поиск
25 июля 2024, Четверг
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Второй у Амурзета. Уже в Китай

26.12.2002
Просмотры
545

Может быть, кто-то и догадывался, но многие наверняка и не предполагали, какую тайную возбуждающую роль сыграет заново отстроенный и по-современному обустроенный сдвоенный железнодорожный и автомобильный переход через Амур близ Хабаровска. Это еще только начинает становиться воочию заметным. А скоро, пожалуй, станет вполне очевидным.

Мост потянул к себе автомобильные потоки с трех сторон - с запада, востока и севера. Но и это только часть его роли: он пробудил интерес к российским дорогам перевозчиков, грузовладельцев и товаропроизводителей в соседнем Китае. Сопредельные с нами китайские провинции рвутся на нашу территорию со своими торговыми и другими прочими деловыми интересами. А для этого нужно преодолеть природную, разделяющую нас преграду - реку Амур. Потому-то и родилась не так давно идея построить мост через Амур у райцентра Амурзет в Еврейской автономной области на российской территории и у поселка Миншань - на китайской стороне. Хотя идеи мостовых переходов через главную реку Дальнего Востока в разных местах созрели давно, но эта, по всему видно, своим воплощением обойдет другие.

* * *

Если выйти на окраинную улицу Амурзета, от которой вдоль берега и начинается пограничная полоса, то напротив, на той, правой стороне Амура, открывается панорама Миншаня. Видно, что это уже не заштатная деревня, какой она была всего три года назад, а крупный промышленный поселок с современными каменными домами и корпусами каких-то предприятий. Живой городок с автомашинами на улицах, с пешеходами. Кто-то из них, возможно, в эту минуту смотрит и в нашу сторону.

...Начальник таможенного участка Петр Силин очень удивлен, но приезжим из Хабаровска чрезвычайно рад. И охотно рассказывает обо всем, что, разумеется, разрешено к огласке. Вчера, например, с китайской стороной подписали соглашение о том, что ледовая дорога по реке Амур, соединяющая Амурзет и Миншань, подготовлена к эксплуатации и по ней уже может быть открыто оживленное движение. Так здесь бывает издавна и всегда в почти один и тот же декабрьский день. Но нынче из такого графика выбились: лед на Амуре необходимой толщины образовался на неделю раньше по причине низкого уровня воды в реке и ранних крепких морозов. А дорогу и на этом, и на том берегу ждут с великим нетерпением. Не знаю, как китайским таможенникам, а нашим из Биробиджана, Хабаровска и других российских мест чуть ли не по нескольку раз на дню звонят: готовы ли?

В этом году, по авторитетному заявлению Силина, по зимней дороге через Амур в этом месте предстоит перебросить туда и сюда в три, а то и четыре раза грузов больше, чем в былые годы. Что за оказия? Оказывается, уже приготовлены на нашем берегу для экспорта более трех тысяч тонн металлолома. Иное дело, какого он происхождения, но все документы на него оформлены в соответствии с законом. В этом году на территории российской стороны заработало только что созданное производственное общество «Сэньхэ-лесопром». И заработало так, что на окраине Амурзета появились гороподобные штабеля многих тысяч кубометров разнопородной древесины из российской тайги. Чувствуете, в чем интерес китайцев на нашей стороне? А на том берегу ждут перевалки сотни тонн овощей, закупленных оптовиками из Биробиджана, Хабаровска, Комсомольска. Нетерпением горят и китайские, и российские туристы. Впрочем, понятно, что это за публика - «челноки», предприниматели мелкого и среднего торгового бизнеса с тюками и баулами на загорбках. Для них и в Китае, и на Амурзетском автопредприятии уже приготовлены автобусы, введенные в графики ежедневных маршрутов. Пока что «проникновение» китайцев к нам и россиян на китайскую сторону ограничено определенными двусторонними соглашениями территорий. Но дело идет к тому, что, переехав Амур у Амурзета, китайский гость, например, домой может вернуться через пункты пропуска в Приморье или Амурской области. Такой же крюк на китайской территории будут иметь возможность сделать российские туристы и предприниматели.

Но ледовый переход, надежный и круглосуточный, может действовать не более трех месяцев в году. А в остальные девять месяцев таможенное сообщение двух сторон - это сплошные проблемы. Так что постоянно действующий мост однозначно нужен.

