Иосиф Бродский хотел угнать самолет

26.11.2002 | АРХИВ | 2м. 52 c. | 65

В 1987 году наш соотечественник, великий поэт XX века Иосиф Бродский, стал лауреатом Нобелевской премии. Непросто складывалась его жизнь в СССР, была даже попытка побега. Но подробности этой истории знают далеко не все. И вот - счастливый случай: журналисту Григорию Саркисову удалось разыскать одного из участников знаменитого побега - бывшего военного летчика, бывшего кандидата в летчики-космонавты СССР и бывшего советского политзаключенного Олега Шахматова, ныне живущего в Литве.

Холодным октябрьским вечером, когда неласковый ветер и препротивнейший дождь загоняют нормальных людей в дома, мы с Олегом Ивановичем сидели в тепле и уюте вильнюсского бара «Пре парламенто» и говорили о поэзии. О чем же еще говорить в такую погоду да за кружкой вкуснейшего литовского пива «Дваро»? Мы вспоминали величайшего поэта двадцатого века Иосифа Бродского. Вернее, вспоминал Олег Иванович, ведь моего собеседника связывала с Бродским долгая и крепкая дружба, прерванная отсидкой в мордовском лагере.

- Слушай, сейчас о Бродском столько наверчено, - говорил мне Олег Иванович. - Я просто эту лабуду читать не могу. То обливали человека дерьмом, а теперь делают из него карамельку! Тьфу!.. Вот ты знаешь, как Бродский чуть из Союза не улетел? Мы же хотели самолет угнать!.. Нет, лучше я тебе эту историю по порядку расскажу.

...В один прекрасный день в литобъединение, где читал свои стихи молодой летчик Олег Шахматов, пришел Иосиф Бродский. Тогда он еще не был ни маститым поэтом, ни диссидентом. Он просто прочитал несколько своих стихотворений, раскланялся и собрался уходить.

- А давай продолжим литературные опыты в более теплом месте, - предложил Олег новому знакомцу. - Холодно же!..

Тут же, в кафешке на Фонтанке, они и «обмыли» знакомство. Иосиф дал почитать Олегу свои новые стихи. После этого Шахматову уже трудно было заставить себя заниматься поэзией, хотя он и продолжал писать. Потом оба оказались в Узбекистане.

- Как-то Иосиф узнал, что я поступил в самаркандскую консерваторию и хочу стать профессиональным музыкантом, - вспоминает Олег Иванович. - Что тут началось! Он орал на меня, топал ногами и называл... В общем, самыми мягкими эпитетами, которыми он меня тут же наградил, были «дурак», «идиот» и «кретин»... Когда Бродский узнал, что я - военный летчик, знаешь, что он мне сказал? «Как же, Олег, ты можешь жить ЗДЕСЬ, имея ТАКУЮ профессию?!» Намек понял? А я не сразу разобрался, к чему он клонит. Тем более, тогда Иосиф поторопился сменить тему разговора. Я думаю, он был не только хорошим поэтом, но и прекрасным психологом. Скажем, заставить меня бросить самаркандскую консерваторию можно было только на форте фортиссимо, а вот уговорить угнать за границу самолет - хватило и пиано пианиссимо. Словом, уговаривать меня ему долго не пришлось, я сразу согласился бежать из Союза вместе с Иосифом.

Через много лет после того первого разговора с Шахматовым о побеге, уже в 1997 году, лауреат Нобелевской премии Иосиф Бродский напишет в «Литературной газете»:

«Мы закупили все места в маленьком пассажирском самолетике типа «Як-12». Я должен был трахнуть летчика по голове, а Олег (О. Шахматов. - Г.С.) взять управление. План у нас был простой - перелететь в Афганистан и пешком добраться до Кабула...».

С точки зрения здравого смысла это был, мягко выражаясь, полный идиотизм - ведь в то время, в шестидесятые годы, Афганистан находился под сильным советским влиянием. Беглецов бы отловили и передали советским властям сами афганцы. Но не забудем - этот план побега придумал Поэт! А Поэты по земле не ходят, Поэты парят в поднебесье, и им детали побегов продумывать не с руки...

В то время летчик Олег Шахматов служил при штабе Особой воздушной армии. По долгу службы Олег знал расположение всех американских военных баз как на севере, так и на юге. Знал он и другое: окажись они с Иосифом в Кабуле, там их «сердечно» встретили бы советские товарищи.

- Конечно, они бросили бы нам как землякам воды и лепешку хлеба за решетку, - говорит Олег Иванович. - Но потом бы нас переправили в Союз, и уж тогда мы с Иосифом вряд ли отделались бы ссылкой в Мордовию. За удавшийся побег в Советском Союзе ставили к стенке без особых разговоров.

Да, это было безумной авантюрой. Но ведь и выбора у Бродского не было. Нет, он хотел бежать на Запад отнюдь не ради легкой и красивой жизни (на Западе, кстати, у него и не было ни легкой, ни красивой жизни - работал много и на износ...). Он хотел бежать из Советского Союза ради сохранения своей личности, суть которой составляло творчество. Свободное творчество. А какая «свобода творчества» была в Союзе - кто не забыл, тот помнит.

Теплым октябрьским вечером Бродский, облаченный в «энцефалитку», подаренную ему красноярскими геологами, расположился на заднем сиденье легкого чешского пассажирского самолета «Супер-45» (а не «Як-12», как позже писал сам Бродский), а на коленях у него был рюкзак. Кто думает, что там были стихи, тот сильно ошибается. Стихи Бродский оставил в красноярской квартире Олега Шахматова. А в рюкзаке лежал... булыжник! Этот булыжник Бродский подобрал на поляне, уже идя к самолету, и этим булыжником он должен был, согласно его же плану, «трахнуть летчика по голове»...

