За зигзаги «Косей Мару» ответит не только капитан
За «крабовые маневры» в Татарском проливе хотят наказать японскую фирму.
И если это удастся Ванинской таможне - в Хабаровском крае будет создан прецедент. До сих пор за незаконный вылов краба «отдувались» только капитаны судов. Нанимавшие их фирмы всегда оставались в стороне.
...О судне «Косей Мару», принадлежащем одной из японских фирм, наша газета писала уже дважды. Потому что дважды оно задерживалось нашими пограничниками с крабом на борту практически возле Советской Гавани - то есть в российских территориальных водах. Первый раз - в июле. Тогда на «Косей Мару» оказалось 4,5 тонны живого камчатского и волосатого краба. Естественно, никоим образом не оприходованных. Вызывало вопросы и то, почему судно тайно пересекло российскую госграницу. Но его капитан (гражданин России, как и все остальные члены экипажа) пояснил, что товар был приобретен еще в японских территориальных водах. А в российских водах корабль оказался случайно: шел на заправку топливом, попал в шторм, сломался, пришлось взять курс на Советскую Гавань, оповестить пограничников не удалось из-за барахлящей радиотехники и т.д.
Однако этот набор объяснений уже давно считается стандартным и доверия российских пограничников не вызывает. Особенно, если добавить, что помимо «барахлящей» радиотехники судно было оснащено японской спутниковой аппаратурой. Поэтому в отношении капитана было возбуждено уголовное дело по статьям «незаконное пересечение государственной границы» и «контрабанда», за которое взялись следователи ФСБ. Само же судно было передано «на сохранение» представителям японской фирмы. Ибо таковы нюансы уголовного законодательства: судно - не человек, а транспортное средство. Само по себе оно закон не нарушало, а значит, в уголовном процессе может быть представлено только в качестве «вещдока». Где же, спрашивается, хранить такой вещдок (а его ведь еще и обслуживать надо)?
...Однако японская фирма, получив судно «Косей Мару» на сохранение, подошла к этому вопросу весьма своеобразно. И уже буквально через месяц оно снова было задержано российскими пограничниками возле Советской Гавани. Только теперь на его борту находилось уже 25 тонн живого краба. Разумеется, новый капитан как «Отче наш» отбарабанил уже знакомую версию событий: крабы были куплены, потом судно пошло на заправку, но попало в шторм, сломалось, оповестить об этом российские власти не удалось из-за барахлящих радиостанций. При этом «сломанное» судно проявило завидную прыть, удирая от пограничного катера, а на его борту оказалось еще около 20 тонн топлива.
Понятно, что в отношении нового капитана судна тоже было возбуждено уголовное дело, и тоже по статьям «незаконное пересечение государственной границы» и «контрабанда» УК РФ. А вот с «прытким» судном вопросы остались. И дабы пограничникам не пришлось ловить его в третий раз, было найдено «соломоново решение». Конфисковывать корабль в принципе позволяет Кодекс об административных правонарушениях, если на то есть соответствующее решение суда. Поэтому судно было арестовано, а Ванинская таможня завела дело о нарушении таможенных правил (имея в виду незадекларированного краба). И в конце концов дело дошло до Ванинского районного суда...
Судебное заседание, которое было назначено на конец октября, могло бы стать неприятным прецедентом для фирм, для которых капитаны судов лишь разменная монета в их крупном крабовом промысле. Ведь в отличие от капитанов, постоянно рискующих пойти под «статью», их работодатели еще никогда не «тонули». На место одного пойманного капитана всегда найдется сто других, готовых идти на риск: ни для кого ведь не секрет, что рискуют капитаны за большие деньги.
Но если потеря капитана - не беда для «китов» международного крабового промысла, то потеря целого судна - это уже ощутимо. Особенно, если дело это станет обычной российской практикой. Как говорится, тут уже есть над чем задуматься. Вот почему так много зависело от решения Ванинского суда. Но суд ограничился лишь назначением штрафа японской фирме, чье судно дважды совершило странные маневры в российских территориальных водах.
Впрочем, этот вердикт был тут же опротестован Ванинской транспортной прокуратурой и на днях отменен уже краевым судом. Впереди - новое рассмотрение дела.
А тем временем начали происходить дела весьма интересные. И даже неожиданные.
В уголовные дела, возбужденные в отношении капитанов, решила вмешаться военная прокуратура Тихоокеанского регионального управления Федеральной погранслужбы, которое находится аж во Владивостоке. Из письма, которое она направила следователям, выходило, что они взялись не за свое дело. Потому что Татарский пролив - зона ответственности Тихоокеанского управления ФПС. Надо будет - мы сами дело возбудим.
Сия правовая коллизия, разумеется, никак не ускорила следственные действия (если, конечно, военная прокуратура добивалась именно этого). Однако и упрекнуть ее в чем-то таком кто ж подумает. Если кого и упрекать, то разве что авторов нового Уголовно-процессуального кодекса, которое относит одни и те же статьи УК к подследственности разных правоохранительных органов. Удобно! Если контрабандист на берегу стоит - пусть ФСБ дело заводит, если успел одной ногой в море ступить - следует пограничников для этой же цели звать... А потому позиции нелегального крабового промысла и по сей день гораздо сильнее, чем позиция всех российских правоохранительных органов вместе взятых.
Ольга НОВАК.