поиск
27 июля 2024, Суббота
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Вы куда? На презентацию. Свататься!

29.11.2002
Просмотры
256

Возникающие в жизни контрасты иногда прошибают до слез. Вот в различных СМИ прошли материалы о прошедшей недавно в Шанхае презентации Хабаровского края. Слеза умиления покатилась: большое внимание, достигнутые договоренности и т.д. А следом в телепрограмме сюжет из Шанхая: полутемный небольшой зал, затылки сидящих людей, мелким планом какой-то президиум и экранчик монитора.

Это убожество и называется презентацией?! Тут покатилась прямо-таки жалостливая слеза. А чуть позже опять же на экраны вышли участники этого заграничного действа с деловым напором оптимистичных речей. Тут уже поползли слезы детского недоумения: что же это такое - «презентация края»? И как ее понимать?

Знатоки этого дела разъяснили: презентация - это важное, трудное и недешевое мероприятие. Скажем, шанхайская презентация стоила более 50 тысяч долларов. Стало быть, мы уже можем позволить себе потратить на «сватовство» вот такие деньги. Ну, а как иначе назвать это действо? Мы едем в чужой дом нахваливать свою «невесту»-экономику, одновременно приглядывая «женихов»-инвесторов. Чиновники и бизнесмены, правда, называют это иначе, по-современному - информационным ударом. И, представьте себе, он действительно получается. Восемь часов подряд, к примеру, наши рассказывали, а шанхайцы терпеливо слушали. И ни один не ушел. Фе-но-мен! Или банальная восточная деликатность?

Рассказывают, что абсолютный восторг мы вызвали в 1993 году в Малайзии, где уже побывали москвичи, но мы были первой российской провинцией. Мы представляли предприятия малого и среднего бизнеса и туристические компании. Наш «region» просили показать на карте, расхватали все справочники, буклеты и визитки. Нас приняли не то за купцов, не то за «индейцев». В конце концов уже не мы предлагали, а нам предлагались. Купить, разумеется. И мы бы купили хоть всю Малайзию, если бы были деньги. Но тогда только-только закончилось «талонное» время. И те, кто был в той поездке, враз поумнели. Кому мы нужны за границами? А если и нужны, то только в качестве рынка сбыта. Рассказчики той презентации вспоминают ее с восторгом и сожалением, подобно разговорам о детстве. Да, завязались было контакты, но небольшие хабаровские торговые и туристические фирмы вскоре обанкротились.

А далее уже было иначе. На выставке «Лима-97» в Малайзии наше КнААПО участвовало в авиасалоне, выставлялись стенды края, выступал вице-губернатор Виктор Тевелевич. В 1998 году - презентация в Гонгонге, а также участие в аэрокосмическом салоне в Сантьяго. Затем опять Малайзия: участие в выставках «Лима-99» и «Лима-2001», где презентация края проходила в рамках презентации Рособоронэкспорта, но по специальному постановлению правительства наш край имел свой стенд. В 2000 году в США была презентация проекта строительства газопровода Сахалин - Комсомольск - Хабаровск. И, наконец, 2002 год - летом презентация Хабаровского края в Осаке, осенью - в Шанхае. А еще наши были в Южной Корее с проектами по биотехнологиям и научными разработками. Были и другие участия в выставках, презентации отдельных предприятий и отраслей. Но все равно - не густо и не часто. Однако даже в этих подсчетах разошлись мнения, что считать началом презентаций края - Осаку и Шанхай или Малайзию и далее все подряд. Разница в том - случайная эта работа или системная? В зарубежном мире это обычная практика деловой жизни, а мы пока учимся.

Как же мы выглядим? Считается, что достойно. К примеру, в Малайзии на авиакосмической и военно-технической выставке стенд Хабаровского края был, конечно же, скромнее, чем у богатых мировых компаний. Но на приличном среднем уровне той выставки. И ныне в Шанхае был предоставлен хороший конференц-зал большой гостиницы, хотя и не в центре города.

Кто платит за эти поездки? Правительство края за своих членов делегации. Участвующие в презентации предприятия платят за себя сами. Цена одного места, к примеру, в шанхайской делегации нынче была 1750 долларов. От правительства было 10 человек, а 21 - это бизнесмены, банкиры, руководители и специалисты предприятий. В эту цену входят пролет, гостиница, питание, аренда помещения для презентации. В казино, банях-саунах на таких мероприятиях наши замечены не были. Но официальный ужин обычно дают. В Шанхае он был в ресторане, но с нашей водкой «Амур-река» и «Ерофей Хабаров». Зря что ли ездила директор ликеро-водочного завода? (Шутка.)