- Олег Иванович, - не выдерживаю я. - Вот Бродский в интервью «Литературной газете» в 1997 году говорил, что вы купили четыре билета на тот самолет и что вы уже заняли место в том самолете. Простите, но как же вы собирались покинуть борт? И потом, даже если бы вы этот «борт» покинули, каким образом надеялись избежать встречи с советскими товарищами в Афганистане?

- Удивил! - усмехнулся Олег Иванович. - Мне тут многие на эту «несостыковку» намекали, не ты один такой умный. А дело-то - в деталях. Смотри - я сидел на правом сиденье впереди, а Бродский - сзади, за креслом пилота. Летчик нашего самолета был молоденьким щуплым пареньком, так что Иосиф мог его и убить своим булыжником... Ну сели мы в самолет. А летчик ушел в диспетчерскую. Мы сидим с Иосифом, болтаем о том о сем. Волнуемся, конечно. Я ему тогда, между прочим, сказал, что он МОЖЕТ выбросить свою каменюку. Ты, говорю, как только взлетим, нажми вот на эту колодочку, соединяющую радио и шлемофон пилота. И еще я ему сказал: начиная с этого момента, ты меня не знаешь. Иосиф послушал, кивнул своей умной головой, и мы стали ждать пилота. Тот скоро вышел из диспетчерской и направился к самолету. Пока он шел, я мысленно уже проиграл все варианты, вплоть до возможности ухода от совет-ских перехватчиков.

Но Шахматов предполагал, а летчик располагал.

- Ребята, - подойдя к самолету, загундел щуплый пилот, - дело уже к вечеру, а фиг я найду в Термезе пассажиров! Не полечу! Или полечу, но только если вы оплатите обратный рейс!

Пока летчик вымогал у пассажиров денежку, Шахматов пытался выяснить, полностью ли заправлен самолет. Это было практически невозможно: если бы это был «Як-12», количество горючего можно было определить по мерникам, но Шахматов совершенно не знал самолет «Супер-45» и его систем (иначе он бы давно взлетел сам, не дожидаясь пилота)...

Здесь, читатель, мы выдадим тебе маленький советский секрет: в то героическое время в приграничных зонах самолетные баки никогда не заполняли горючим «под завязку» - именно по причине близости границы. Ну чтобы у пилота не возникло непреодолимое искушение рвануть из советского рая... Словом, горючего у пилота действительно не было. И он требовал оплатить рейс до Термеза и обратно. А у Бродского с Шахматовым на двоих был один рубль. Так думает Шахматов. На самом деле, как пишет сам Бродский, этот рубль он потратил еще до посадки в самолет, купив на все деньги, то бишь на рубль, орехи. Видимо, чтобы питаться по дороге к Кабулу...

Дело кончилось тем, что друзья так никуда и не улетели. А раздосадованный Шахматов тут же, при свидетелях, разрядил свой «Макаров» в старый пень, на котором, говорят, отдыхали еще внуки Улугбека. С этой «разрядки» все и началось: кто-то «стукнул», что военный летчик Шахматов на гражданском аэродроме открыл стрельбу из боевого оружия. Стрелком заинтересовались компетентные органы - и клубочек постепенно размотался. Шахматова арестовали и осудили «за незаконное хранение оружия». Здесь была юридическая закавыка: КГБ таким образом мог вести следствие более двух лет. В противном случае им пришлось бы укладываться в установленные законом сроки, что в те хрущевские времена было уже нормой. Бродского же позже осудили за то, что он вовремя не предоставил справку о работе.

«Курьер».







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматической регистрации

Введите слово на картинке*

Нет комментариев

22.09.2021 16:22
«Онлайн-проект для студентов крупнейших вузов Дальнего Востока
«Ростелеком» запустил онлайн-проект «Цифровое образование» для студентов 16 крупнейших вузов Дальнего Востока России.

22.09.2021 11:51
Линейный ускоритель против онкологии
Первый в России линейный ускоритель туннельного типа, категории Elite, установят в Хабаровском крае.

22.09.2021 11:44
Осенью в Хабаровске высадят 1100 деревьев
Осенние посадки деревьев запланированы во всех районах краевого центра.

22.09.2021 10:45
Начался ремонт дорог в шести районах края
В районах Хабаровского края начался ремонт дорог местного значения за счет дополнительных средств, полученных из федерального бюджета.

22.09.2021 10:33
Независимый рейтинг выгодных займов в интернете — на проекте всезаймыонлайн
Хотите повысить шанс на одобрение заявки на микрозайм, обращайтесь в несколько компаний одновременно.



07.05.2020 10:17
Около 2,5 тысячи деклараций подали получатели «дальневосточных гектаров»
Больше всего деклараций об использовании «дальневосточных гектаров» - 819 - поступило от жителей Хабаровского края. Декларации подают граждане, которые взяли землю в первые месяцы реализации программы «Дальневосточный гектар».

23.04.2020 09:22
Здесь учат летать дельтапланы и… перепёлок
Арендатор «дальневосточного гектара» Федор Жаков, обустроивший аэродром для сверхлегкой авиации (СЛА) в селе Красное Николаевского района Хабаровского края, готов предоставить возможность взлета и посадки сверхлегких летательных аппаратов


Как бы вы оценили материальное положение вашей семьи?