Какая температура у медицины края
поиск
7 июля 2025, Понедельник
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Какая температура у медицины края

10.01.2003
Просмотры
383

За два с небольшим года Валентину Савкову, стоящую у штурвала министерства здравоохранения Хабаровского края, «не лягнул» лишь ленивый, интерпретируя и критикуя ее политику. Но она старается не брать обиды близко к сердцу, считая, что кто не работает, тот не ошибается, и методично идет по выбранному пути.

- Валентина Михайловна, в должности министра вы уже третий год. До вашего прихода департамент находился не в лучшем состоянии. Как вы оцениваете прожитое время? Удалось ли вам, фармацевту, найти понимание в кругах медицинской общественности?

- Новые задачи реформирования здравоохранения края потребовали иных организационных технологий и, следовательно, обновления команды. Чистки рядов не было, потому что в аппарате управления много грамотных, опытных специалистов. Были лишь небольшие перестановки и ряд увольнений, но я рада, что люди, с которыми расстались, нашли себя в других структурах - и медицинских, и не медицинских. Им на смену пришли более опытные специалисты, в том числе бывшие главные врачи, готовые к переменам, принятию решений и ответственности за них.

Время показало эффективность изменения структуры аппарата управления, выделения отделов, которые «вписались» в общероссийскую концепцию развития здравоохранения. Отдел экономического планирования возглавил доктор медицинских наук, профессор В. Кораблев, отдел стандартизации и инновационной деятельности - кандидат медицинских наук А. Мощинецкий, отдел клинико-экспертной работы - И. Балабкин. Можно привести и другие примеры, но главное - структурные и кадровые изменения были произведены в интересах дела. Как следствие, улучшилось взаимодействие между аппаратом, главными врачами и врачами-практиками. Сейчас минздрав работает как единая команда.

Мы оказались правы, реорганизовав самостоятельную прежде лицензионно-аккредитационную комиссию в отдел по лицензированию медицинской и фармацевтической деятельности. В 2002 году Минздрав России пошел по такому же пути, делегировав органам управления здравоохранением территорий России право осуществлять лицензионную деятельность.

Бесспорно, существующая система управления требует дальнейшего совершенствования, и мы продолжаем восстанавливать вертикаль власти и взаимодействие в краевой системе здравоохранения на основе стандартизации, лицензирования и аккредитации. У нас много нерешенных проблем, но есть понимание медицинским сообществом, что перемены необходимы.

В течение последних лет в крае построены и введены в эксплуатацию после капитального ремонта и реконструкции 34 лечебно-профилактических учреждения и отделения нового типа, начиненные технологиями XXI века. Они у всех на слуху: перинатальный центр, кожно-венерологический диспансер, центр по борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями; отделения сложного эндопротезирования в краевой клинической больнице №2, эндоваскулярной хирургии в «Дальмедцентре», лапароскопическое отделение в городской больнице №11 г. Хабаровска. В прошлом году распахнули двери для пациентов хорошо оснащенные поликлиника №3 в Хабаровске, женская консультация в Комсомольске-на-Амуре. Безусловно, эти результаты нельзя считать исчерпывающими, и нерешенных проблем гораздо больше, чем решенных.

Важно то, что сегодня идут серьезные вложения в материально-техническую базу здравоохранения. Здесь трудно переоценить роль губернатора края Виктора Ишаева. Масштабность этой личности и преданность интересам жителей края вызывают восхищение. Согласитесь, социальная политика - это не только помощь нуждающимся, это инвестиции в будущее. Именно это происходит в здравоохранении, которое находится под постоянной опекой губернатора.

- Насколько оправдана такая политика, продуман выбор строящихся объектов, кто определяет приоритеты?

- Расходы на здравоохранение оправданы, поскольку это вложения в настоящее и будущее края. Что касается обоснованности направления финансовых ресурсов, то здесь нет ничего случайного. В крае приняты стратегия развития здравоохранения на среднесрочную перспективу и план действий по ее реализации. Он сбалансирован по срокам, целям, задачам, ресурсному обеспечению, что делает его жизненным, и лучшее тому подтверждение - перечисленные выше объекты здравоохранения и развернутые в них современные медицинские технологии.

Сошлюсь на пример из области внедрения эндоскопических методов оперативного лечения, доля которых в стационарах достигла 5 процентов среди хирургических и 15 процентов среди гинекологических операций и продолжает увеличиваться. И хотя стоимость эндоскопических методов существенно выше традиционных, мы считаем их перспективными и экономичными. Эта операция для пациента означает малую травматичность, минимальный стресс и, как следствие, быстрое выздоровление. Для экономики края она выливается в снижение социальных затрат, поскольку длительность пребывания в стационаре сокращается в среднем до трех с половиной дней вместо 16-18, а трудоспособность после таких оперативных вмешательств восстанавливается в три раза быстрее.

