак», добился нового контракта в условиях жесткой конкуренции. В предварительном квалификационном отборе участвовало 32 российских и зарубежных подрядчика. И как отметил главный исполнительный директор «Сахалинской энергии» Стивен Маквей, конкурсное предложение АСЗ по качеству, срокам поставки и цене было признано лучшим...

...23 мая 2002 года состоялось подписание контракта между компанией Exxon Neftegaz Limited (США) и Амурским судостроительным заводом на переоборудование и реконструкцию морской нефтедобывающей платформы «Орлан». Буровая платформа будет использована при реализации международного проекта «Сахалин-1», предусматривающего освоение нефтегазовых месторождений на северо-восточном шельфе острова Сахалин. Амурский судостроительный завод выиграл международный тендер, который был объявлен в 2001 году и в котором участвовали крупнейшие мировые компании. Контракт предусматривает модернизацию платформы «Орлан» на производственной базе Амурского судостроительного завода при участии в проекте корпорации «Хюндай» (Южная Корея), фирмы «Натчик» (США) и других зарубежных компаний. Общая стоимость контракта составляет 140 миллионов долларов.

В общем, оптимизм последних дней пришел из-за океана, говорит на английском и носит труднопроизносимые для комсомольчан имена...

Требуются сварщики и переводчики

В Комсомольске-на-Амуре военной индустрии накоплено за советские годы столько, что хватит на сотню западных городов. Огромные, продуваемые всеми ветрами проспекты, люди, судя по лицам, озабоченные всеми мировыми скорбями. Еще недавно это была типичная картина забытого государством дальневосточного военно-промышленного плацдарма. Теперь ее нарушают утренние колонны на проходной Амурского судостроительного.

- Наши судостроители идут, - голос из толпы. В нем гордость, зависть и надежда. Почему? Как сказал один из рабочих АСЗ:

- А кто всегда кормил Комсомольск? Мы да КнААПО...

Отдельно к проходной подъезжают специалисты, по-русски говорящие лишь: «здравствуйте» и «мы есть...». В советские годы их к городу не подпускали на сотни тысяч километров. В наши дни американские, корейские, японские, индийские делегации сменяют друг друга. Те иностранцы, что работают на самом производстве, передвигаются организованными группами, по утвержденным до метра маршрутам и по часам - от сих до сих. Все равно старожилы местной «секретки» не могут привыкнуть к этому «культурному» шоку.

Вообще, переход на иностранные заказы дается нашим людям нелегко. Представьте себе, в контракте, который заключил АСЗ по модернизации нефтедобывающей платформы «Орлан», по настоянию компании Exxon Neftegaz Limited включили пункты: при совместной работе американских и русских специалистов не допускать расовых конфликтов и не ругаться матом. С первым - никаких проблем. Если не считать искреннее желание каждого нормального русского мужика выпить с коллегой другого цвета кожи... Со вторым - сложнее. У каждого, кто впервые видит «Орлан» (работы идут в бухте у Советской Гавани), непроизвольно вырываются сложнопереводимые русские словосочетания. По-иному впечатление от этой махины выразить трудно. Американцам переводчики объясняют - это господин выражает свой восторг по поводу размеров и красоты нашего совместного проекта...

Еще по контракту российская сторона обязана обеспечить иностранным специалистам цивилизованные условия проживания и отдыха. И тот городок, что практически построен в Советской Гавани, стал еще одним культурным шоком для местных жителей. По их меркам, это многозвездочная гостиница, то, чего многие никогда уже не вкусят в собственной жизни. Но если даже американские солдаты протестовали против отсутствия биотуалетов во время «Бури в пустыне», то для американских докеров горячий душ в каждой комнате - минимальная норма.

На АСЗ ко всем условиям контракта относятся более чем с пониманием. Все-таки миллионы долларов - это работа и жизнь для тысяч комсомольчан. Проблема даже в другом. Сейчас директор АСЗ Николай Повзык собирает специалистов по всему краю для работы на новых проектах (часть из них завод просто потерял в свои бесперспективные годы). А сейчас нужно удвоить число заводчан... И вот в местных СМИ идут объявления: «требуются сварщики, переводчики... оплата до 30000 рублей». Для справки: в Комсомольске 2-3 тысячи рублей считается приличной зарплатой.

