За зигзаги «Косей Мару» ответит не только капитан

29.11.2002 | АРХИВ | 1м. 50 c. | 52

За «крабовые маневры» в Татарском проливе хотят наказать японскую фирму.

И если это удастся Ванинской таможне - в Хабаровском крае будет создан прецедент. До сих пор за незаконный вылов краба «отдувались» только капитаны судов. Нанимавшие их фирмы всегда оставались в стороне.

...О судне «Косей Мару», принадлежащем одной из японских фирм, наша газета писала уже дважды. Потому что дважды оно задерживалось нашими пограничниками с крабом на борту практически возле Советской Гавани - то есть в российских территориальных водах. Первый раз - в июле. Тогда на «Косей Мару» оказалось 4,5 тонны живого камчатского и волосатого краба. Естественно, никоим образом не оприходованных. Вызывало вопросы и то, почему судно тайно пересекло российскую госграницу. Но его капитан (гражданин России, как и все остальные члены экипажа) пояснил, что товар был приобретен еще в японских территориальных водах. А в российских водах корабль оказался случайно: шел на заправку топливом, попал в шторм, сломался, пришлось взять курс на Советскую Гавань, оповестить пограничников не удалось из-за барахлящей радиотехники и т.д.

Однако этот набор объяснений уже давно считается стандартным и доверия российских пограничников не вызывает. Особенно, если добавить, что помимо «барахлящей» радиотехники судно было оснащено японской спутниковой аппаратурой. Поэтому в отношении капитана было возбуждено уголовное дело по статьям «незаконное пересечение государственной границы» и «контрабанда», за которое взялись следователи ФСБ. Само же судно было передано «на сохранение» представителям японской фирмы. Ибо таковы нюансы уголовного законодательства: судно - не человек, а транспортное средство. Само по себе оно закон не нарушало, а значит, в уголовном процессе может быть представлено только в качестве «вещдока». Где же, спрашивается, хранить такой вещдок (а его ведь еще и обслуживать надо)?

...Однако японская фирма, получив судно «Косей Мару» на сохранение, подошла к этому вопросу весьма своеобразно. И уже буквально через месяц оно снова было задержано российскими пограничниками возле Советской Гавани. Только теперь на его борту находилось уже 25 тонн живого краба. Разумеется, новый капитан как «Отче наш» отбарабанил уже знакомую версию событий: крабы были куплены, потом судно пошло на заправку, но попало в шторм, сломалось, оповестить об этом российские власти не удалось из-за барахлящих радиостанций. При этом «сломанное» судно проявило завидную прыть, удирая от пограничного катера, а на его борту оказалось еще около 20 тонн топлива.

Понятно, что в отношении нового капитана судна тоже было возбуждено уголовное дело, и тоже по статьям «незаконное пересечение государственной границы» и «контрабанда» УК РФ. А вот с «прытким» судном вопросы остались. И дабы пограничникам не пришлось ловить его в третий раз, было найдено «соломоново решение». Конфисковывать корабль в принципе позволяет Кодекс об административных правонарушениях, если на то есть соответствующее решение суда. Поэтому судно было арестовано, а Ванинская таможня завела дело о нарушении таможенных правил (имея в виду незадекларированного краба). И в конце концов дело дошло до Ванинского районного суда...

Судебное заседание, которое было назначено на конец октября, могло бы стать неприятным прецедентом для фирм, для которых капитаны судов лишь разменная монета в их крупном крабовом промысле. Ведь в отличие от капитанов, постоянно рискующих пойти под «статью», их работодатели еще никогда не «тонули». На место одного пойманного капитана всегда найдется сто других, готовых идти на риск: ни для кого ведь не секрет, что рискуют капитаны за большие деньги.

Но если потеря капитана - не беда для «китов» международного крабового промысла, то потеря целого судна - это уже ощутимо. Особенно, если дело это станет обычной российской практикой. Как говорится, тут уже есть над чем задуматься. Вот почему так много зависело от решения Ванинского суда. Но суд ограничился лишь назначением штрафа японской фирме, чье судно дважды совершило странные маневры в российских территориальных водах.

Впрочем, этот вердикт был тут же опротестован Ванинской транспортной прокуратурой и на днях отменен уже краевым судом. Впереди - новое рассмотрение дела.

А тем временем начали происходить дела весьма интересные. И даже неожиданные.

В уголовные дела, возбужденные в отношении капитанов, решила вмешаться военная прокуратура Тихоокеанского регионального управления Федеральной погранслужбы, которое находится аж во Владивостоке. Из письма, которое она направила следователям, выходило, что они взялись не за свое дело. Потому что Татарский пролив - зона ответственности Тихоокеанского управления ФПС. Надо будет - мы сами дело возбудим.

Сия правовая коллизия, разумеется, никак не ускорила следственные действия (если, конечно, военная прокуратура добивалась именно этого). Однако и упрекнуть ее в чем-то таком кто ж подумает. Если кого и упрекать, то разве что авторов нового Уголовно-процессуального кодекса, которое относит одни и те же статьи УК к подследственности разных правоохранительных органов. Удобно! Если контрабандист на берегу стоит - пусть ФСБ дело заводит, если успел одной ногой в море ступить - следует пограничников для этой же цели звать... А потому позиции нелегального крабового промысла и по сей день гораздо сильнее, чем позиция всех российских правоохранительных органов вместе взятых.

Ольга НОВАК.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматической регистрации

Введите слово на картинке*

Нет комментариев

20.10.2021 19:30
Михаил Дегтярёв: «Приглашаем на чемпионат «Молодые профессионалы»

20.10.2021 10:44
Перелёты в Москву станут доступнее
Перелеты в Москву стали доступнее для жителей Хабаровского края. «Аэрофлот» возобновил продажу билетов по программе субсидированных перевозок для дальневосточников.

20.10.2021 10:24
Юбилей Скорой помощи
80-летний юбилей Городской станции скорой помощи отметили в Комсомольске-на-Амуре.

20.10.2021 10:17
Отопительный сезон в крае начат успешно
В Хабаровском крае стартовал отопительный сезон 2021/2022 года. 435 котельных края (100%) запущены в работу.

20.10.2021 10:00
Продукция «Амурстали» востребована
«Амурсталь» является единственным на Дальнем Востоке современным электрометаллургическим заводом по переработке лома черных металлов.



07.05.2020 10:17
Около 2,5 тысячи деклараций подали получатели «дальневосточных гектаров»
Больше всего деклараций об использовании «дальневосточных гектаров» - 819 - поступило от жителей Хабаровского края. Декларации подают граждане, которые взяли землю в первые месяцы реализации программы «Дальневосточный гектар».

23.04.2020 09:22
Здесь учат летать дельтапланы и… перепёлок
Арендатор «дальневосточного гектара» Федор Жаков, обустроивший аэродром для сверхлегкой авиации (СЛА) в селе Красное Николаевского района Хабаровского края, готов предоставить возможность взлета и посадки сверхлегких летательных аппаратов


Как бы вы оценили материальное положение вашей семьи?