* * *

Конечно, одни из Еврейской автономной области с возможным строительством моста у Амурзета связывают скромные местечковые интересы, не выходящие за пределы приграничного Октябрьского района или в лучшем случае Биробиджана, другие на это смотрят смелее и шире. Ко вторым относится и Валерий Гуревич, заместитель главы областного правительства.

- Мост через Амур у Амурзета - очень удобный выход приграничных провинций Китая на автомагистрали не только Дальнего Востока. У Биробиджана находится стык автодороги из Амурзета и федеральной дороги Чита - Находка, - сказал Гуревич во время нашего разговора. (Кстати, у Биробиджана стоит километровый столб с цифрами «2000». Счет идет от Читы. - Л.Г.).

И дальше Валерий Соломонович нарисовал картину возможных перемен инфраструктуры, которые произойдут со строительством моста. Ведь с открытием мостового перехода через Амур у Хабаровска на территории Еврейской области вдоль дороги Чита - Находка появляется все больше небольших гостиниц, кемпингов, АЗС, ресторанчиков, буфетов «на скорую руку» и прочего. Это не только удобно и приятно для путешественников, но и доходно для областного бюджета.

То же самое произойдет и вдоль дороги Биробиджан - Амурзет. Как-никак, а это двести километров с приличным гаком, преодолевать которые на автомашине утомительно. И протрясет так, что потягивает чем-нибудь горячим перекусить. Сегодня сто километров дороги покрыты асфальтом, а остальная ее часть - это гравийка. Местами - «стиральная доска» с прочной, пожалуй, уже до весны наледью. А по сторонам ее - унылые признаки разрухи и запустения. Если по пути до Биробиджана навстречу нашей машине льется железный поток гудящих моторов, то до Амурзета редкий и одинокий автопутник встречался нам. И все это должно кануть, когда откроется мост. Что здесь будет конкретно, сказать не могу, но, по словам Гуревича, «другая здесь будет жизнь».

А китайцы на свою выгоду от моста смотрят не только с транспортной «платформы». В приложении к технико-экономическому обоснованию строительства моста, которое разработал Шанхайский муниципальный проектный институт инженерных сооружений, говорится, что мостовой переход Миншань - Амурзет позволит оживить добычу богатых полезных ископаемых ЕАО не только для нужд Еврейской автономной области и провинции Хэйлунцзян, но и для экспорта их в другие страны. А кроме того, признает китайская сторона, «неприхотливые китайские сельскохозяйственные работники могут заняться земледелием на заброшенных нынче полях области».

В зимнюю пору грузовики с российского берега доезжают до Лобэя, Цзямусов, Инчуня, Хэгана. Но только в зимнюю пору. А мост даст возможность круглый год доезжать из Шанхая до Хабаровска и Комсомольска.

* * *

Сейчас, пожалуй, трудно со всей возможной определенностью сказать, на каком, правом или левом, берегу родилась идея строительства этого моста. Видимо, идея эта витала в воздухе и назрела настолько, что очевидную необходимость ее воплощения в жизнь высказали разом и русские, и китайцы. Не ограничиваясь лишь местными масштабами, авторы идеи увидели, что мост соединит Китай с трансроссийской автомобильной магистралью, которая в скором времени пройдет по всей территории нашего государства - от центра до Тихоокеанского побережья.

Директор института «Дальгипродор» Сергей Рыженко рассказал, что и он сам, и его коллеги по просьбе правительства ЕАО неоднократно участвовали в переговорах с китайскими делегациями, ездили в Хэган, изучали возможности строительства моста. Сейчас «Дальгипродор» к ТЭО китайских проектировщиков готовит инвестиционное обоснование. Работа сложная и кропотливая.

Итак, ориентировочная длина стального арочного моста - 1280 метров, две полосы движения, общая протяженность подходов к мосту - 3,89 километра. Конечно, мост у поселка Амурзет отличается в значительной степени от моста у Хабаровска и меньшими габаритами, и тем, что главный мостовой переход в Приамурье совмещен и предназначен для железнодорожного и автомобильного движения одновременно, а тот, о котором идет речь, планируется построить автодорожным. Мост будет стальным, шириной 20,5 метра, с арками, опоры железобетонные, массивные, на фундаменте глубокого заложения из буронабивных столбов. На самом мосту и на подходах к нему будут установлены системы освещения и средств безопасности движения, обустроены пункты пропуска на границе и сбора платежей.

