Господу помолимся! А какому?
Просто беда у нас с религией - и все тут. Хорошо было до революции: православная церковь являлась государственным институтом - и точка. Хорошо было и после революции: церковь была отделена от государства. И тоже точка. И не над чем тут голову ломать.
А вот в эпоху построения «демократического общества» стало плохо. Очень плохо. И чем больше шагов на пути к демократизации, тем все хуже и хуже. Пожалуйста вам: Конституция России гарантирует свободу совести. Хочешь - в православную церковь ходи, хочешь - Будде поклоняйся, хочешь (страшно подумать!) - оставайся атеистом. Несовершенно это. Непонятно, как государственным органам выстраивать свои отношения с религиозными институтами. А выстраивать, в силу некоторых негативных процессов, происходящих в обществе, приходится. И вот государство, если кто не заметил, решило затянуть гайки. В чем-то этот процесс «Норд-Ост» подстегнул. Но начался он, конечно, гораздо раньше.
Еще в июне нынешнего года Госдума РФ приняла закон «О противодействии экстремистской деятельности», в котором религиозный экстремизм прописан, можно сказать, отдельной строкой. Что выглядит, кстати, вполне логично на фоне многочисленных террористических актов, которые совершаются то под знаменем ислама, то еще под каким-нибудь. Тут вам и «Аум Сенрике», и «Белое братство», и черт-те что еще.
Понятно, что экстремизм есть крайнее и последнее проявление религиозной идеи (как, впрочем, и любой другой). И закон должен расставить здесь необходимые акценты. Но в обществе не случайно начались широкие дискуссии на темы вроде «несет ли в себе экстремизм ислам в чистом виде» и так далее. На страницах газет перетряхивается Коран на предмет соответствующих цитат. Что тоже, конечно, можно понять. Любая проблема требует, в конце концов, общественного осмысления. Если речь идет только об этом.
Но речь, кажется, уже не об этом. Новые государственно-идеологические веяния, которые (как представляется) назревали давно, обрели на днях зримые формы и очертания. И это стало очевидно, когда министр образования России Владимир Филиппов разослал по местным управлениям образования примерное содержание нового учебного предмета - «Православная культура». Предполагается, что школьники будут изучать его все одиннадцать лет учебы, а по количеству учебных часов новый предмет опережает и физику, и химию.
В защиту нового школьного предмета, конечно, можно сказать много. Теперь наши школьники не будут ловить мух перед полотнами великих художников. Да и сам предмет вроде бы должен носить факультативный характер. Однако «рекомендации» Минобраза «включить его в учебный план общеобразовательной школы», причем за счет часов, которые сегодня выделяются на обществознание, физиологию и искусство, о многом говорят. А вкупе с другими государственными нововведениями складываются в весьма печальную мозаику. И составляющие этой мозаики - вещи, что называется, знаковые.
Из этого же, например, ряда - последние поправки к закону РФ «О средствах массовой информации», принятые Госдумой. Принятые на скорую руку в весьма удачный (с точки зрения идеологического обеспечения) момент: на фоне «Норд-Оста» общество еще бы и не такое проглотило. Пусть даже пресловутые поправки дублируют уже существующие законы. Пусть они оставляют весьма широкое поле для толкования (и, соответственно, - репрессивного воздействия на СМИ со стороны государства). Теперь на всякий конструктивный вопрос о том или о сем можно отвечать весьма универсально: «А вы что, за экстремизм?».
О-о, теперь очень легко объяснить любые правовые ограничения. Запрет на разглашение в СМИ методов и средств, которые применяются спецслужбами во время спецопераций, легко объясняется заботой о безопасности заложников. Но никто не собирается объяснять (а уж тем более, закон): этот запрет действует только в МОМЕНТ спецоперации или ВСЕГДА? Могут ли журналисты сообщать обществу о количестве мирных жертв через день после окончания спецоперации, или через год, или через двадцать лет? Или мы все-таки возвращаемся к хорошо апробированному в советские годы государственному контролю за СМИ? А это может означать только одно: государство не хочет, чтобы общество контролировало его силовые структуры и его силовые акции. Вообще - любые акции. Из чего, опять же, может вытекать следующее: эти акции плохо согласуются с официально провозглашенными ориентирами и ценностями. Идеологический тупик, который можно дезавуировать лишь контридеологическими мероприятиями.
Имеем ли мы дело именно с ними? По сути, в любом обществе существует всего несколько институтов, гарантирующих свободу граждан на убеждения и их реализацию. Это пресса, это свобода избирать и быть избранным в органы власти, свобода объединяться в партии и общественные организации и свобода исповедовать любую религию. Что на практике?
Подавляющее «единство» в думе, личное участие президента в выстраивании «гражданского общества» из общественных организаций, последняя попытка поправок к закону о СМИ (которую президент, правда, не поддержал) и «православная культура» в школе. Американские дети начинают школьный день с клятвы перед государственным флагом. Российские будут выстраиваться перед образами. Русские ли они, якуты или евреи. Нонсенс? Как сказать... Те, кто это придумал, прекрасно понимают: убеждения закладываются в детстве. Похоже, что государство, не сумев за несколько лет придумать адекватной «национальной идеи», возвращается к старому доброму: «самодержавие, православие, народность». Разумеется, с поправкой на президентство - с легким «самодержавным» душком, впрочем.
Нет, никто не собирается спорить с тем, что православная церковь в истории России сыграла особую роль. Таковы реалии. Но сегодняшнее государство российское отделено от церкви или нет? Оно провозглашало в своей Конституции равенство всех национальностей и свободу совести или нет? И, в конце концов, неужели «тотальная религиозность» как раз и есть то, что отвечает духовным запросам современного общества?
Ответ на этот вопрос весьма болезненный. Ни для кого давно не секрет, что «религиозная составляющая» в современном мире - всегда часть более общей политики. Один из кирпичей в большой кирпичной стене. Но если он просто один - значит, остальные раскрошились или вывалились. Не тот был раствор.
Провозглашенные Конституцией права и свободы граждан проиграли в тяжелой борьбе за установление конституционного порядка. Просто оказалось, что этот двойной груз был России не по плечу. Все устали. Порядок важнее. А порядок, как и разруха, начинается в головах.
...Конституцию, конечно, уже никуда не денешь. Но в России недаром столетиями пестовался изощренный административный ресурс. При общем равенстве национальностей и религий одна национальность и одна религия - в соответствии с общеобразовательной политикой - будут чуть-чуть «равнее». В стране даже бродят идеи о создании еще одного нового министерства - Минкульта. То есть Министерства культов, а не культуры, если кто подумал неправильно.
Ибо пора уже думать правильно, господа.
Ольга НОВАК.