Коллективный портрет молодых на фоне обыденности
Закрытие Дней немецко-российской культуры в Хабаровске проходило в этом году в Концертном зале краевой филармонии. Желающих попасть в зал оказалось намного больше, чем он мог вместить, задолго до начала у кассы зала выстроилась очередь, лишние билеты спрашивали на улице.
Что неудивительно, если вспомнить о том, что и на концертах в ОДОРА, который намного вместительнее, аншлаги были не редкость. Когда же произошло долгожданное возвращение Дальневосточного симфонического оркестра в филармонический зал, слушателей не могло стать меньше. Многие любители классики успели соскучиться по музыке к началу нового концертного сезона оркестра. Многие хотели посмотреть, как преобразился зал после ремонта, о котором столько говорили. Да и сама программа воодушевляла на штурм касс: в этот вечер музыканты исполняли Ф. Шуберта, Р. Штрауса, П. Чайковского.
Но было в этой программе еще одно «выступление»: до того, как начался концерт, на сцену Концертного зала пригласили самых юных участников Дней культуры - победителей конкурса сочинений, который проводился среди школьников. Спонсором этого конкурса стала фирма «Алпалес», и все участники конкурса получили памятные призы и подарки.
Школьникам предлагалось поразмышлять над девизом фестиваля: «Зачем я здесь?». Как представляют себе будущее и что думают о мире, в котором они живут, пятнадцати-семнадцатилетние? Из строк откровений складывается коллективный портрет. Вернее даже, наверное, автопортрет. С такими знакомыми, а порой и неожиданными чертами: им уже трудно представить себе, что личные проблемы не могли быть уважительной причиной для отсутствия на комсомольском собрании, но они сожалеют, что «Молодой гвардии» больше нет в школьной программе: «какими чистыми и мужественными они были, если шли на смерть за Родину!».
Стараются понять своих далеко не героических сверстников: «А эти скинхеды, они просто не видят другого пути для самореализации», «Детей, которые оказались на улице, эксплуатируют взрослые, заставляя попрошайничать, воровать, продавать наркотики. Их нужно возвращать в нормальные семьи, чтобы не погибло целое поколение. Но этого не делается».
С юношеским максимализмом оценивают себя и окружающих: «Казалось бы, чего проще - рассказать о себе... Но на самом деле это невероятно трудно. Ловим посторонние взгляды, полыхаем от случайных похвал, а потом падаем духом: я полная бездарность! ...Я не хочу врать себе или кому-то другому, но сейчас люди топчут совесть, добрые мысли, подавливают свое истинное «Я». Неужели мы для того, чтобы жить и лицемерить даже себе!» Они не по возрасту ироничны: «Всем людям хочется что-то изменить в жизни: прическу, макияж, интерьер... Но мы такие, какие есть...»
Цитируя сочинения, мы не называем имен авторов, ведь это коллективный портрет, под каждым из них, наверное, могла бы стоять не одна подпись. Как выясняется, многие из подростков задумываются над этим вопросом не впервые и считают, что сочинения на такие темы нужно давать в школе, «чтобы развивать душу». И, значит, говорить об этом с детьми. Можно считать, что разговор этот уже начался с откровений самих подростков:
«...Мне подходит утверждение: лучше синица в руках, чем журавль в небе. Думаю, что я могу достичь значительно большего, чем «синицу в руках». Если нужно будет бороться - я буду бороться. Пусть мой «журавль» пока «в небе», но пройдет не так много времени - и я достигну своей цели. Я хочу получить высшее образование, найти хорошую, интересную работу, встретить любимого человека. Я хочу быть счастливой, хочу, чтобы близкие мне люди были счастливы. Я хочу иметь достаточное количество денег и, по возможности, ни в чем себе не отказывать, как бы цинично это ни звучало. Мечтаю посмотреть мир, пообщаться с людьми из разных его уголков. Я хочу быть свободной и ни от кого не зависеть. Я готова рискнуть «синицей» ради «журавля», ведь игра стоит свеч, нужно лишь умело рассчитать ходы и не торопиться искать путь к отступлению. Все мои рассуждения - не просто романтические мечты, это мои реальные цели! Моя жизнь - те самые «типичные обстоятельства» из формулы литературного реализма, даже мои цели вполне «типичны» для нашего времени, но... Я - не «типичный герой».
«Для чего я живу и зачем я живу?» Вот моя мама говорит, что она живет для меня и ради меня. Что лишь мечта о том, чтобы хорошо устроить меня в жизни, помогает ей тогда, когда она чувствует себя плохо. Моей маме противопоказано нервничать. А приходится нервничать из-за моей безбашенности и лени. Однажды после разговора с родителями я не могла уснуть от слез: почему я такая злая и бессердечная. Вот тогда-то я в первый раз и задала себе тот вопрос: «Зачем я живу?» Для чего Бог создал меня, если я приношу всем одни неприятности! И я пришла тогда к выводу, что, может, лучше и не жить. Кто вспомнит о том, что жила такая, если я умру, кроме моих родителей! Но родители... Я хотела бы выработать силу воли и характер, умение преодолевать все препятствия в жизни... Мама говорит, что я никого не люблю и что я не ласковая. Но это не так. Я просто не умею проявлять свои чувства...»
«...Земля круглая, и ходим мы по кругу, наш грех состоит в том, что пытаемся добавить углов к кругу, чтобы построить свою Землю, с «удобствами».
«...И что уж тут говорить о сверстниках, с ними я имею возможность общаться лишь на соответствующем уровне, типа (пропускаю маты) кто на какой «общак» уделяет или чей батя круче ворует, а также какую же мне выбрать тушь, сидя с каталогом на уроке физики. Хотя я и поддерживаю зачем-то в школе видимость заинтересованности подобными вещами, но на самом деле это последнее, что могло бы сейчас меня волновать, тем более, что ко всему этому я стала испытывать еще и легкое отвращение. И, по крайней мере, в данный момент единственно важное для меня - это мое внутреннее самоочищение. Это то, на что я хочу направить большинство своей энергии и это то, что отвечает на вопрос, «зачем я здесь...»
«...Сейчас я нахожусь в третьей городской больнице, пришла проведать свою учительницу. Смотрю в окно и вижу прекрасные блики фонтана, переливающиеся на солнце. А как прекрасен он вечером с разноцветной подсветкой. А в больнице так уныло, такая бедность вокруг, неухоженность. В маленькой палате тесно, больные лежат даже в коридоре. И это мой город с такими контрастами любви и нелюбви, заботой и брошенностью...»
«...Зачем я здесь? Жить!»
Таким получился этот коллективный портрет. Наверное, довольно беглый, процитировать обстоятельные рассуждения в стихах и прозе подробно в газете просто невозможно. И все же, есть к чему приглядеться, прислушаться?
Валентина СЕМЕНОВА.