Словом, к иностранным партнерам Амурский судостроительный относится со всем возможным уважением. Только далеко не во все свои цехи пускает. Особенно в тот, где уже более десятилетия стоит заказ №518. Если бы лет 10-15 назад журналист поинтересовался ходом его реализации, то его надолго бы задержали для выяснения личности и причин интереса к государственной тайне. Нынче вся страна знает про эту эпопею. Лодка стоит на стапелях с 1991 года...

Лодка на дне рыночной экономики

О роли личностей в печальной истории этой атомной подводной лодки (АПЛ) рассказывают на заводе много и охотно...

Например, когда генеральный секретарь Михаил Горбачев приехал в Комсомольск-на-Амуре, на АСЗ специально подготовили к показу почти готовый корпус АПЛ серии «Барс». Хотели похвастаться и затем обратить внимание на проблемы. Однако Горбачев на лодку и проблемы внимания не обратил. Зато сделала это Раиса Максимовна, которая вместе с мужем была на экскурсии в заводских цехах. Именно ей предписывают совет выпускать на кораблестроительном заводе... мебель.

Хотя какая там мебель? В 1996 году полностью боеготовный корабль должен был вступить в состав Тихоокеанского флота. У лодки уже был тактический номер и гордое имя «Нерпа»...

...Но началась конверсия, а затем судостроительный завод в Комсомольске-на-Амуре акционировали. Именно с этим последним фактом связывают многие дальнейшие трудности АСЗ. Прежде всего, потому, что он лишился оборонного заказа практически сразу. А по уже размещенному прекратилось финансирование...

На Амурском судостроительном заводе рассказывают, что в первый раз официально работы на 518-м заказе были остановлены после визита Бориса Ельцина в Южную Корею, где президент заявил, что атомные лодки на Дальнем Востоке Россия больше строить не будет. Из Москвы тут же поступила команда представить экономические расчеты на утилизацию...

По этому поводу коллектив завода встал на дыбы: писали письма, ездили сами «через день» в Москву, доказывали, что превращать в металлолом почти готовый атомоход глупо. Командование ВМФ все эти движения поддерживало, но платить по заказу было не в состоянии...

В октябре 1999 года Комсомольск-на-Амуре и, в частности, судостроительный завод посетил Владимир Путин (тогда еще в качестве премьер-министра). «Лодку будем достраивать», - пообещал он прямо на стапеле...

Он сказал: «Поплыли...»

Почему эта военно-морская тема так важна для АСЗ даже на фоне его нынешних сахалинских проектов? Николай Повзык говорит, что недопустимо отказываться от профиля, который обеспечен уникальным оборудованием и специалистами, - можно потерять все и забыть о военно-морской индустрии на Дальнем Востоке, что стратегически недальновидно.

Но есть и еще один немаловажный фактор: производство подлодок - одно из самых дорогих военных производств (одна АПЛ сравнима с 20 истребителями или 150 танками). Один-единственный заказ может дать производству до семи лет работы с соответствующим финансированием. Поэтому так болезненно заводчане, от директора до сварщика, реагируют на то, что после акционирования все заказы их обходят, отправляясь на западные верфи России. Прорыв был достигнут только недавно, когда АСЗ подписал с ВМФ договор на ремонт одной из подлодок. В доках Большого Камня (приморская база АСЗ) ее встречали всем руководством и чуть ли не с оркестром...

Что касается застрявшего заказа на строительство атомной подводной лодки, то для его завершения завод взял кредит в Сбербанке, что современно, но вообще-то не совсем нормально. Однако и обещания Владимира Путина, ставшего президентом, не остались пустыми. Даны гарантии, что оплата 518-го заказа будет произведена либо после продажи лодки, либо после приемки в состав российского ВМФ.

И, наконец, последний, ноябрьский визит Сергея Иванова - министра обороны в штатском... Ничего, увы, он не сказал о новых заказах на строительство, но пообещал - на АСЗ будем ремонтировать подлодки. С этим или с чем другим (официально об этом не говорят), но, по секрету, связывают 2003 год на АСЗ и в самом городе Комсомольске с большими надеждами. И они формулируются уже не только на английском, но и на русском языке.

Виктор Илин.