В Хабаровском крае широко стали применяться хирургические методы лечения ишемической болезни сердца, острые расстройства коронарного кровообращения (инфаркт миокарда, стенокардия) теперь врачуются современнейшими методами. Наши кардиохирурги более успешно лечат врожденные и приобретенные пороки сердца, аритмию, сердечную недостаточность у юных и пожилых пациентов. Новые технологии используются в эндокринологии, нейрохирургии, ревматологии, психиатрии.

Для этого требуются немалые затраты, но, согласитесь, получаемый результат стоит вложений. В 2001 году благодаря администрации Хабаровского края была приобретена и направлена в медицинские учреждения края (в том числе и в муниципальные) эндоскопическая техника на сумму 15 млн. рублей. Приобретены пять рентгенологических установок и три магнито-резонансных томографа стоимостью 172 млн. рублей. Это самая передовая диагностическая технология, а кто хорошо диагностирует, тот хорошо лечит. А вот чего нам недостает, так это реабилитационной службы, учреждений длительного медицинского ухода за больными. Еще очень много неприспособленных помещений, в которых работают врачи, всевозможных крошечных больничек, ставящих под сомнение безопасность лечебно-диагностической помощи.

- Вы доказали, что в сравнении с другими краями и областями региона на хабаровскую медицину идут немалые деньги из краевого бюджета. Но в то же время на коллегии минздрава отмечалось, что чем больше в медицину вкладывается средств, тем хуже лечение. Откуда этот парадокс?

- А это уже проблема эффективного использования того, что имеем. Но и потом - всякое броское сравнение, как известно, хромает. Нельзя ждать быстрой отдачи от вложений в здравоохранение. Что касается финансирования, то ежегодно 16 процентов консолидированного бюджета края направляется на нужды здравоохранения. И хотя эти средства не отражают реальной потребности отрасли, жаловаться все же грех. Сегодня край по большинству показателей заболеваемости занимает срединное положение среди 89 субъектов РФ, а по ряду из них более выгодное. К сожалению, мы вынуждены констатировать, что так же, как и в РФ, общие показатели заболеваемости жителей Хабаровского края остаются стабильно высокими за счет роста хронических и социально обусловленных болезней. Но если уровень общей заболеваемости за последнее десятилетие в РФ вырос на 20 процентов, то в крае - лишь на 12. Значит, увеличивающееся финансирование в сочетании с программно-целевым подходом в управлении оправданно. Конечно, нам всем хочется уже завтра ощутимых перемен к лучшему, но такого не бывает. Отчасти и из-за того, что здоровье человека лишь на 10-15 процентов определяется уровнем медицины. Никакие программы, никакой «медицинский» бюджет не сделает человека здоровым, если он не будет сам к этому стремиться. Ответственность человека за свое здоровье - это то, чего нам так не хватает и что во всем мире является глобальным фактором, определяющим выживаемость. Сошлюсь на данные статистики: регулярно занимаются спортом 12 процентов населения, регулярно потребляют наркотики 20 процентов, курильщиков у нас 45 процентов. Добавьте к этому алкоголизм, неумеренность в еде и ответите на вопрос, почему не удается увеличить продолжительность жизни людей. Вопрос в том, что и нам, и вам, работникам СМИ, нужно формировать у людей потребность быть здоровыми. Это очень сложная задача.

- В почте «Тихоокеанской звезды» по-прежнему много - и вы это заметили по нашим публикациям - критических сигналов о недостатках в здравоохранении, низком качестве врачебной помощи, платной и бесплатной медицине. Какова стратегия краевого минздрава в этих вопросах?

- Хабаровчанам, попадающим в больницы, нередко навязывается оплата дорогостоящих лекарств, расходных материалов. Но, согласитесь, изменить положение в системе можно лишь сообща. Все жалобы на неправильные действия медицинских работников, плохое качество лечения разбираются нами с особой тщательностью. Но бесспорно и другое: в медицинской профессии благородных и честных людей все же больше.

Тем не менее, проблема платности и бесплатности медицинских услуг давно уже является больше социальной. Вы знаете, что ни в одной стране мира, даже там, где на здравоохранение тратятся миллиарды долларов, не гарантируется бесплатность всех видов медицинской помощи всем гражданам. Не секрет также, что стоимость этой помощи растет, и все из-за развития новых высокоэффективных технологий. И когда пациенты говорят о низком уровне нашей работы, то имеют в виду разницу между желаниями и реальными возможностями лечебного учреждения. Этот разрыв и является причиной напряженности, а зачастую и конфликта между населением и врачами.