Китайская сторона предлагает судоходные пролеты построить в виде однореберной арки, чтобы придать им изящный вид, с одновременной жесткостью конструкции на уровне передового мирового опыта мостостроения.

На основании торгов будет определена и генеральная подрядная организация. И если торги выиграет китайская сторона, то поставки всех конструкций будут делать китайские предприятия. Общая стоимость строительства мостового перехода - 116,6 миллиона долларов.

Где взять такие деньги? При нынешнем отношении правительства России к проблемам Дальнего Востока рассчитывать на бюджетные средства не приходится. Надежда на деньги Минтранса и Дорожного фонда. Но пока не ясно, какова доля расходов российской стороны на строительстве моста. Постепенно обе стороны склоняются к паритету, фифти-фифти. Хотя партнеры из Поднебесной выражают готовность все расходы взять на себя. Но допустить этого нельзя, поскольку и та часть мостового перехода, которая ляжет на российский берег Амура, станет собственностью Китая. Это может породить множество даже непредвиденных проблем. Но уже сегодня, когда дело еще не дошло до межправительственного решения, в России находятся добровольные инвесторы, которые предлагают свои капиталы. Даже Израиль, многие граждане которого связаны с жителями ЕАО родственными узами, готов вложить свои финансы в строительство моста. В любом случае, в правительстве области есть намерение денег на мост у правительства России не просить.

* * *

На глазах жителей Амурзета за короткое время произошло чуть ли не чудодейственное преображение китайского поселка Миншань. И на левом берегу Амура искренне завидуют тем, кто живет на правом. Хотя, может быть, и опрометчиво, недодуманно завидуют. Но справедливо негодуют по поводу нынешнего своего житья. Почти восемьдесят лет назад выходцы то ли из Канады, то ли из северных штатов Америки основали здесь Амурское земельное еврейское товарищество. Отсюда и название наполовину из аббревиатуры пошло - Амурзет. На благословенных землях раскинулись совхозные владения сначала Сталинского, а затем переименованного в Октябрьский района. Громкая слава была и у самого райцентра, и у сельских хозяйств. Богатели и соей, и молоком, и овощами, и мясом. Но теперь большой крест поставлен на прошлом. С нового года будет здесь Амурзетский сельский округ. Из 5306 жителей райцентра едва не третья часть сегодня - безработные. Крестьянско-фермерские хозяйства всех работой обеспечить не в состоянии - сами едва выживают: нынче сою и с половины полей собрать не успели. Знаменитый совхоз «Амурский» и пчелосовхоз «Первомайский» приказали долго жить. Местный молокозавод был лучшим в Хабаровском крае. А теперь по винтикам, по дощечке растащили его. Нет уже сельхозтехники, ремонтно-строительного участка, заготконторы, мехколонны. Несколько лет назад закрылся местный аэропорт, перестали ходить сюда «Ракеты» и «Метеоры». Все и сообщение: два рейса автобуса в неделю до Хабаровска и три - до Биробиджана. Не раз слышали мы в Амурзете сокрушения: «Зря мы от Хабаровского края отделились. Выживать уже и сил не хватает. Амурзет только и выживает потому, что область помогает. Мы тут, честно говоря, только территорию стережем».

Когда-то, в давние уже времена, довелось мне писать очерк о Герое Советского Союза, главном механике из Дежнева Георгие Дорофеевиче Лопатине. Теперь он живет в семье дочери в Амурзете. Ну как было не воспользоваться оказией и не навестить знатного человека. С нынешнего августа пошел Георгию Дорофеевичу девяностый год. Дочь его, Валентина Георгиевна, рассказала, что третьего дня наведались к ним трое каких-то короткостриженых. Трижды приходили, уламывали Георгия Дорофеевича продать Звезду Героя и орден Ленина к нему. «Хорошие деньги давали. Отвадила я их, мол, это слава человеческая. А славу продавать нельзя. Небось для аферы какой нужны им эти награды». И это тоже приметы нашего времени.

Леонид ГАПИЧ.