Как попасть на презентацию? Говорят, что проще простого - плати деньги и отправляйся. Адрес определяют министерство экономики и департамент внешнеэкономических связей. Скажем, Шанхай возник так. Из желания банкиров установить связи, поскольку российско-китайские отношения развиваются. Из пожеланий руководителей предприятий лесной отрасли. Северные китайские провинции активно скупают у нас круглый лес и перепродают его и продукцию лесопереработки в свои южные провинции. И вообще неправильно, что на юге Китая и в Шанхае деловой люд не информирован о Хабаровском крае из первых рук. Смысл: надо активизировать наши торгово-экономические связи.

А теперь о результатах. Ездим-ездим, а где они? Говорят, «Амур-пиво» после Сеула обзавелось ненашенскими пробками. Говорят, станкостроительный и кабельный заводы выполняли зарубежные заказы. А вообще-то найти итоговую информацию трудно. Во-первых, участники не обязаны о ней отчитываться. Во-вторых, переговорно-договорный процесс - долгая песня и не обязательно со счастливым концом. В-третьих, заблуждается тот, кто хочет завтра пощупать отдачу. Скажем, Хабаровский край в азиатском мире сейчас уже знают не только в качестве поставщика круглого леса, но и высокотехнологичной продукции авиа- и судостроения. Это плюс нам? Вне сомнения. Хотя, может быть, еще рано взвешивать этот плюс на рублево-долларовых весах. С другой стороны, в Шанхае нашим активно задавали вопросы, суть которых прозрачна: как могут работать китайские деньги в Хабаровском крае, какие условия гарантии инвестиций? А мы предлагали тему открытия в порту Шанхая площадки для беспошлинной оптовой торговли хабаровской продукцией лесопереработки. И на официальную встречу с нашими чиновниками пришли все руководители департаментов и подразделений Шанхайской мэрии. А в речи заместителя мэра прозвучал новый нюанс - о переориентации на восток России. И есть намерение уже в декабре провести в Хабаровске ответную презентацию Шанхая. Какие у нас здесь шансы?

Готовя эти заметки, полистала газеты, поговорила со знающими людьми. Получалось весьма любопытно: публичная информация о внешнеэкономических связях только сдержанно-одобрительная. Даже без вопросов! Но ведь они есть. Скажем, мы сорим деньгами на презентации или же прибедняемся, а может, жадничаем? Как часто, где и по какой системе их проводить? Кто это решает? Все уверяют: в информационной пропаганде края за рубежом есть сегодня большой смысл. Ну, тогда, наверное, должен быть смысл и в целевом финансировании этих мероприятий в виде отдельной строки в краевом бюджете. Если исходить из стратегии края, как корпорации, то должно быть элементарное рекламное (информационное) обеспечение. Если же деньги жалеть, то можно отстать от поезда, который называется международное разделение труда.

А вообще - при чем здесь власть? Власть - только организатор. Но не спонсор. Она может содействовать связям, но не подменять прямые функции участников рынка. Чего хотят сами участники? Как в советское время - производить, а дядя пусть их находит и покупает. Но такого уже не будет. Свою продукцию надо самим продвигать - это уже аксиома. Сколько наших руководителей дошло до понимания этого? Говорят, КнААПО не в счет - это российский уровень. Хороший местный пример - комсомольский завод «Амурлитмаш». Его экспорт не исчисляется огромными суммами, но дошел до Европы. Плохой местный пример: русскую водку в Японии продают москвичи, а не хабаровчане.

Любой хороший пример на виду. Будь то продажа за рубеж самолетов, приход в наши леса малазийской фирмы «Римбунан Хиджау». Или возрождение бикинской «швейки», где китайский капитал строчит джинсы и намерен открыть вторую очередь фабрики. Мы знаем и про «Ванино-Тайрику» с японскими инвестициями. Но почему застой в южнокорейских отношениях? А ведь так хорошо все начиналось. Помнится, были нам вьетнамцы, как братья, а что теперь?

Может, хабаровские производители и бизнес жадничают или прибедняются? Может, им не хватает амбиций и более агрессивного маркетинга? Кто в крае будет настойчиво задавать такие вопросы? Но сказав «а» активизацией презентаций в этом году, следует говорить «б» для следующих. Понятно, что такая работа сложна и требует долготерпения. Но уже складывается мнение, что ей нужно побольше публичности в крае. Не убожество информации, а многоплановая и многослойная картина. Посмотрев на которую, захотелось бы вкалывать и дерзать, а не лить слезы недоумения. Один из собеседников мне сказал: мы не бедные, мы - робкие, но это не порок. Как сказать...

Раиса ЦЕЛОБАНОВА.