И выход из этого я вижу в развитии всех видов медицинского страхования и использовании собственных средств граждан на оплату (софинансирование) такого лечения. Но это не покушение на 41-ю статью Конституции. Бесплатная, то есть оплаченная государством медицинская помощь есть, и каждый из нас имеет на нее право и реализует его. В 2002 году, так же, как и в доперестроечный период, около 300 тысяч человек получили бесплатное лечение в 123 стационарах края. 236 амбулаторно-поликлинических учреждений приняли более 1,6 млн. хабаровчан. Но мы говорим о другом, о том, что люди хотят получать высокоэффективную и дорогостоящую медицинскую помощь вне зависимости от того, что подоходный налог и вычитаемый из нашей зарплаты налог на обязательное медицинское страхование не соответствуют реальной стоимости медпомощи. И разницу эту ведь кто-то должен оплатить, иначе здравоохранение не выживет. Конечно, в действующей системе платных медицинских услуг есть серьезные недостатки, и мы готовы обсудить все предложения читателей газеты, как сделать эту систему более понятной, доступной и прозрачной.

- Еще один болезненный вопрос - «лекарственная политика» минздрава. Многие читатели жалуются, что не могут купить в аптеке лекарство по льготному рецепту. Одних не устраивает новый «Перечень жизненно необходимых лекарств», даже не все медики им довольны, другие жалуются на то, что в аптеках невозможно приобрести пилюли с полагающейся скидкой.

- Бесплатный и льготный отпуск лекарственных средств - болезненная проблема. И причина ее в популистской позиции государства, наделившего 30 процентов граждан лекарственными льготами, не обеспеченными финансами. Сегодня уже всем понятно, что ни один бюджет не в состоянии «потянуть» это обещание. Хабаровский край, несмотря на существующий разрыв между финансовыми возможностями и желанием людей получать самые современные лекарства, относится к числу наиболее благополучных территорий Российской Федерации в этом смысле. Из года в год в бюджете увеличиваются расходы на льготные лекарства. В 2000 году на эти цели было направлено 65,9 млн. рублей, в 2001 году - 82,9 млн. рублей, в прошлом году - 104 млн. рублей. Сегодня семь человек из десяти при первом же обращении в аптеку с рецептом, выписанным врачом, получают препараты. При этом полностью закрывается потребность льготных категорий населения в жизненно необходимых лекарственных средствах (ЖНЛС), отсутствие или отмена которых угрожает жизни человека.

Конечно, нас не может не беспокоить проблема своевременного получения лекарств другими категориями льготников. Сегодня в крае более 250 тыс. человек, имеющих лекарственные льготы, и эта цифра не уменьшается. А вот цены на лекарственные средства растут из года в год, и бюджет не поспевает за ними. Что же можно сделать для сокращения этого разрыва? Структурировать бесплатный и льготный отпуск путем исключения из «списка» лекарств с недоказанной терапевтической эффективностью, дорогостоящих препаратов, заменить их экономичными аналогами или синонимами.

Жесткий контроль за назначениями лекарств и опора на перечень ЖНЛС оправданы. В нем предусмотрены почти все ситуации, которые могут возникнуть при лечении болезней. Российский перечень, на основе которого принят краевой, разработан экспертным советом Минздрава России с привлечением специалистов-медиков, знающих все тонкости своей области медицины. Врач должен знать сам и уметь объяснить пациенту, что в ограниченный список включены лекарственные средства с доказанной терапевтической эффективностью и относительной безопасностью.

В лекарственной сфере есть еще одна проблема - избыточное назначение и использование лекарственных средств. Наши старики болеют, что называется, «всем сразу». Но чем больше таблеток принимает больной, тем выше риск их несовместимости и серьезных осложнений, которые могут быть гораздо более серьезными, чем те страдания, которые испытывает больной человек, не получивший желаемое лекарство. К назначению «химического» скальпеля надо подходить так же строго, как хирург подходит к выводу о необходимости операции.

- От рекламы всевозможных лекарственных средств, пищевых добавок, частных клиник, всевозможных центров нетрадиционной медицины некуда деваться. Она потоком идет в СМИ. Может ли минздрав навести в этом порядок? Давайте выделим один из главных вопросов - лицензирование.

- Когда мы заходим в хабаровские аптеки и видим изобилие препаратов, то невольно задумываемся: а все ли они нужны, насколько рационален лекарственный ассортимент? В аптеках можно купить все, что пожелает душа, и это беда, потому что врачи часто сталкиваются с последствиями самолечения.

