поиск
27 июля 2024, Суббота
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

"Сколько градусов в хабаровском трамвае?"

11.01.2003
Просмотры
369

Признаться, само по себе ожидание автобуса или трамвая никогда большого удовольствия не доставляет, а зимой - на морозе со свежим ветерком - оно и вовсе превращается в пытку.

- Если температура опускается ниже 25 градусов, то все трамваи начинают капризничать, - говорит заместитель начальника Хабаровского трамвайно-транспортного управления Галина Оставненко. - Поломки на линии сейчас практически каждый день. Электроагрегаты машин находятся под салоном, и когда много снега, ветер заметает его туда. В итоге электрическая схема выходит из строя. Доставляет хлопоты и пневматика. Добавьте сюда ДТП: тормозной путь-то у трамвая гораздо больше, чем у автобусов и троллейбусов, поэтому зимой нам еще сложнее. Плюс аварии в Горводоканале, периодически заливающем пути. На днях вот шестой маршрут из-за этого просто не работал.

В самих трамваях ненамного теплее, чем на улицах. На дальневосточные морозы они явно не рассчитаны. Но трамваи, сделанные на Рижском вагоностроительном заводе (желто-красные, с дверями в начале и в конце вагона), все-таки лучше сохраняют тепло, чем трамваи Усть-Катавского вагоностроительного завода (угловатые, в которых одна из дверей открывается посередине вагона). Хотя вагоны РВЗ и более старые (средний возраст - 20 лет), недавно почти все они прошли ремонт на КнААПО. Это увеличило срок их эксплуатации на девять лет. Спроектированы и те, и другие трамваи без печей, и уже сами хабаровские трамвайщики ставят в среднем пять печей на вагон.

- Надо бы по восемь, - вздыхает Галина Григорьевна, сама в прошлом водитель трамвая, - но это уже как получается по средствам. Да и воруют их, хотя, казалось бы, приварены крепко. Сейчас краж поменьше, а года два-три назад печи регулярно снимали. Хотя трамваи ночуют в депо, забирались и туда, выворачивали печки ломом. Иногда своих же заставали за этим делом, нескольких слесарей уволили.

Хватает в салоне и щелей, которые, как ни заделывай, все равно появляются в самых неожиданных местах. Поэтому в иных вагонах очень часто стоит минусовая температура. Все-таки тщательней нужно утеплять вагоны, друзья-трамвайщики!

В последние годы парк трамваев в Хабаровске практически не обновлялся. И надежды на то, что это произойдет в ближайшее время, у ТТУ практически нет, за исключением обещанных двух новых вагонов. Хотя у муниципалитета есть программа развития электротранспорта, разработанная до 2006 года, касается она в основном троллейбусов. За последние три года их число увеличилось с 32 до 46 машин, еще через три года должно достигнуть 70.

В салонах автобусов потеплее, чем в трамваях, но тоже не во всех. Самые холодные - венгерские «Икарусы», и мало что в них изменилось в смысле тепла со времен крушения СЭВ, по чьей линии эти автобусы поступали. К тому же сейчас, после утраты экономических связей с Венгрией, и запчастей-то «родных» на них не найдешь. Но в городском автохозяйстве эти автобусы составляют довольно существенную часть.

- Не все «Икарусы», конечно, одинаково холодные, - рассказал нам водитель Геннадий Волик. - У меня, к примеру, машина достаточно теплая. Все зависит от срока эксплуатации, технического состояния, от того, как смотришь за машиной. Автобусы-то все старые. Холод в машине отчего? Где-то «гармошки» порваны, где-то щели не заделаны, двери плохо закрываются. Да еще пользоваться одновременно тремя дверьми приходится, салон нагреться просто не успевает. В прицепе каждого автобуса должна работать печка, но со временем там сгорает котел, и она выходит из строя. И так примерно на семидесяти процентах «Икарусов». А вообще на автобус по четыре печи обычно ставится.

- Когда машины уходят на капремонт, их вовсе снимают, - добавляет его коллега Михаил. - Чтобы меньше хлопот было с обслуживанием, запчасти ведь нужны лишние. А вообще все наши машины под пресс нужно, потому как срок эксплуатации у них давно вышел.

Тем не менее, печи, стоящие на автобусах, регулярно ремонтируются. В Хабаровском производственном объединении пассажирского транспорта два человека занимаются зимой только этим.

ЛиАЗы и корейские «Дэу» более теплые, чем «Икарусы». «Дэу» появились в Хабаровске относительно недавно, с середины 90-х годов, и успели хорошо себя зарекомендовать при сравнительно небольшой цене. Поэтому, скорее всего, и впредь для муниципального автохозяйства будут закупать именно эти автобусы. На коммерческих же маршрутах обычно ездят небольшие «ПАЗики» и «Газели», в салонах которых проблемы с теплом не возникают.

Общий прогноз в отношении муниципального общественного транспорта малоутешителен: в ближайшие годы ситуация вряд ли кардинально изменится. Несколько спасает положение коммерческий транспорт, но и его, конечно, не хватает. К тому же некоторые частники в праздники или в сильный гололед могут и не выйти на трассы, дабы лишний раз не рисковать, так что народу на остановках вряд ли убавится.

Состояние самих остановок - отдельный разговор. Где-то они настолько символические, например, трамвайные «Уссурийская» или «Дендрарий», что человеку не местному обнаружить их практически невозможно. Но это еще ничего по сравнению с просто небезопасными остановками, особенно по улицам Тихоокеанской и Краснореченской. К примеру, те, что напротив монтажного техникума и технического университета - места явно не для слабонервных. У столпившегося на узкой кромке в ожидании автобуса народа выбор невелик: попасть либо под проходящий мимо трамвай, либо под машину. Улицы эти появились раньше трамвайных путей, и остановки приходилось проектировать с учетом уже существующих автотрасс. И Краснореченская, и Тихоокеанская рассчитывались в свое время на двустороннее движение, но никак не на поток машин вровень с трамвайными путями. Расширяться эти трассы в обозримом будущем не будут, перенос упомянутых остановок в другое место тоже не планируется.

В Хабаровске, по подсчетам городского управления транспорта, всего 255 остановок. Многие из них совмещенные, то есть сразу для нескольких видов движущейся техники. Из этой массы 122 остановки - трамвайные и 44 - троллейбусные. Конечно, нельзя не отметить, что многие остановки приобрели благоустроенный и даже изящный вид: мэрия заключает договоры с владельцами киосков, и те поддерживают там порядок. Но это на «красной линии». А по мере удаленности от нее попадаешь в настоящий «экстрим». Будет ли что-то в этом плане улучшаться? Есть в вопросе остановок и свои «приколы». На так называемой «красной линии» Хабаровска и прилегающих к ней территориях по части изящества даже переборщили. Остановки из стеклянных панелей, конечно, красивы, но уместны скорее где-нибудь в тихом сонном Копенгагене, но, увы, не там, где это стекло нещадно бьется при любом удобном случае. Причем с таким же упорством снова делают остекление, затрачивая на эту работу солидные средства. Напрашивается вывод: или менять конструкцию, или народ, который разбивает это остекление. В общем, тупик.

Борис СТАВРОГИН.