Лицензирование - это процесс определения права юридического или физического лица на занятие определенным видом деятельности. В сфере здравоохранения лицензированию подлежат медицинская, фармацевтическая деятельность, а также деятельность, связанная с закупкой, хранением и оборотом отдельных групп лекарственных препаратов и наркотических средств и т.д. Если все условия, которые предусмотрены правительственными документами, выполнены, то выдается государственный документ - лицензия. В здравоохранении края система лицензирования действует с 1993 года, механизм выдачи лицензий отрегулирован и работает четко. Если в результате проверок выявляются нарушения лицензионных требований и условий, то лицензия или приостанавливается, или аннулируется. Таких случаев за прошедший год было не так много, и понятно: на лекарственном рынке сейчас «тесно», и закрепиться на нем можно только честным предпринимателям.

Реклама, если она добросовестная, - дело хорошее, поскольку позволяет людям ориентироваться в мире государственных и негосударственных медицинских и фармацевтических услуг. При этом право выбора остается за людьми. На мой взгляд, люди уже четко определились: если лечиться - то в государственном медицинском учреждении, а если «пойти за красотой» - то в частную клинику.

- Вот письмо из пос. Литовко Амурского района. Люди опасаются, что в ближайшее время в районе не останется ни одной больницы. И это не единственный крик о помощи в нашей почте. Железнодорожники закрывают свои объекты на отдаленных станциях, в некоторых поселках не остается даже фельдшерских пунктов. Чем можно порадовать жителей глубинки?

- Четко сформулированной общероссийской программы передачи «сбрасываемых» железной дорогой медицинских объектов я не знаю. Но мне известно, что железнодорожники намерены оставить на балансе лишь те лечебно-профилактические учреждения, которые связаны с безопасностью движения. Но может ли машинист быть спокойным в дороге, если приболевшим членам его семьи негде лечиться?

Существует установленный законом порядок передачи «железнодорожных» лечебно-профилактических учреждений в муниципальную собственность, и он действует на территории края. В соответствии с соглашением между ФГУП ДВЖД и правительством края в муниципальную собственность будут передаваться пять объектов здравоохранения, в том числе две узловые больницы ст. Литовко Амурского района и ст. Тырма, линейная амбулатория ст. Алонка, фельдшерско-акушерские пункты ст. Солони Верхнебуреинского района и ст. Амгунь Солнечного района. Документы предстоящей передачи прошли согласование и оформляются в Министерстве имущественных отношений РФ. Так что без медицинской помощи жители этих населенных пунктов не останутся.

- После создания института усовершенствования специалистов здравоохранения несколько поутихли страсти вокруг проблем кафедр медуниверситета, их переселения по разным клиникам. Чем все же было вызвано создание нового института и что от него ждать в будущем?

- Не секрет, что современные медицинские технологии - это не столько медицинское оборудование, сколько грамотные специалисты, готовые воспринимать новое, жаждущие позитивных перемен и способные освоить самое сложное диагностическое и лечебное оборудование. Расходы на последипломную подготовку врачей можно рассматривать как долгосрочные инвестиции, позволяющие повысить качество медицинской помощи. В этом смысле открытие института - стратегическое решение, которое совпадает с революционными процессами, происходящими в наших лечебных учреждениях. Здесь созданы условия для того, чтобы врачи смогли не просто посмотреть, но и поработать на современном оборудовании, прикоснуться к новейшим технологиям.

Благодаря новому вузу в крае сложилась система непрерывного обучения врачей, среднего медицинского персонала. За полтора года работы в институте уже проучились более трех тысяч медицинских работников края. Здесь прошло более пятидесяти научно-практических конференций с участием около ста врачей ведущих российских и международных клиник. У института есть договоры с соседними территориями Дальневосточного региона на обучение врачей. Мы так долго говорили о модернизации высшего образования, о том, что субъекты должны брать инициативу в собственные руки, что было бы странно, если бы Минздрав РФ не поддержал нашу инициативу. Нам выделены квоты на подготовку специалистов в аспирантуре, клинической ординатуре за счет средств федерального бюджета.

Это и есть ответ на вопрос, нужен ли нам краевой институт. Что касается медуниверситета, то мы дорожим им. Краевая власть софинансирует ДВГМУ, оплачивает клинические базы, которые университет арендует. Закончилось переселение кафедр, они развернуты в муниципальных лечебно-профилактических учреждениях Хабаровска. Профессорско-преподавательский состав этого вуза сильный, поэтому неудивительно, что для работы на кафедрах института повышения квалификации привлекаются специалисты ДВГМУ. С другой стороны, институт позволит университету решить часть своих проблем, в частности, улучшить соотношение площадей и количества студентов, увеличить набор по тем специальностям, которые сегодня нужны практическому здравоохранению. А это уже почва для взаимодействия, и мы готовы к нему.

Татьяна Баулина.