поиск
22 июля 2024, Понедельник
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

А до «Гарри Поттера» еще нужно добраться

25.01.2003
Просмотры
282

Кино, вино и домино

«Любите ли вы театр так, как люблю его я?» - спрашивал еще в позапрошлом веке знаменитый критик Белинский. Понятно, что вопрос был риторическим, а ответ у каждого зрителя свой.

Любим ли мы сегодня кино? Разумеется, ответят очень многие, кино - искусство демократическое, общедоступное, массовое. В доперестроечное время государство успешно пополняло бюджет и за счет кино - доходы от него шли на втором месте после продажи алкоголя. Чем не признание всенародной любви? Но когда это было? Нынешний кинопрокат, о котором пойдет речь, абсолютно не конкурентен водке, пиву и даже вину.

Сегодня Хабаровск обходится тремя действующими кинотеатрами, которых раньше было тринадцать. Под каким флагом, куда дрейфуют эти три кораблика в российском океане кинорынка? Могут ли они давать прибавку городскому бюджету, ныне кризисному?

К сожалению, за последние десять лет кинопоказ стал неустойчивой и малодоходной сферой бизнеса. Кинотеатры первыми ощутили на себе последствия резкого снижения жизненного уровня населения. Киносеть понесла огромные убытки. Чтобы выжить, кинотеатры сокращали число сеансов, вынуждены были работать с копиями второй и даже третьей категории картин, экономить электроэнергию, сдавать в аренду свои помещения.

Серьезные предприниматели почему-то не проявили особой заинтересованности в приватизации или хотя бы в аренде кинозалов на условиях сохранения в них кинопоказа. Пожалуй, единственный пример успешной аренды кинозала частным лицом одного из ДК города юности по назначению и можно здесь привести. Зато на контрасте в комсомольском кинотеатре «Хроника» процветает магазин «Европа». Та же картина у нас, в Хабаровске.

Гендиректор Николай Ершов, дипломированный профессионал в кино, ринулся в объятия рынка - спасение, казалось, было там. Он брал деньги в кредит, фильмы в прокат, вез все в родной город, еженедельно обновлял репертуар кормильца «Гиганта» и идущего следом «Совкино». В Хабаровске одновременно шли те же фильмы, что и в российских столицах, цена билетов росла медленно и осторожно - не отпугнуть зрителя!

В кино, между тем, пришли новые современные технологии, прежние традиционные уже зрителей не удовлетворяли. На это новое, но необходимое удовольствие надо было копить деньги. И немалые - цифровые технологии многоканального звукового сопровождения фильма зашкаливают за миллион рублей. Была закуплена первая система DOLBY Digital для Большого зала «Гиганта».

За Большим залом новые кинотехнологии появились и в остальных - в том же «Гиганте», «Совкино», «Восходе». Сами эти залы стали комфортнее и просторнее, с набором дополнительных услуг. Взятые в долг деньги были заработаны и возвращены кредиторам. И не только - на горизонте замаячила прибыль.

...Ершов перебирает бумаги:

- Будем считать. В 2002 году мы выйдем на 46,5 млн. рублей дохода. А первая скромная прибыль замаячила нам еще в 1998 году - мы заработали тогда пять миллионов рублей, в следующем - десять, далее пошло - 20, 30 миллионов. Цифры я округляю. Если бы не дефолт, мы бы еще раньше занялись переоснащением «Гиганта». Но инфляция наши деньги легко проглотила. Сегодня все три кинотеатра дают прибыль. В крае ситуация совсем другая. В начале девяностых годов Хабаровск давал 45-50 процентов доходов от кино, Комсомольск - 20, районная сеть - примерно 20-30 процентов. Три года назад Хабаровск вырос по доходам от кино в крае до 95 процентов. Правда, сейчас начался рост доходов и в крае, в ближайшие годы, полагаю, он достигнет рубежа процентов в 30.

«Старых кляч» все полюбили

Как же расходуются заработанные тремя кинотеатрами деньги? Значительная статья - приобретение новых картин. Чтобы прокат приблизился к идеалу, надо в заначке иметь примерно 250 новых фильмов. Пока это не получается, хабаровчане приобретают или берут у фирм напрокат примерно полторы сотни картин. Ершов не пропустил ни одного из российских кинорынков. Давние знакомства, налаженные связи с поставщиками позволяют успешно «торговаться». Все три хабаровских кинотеатра (теперь и в некоторых других городах) имеют лицензии от фирм-дистрибьюторов, берется как бы в аренду несколько копий новой картины, доход от ее демонстрации делится пополам. Это мировая практика, и касается она любого фильма. Выгода зависит от способностей прокатчиков: выбрать надо картину массовую и суметь ее раскрутить. Не так давно Хабаровск удивил даже Э. Рязанова, собрав на его фильме «Старые клячи» самый большой доход в стране. А вот повторить рекорд на рязановских «Тихих омутах» не смог: другое оказалось кино.

Кроме киноаренды хабаровчане приобретают на рынках новые фильмы и в собственность. Так пополняется фильмофонд, сегодня на базе хранится более трех тысяч картин, почти половина из них - отечественные.

Так вот, интрига заключается в том, что отечественное кино стоит дороже западного, американское почему-то дешевле. А такие суперхиты, как «Титаник», «Гарри Поттер» и другие, купить просто невозможно. Выгоднее брать их в прокатную аренду, зарабатывать деньги и поровну их делить.

Тем, кто сетует на засилье у нас американского кино, надо знать о ситуации на кинорынках. Обычно на продажу там выставляется 90 процентов фильмов из-за океана, единицы - из европейских стран, остальное - наше, отечественное. Фирмы-дистрибьюторы во многом и определяют российский кинорепертуар.

А что же зритель, стал ли он охотнее ходить в кинотеатры? Приведу две цифры: миллион сто тысяч хабаровчан в прошлом году здесь побывали, хабаровский прокат - на восьмом месте в стране по посещаемости.

А «Сатурн» почти не виден

Что же получается? Три хабаровских кинотеатра весьма успешно заменили тринадцать, работавших раньше в большом городе? Нет, конечно. Просто киноискусство вынуждено было уйти с его окраин и сконцентрировалось в центре. Выгодно это кинопрокату? Нет, заявляет его гендиректор, мы отвечаем за всю киносеть края и готовы помогать любому району наладить это дело в самой отдаленной глубинке.

В Хабаровске целые районы (три из пяти) остались без кино. И если говорить о его возрождении, то уместно начать с «Хабаровска», окруженного плотным кольцом жилых домов. Именно здесь легче и проще начать «прокатный ренессанс» путем несложного ремонта и оснастки аппаратурой малого зала. Привокзальная «Дружба», по желанию ее владельцев, фильмы может показывать хоть завтра. А «Сатурн» требует раздумий. Запускать на полную мощь восьмисотместный зал рискованно - будет пустовать, не оправдает затрат. Нынче кино приживается в небольших, но комфортных залах и даже преуспевает там.

Хабаровские прокатчики, между тем, готовы оживить этот процесс в любой форме: помочь методически, оснастить современным оборудованием, дать фильмы напрокат и т.д. Готовы взять хотя бы в аренду все простаивающие кинозалы, подготовить их к работе.

Но пока не получается. Узнав о том, что над «Хабаровском» нависла угроза разорения, Ершов обратился с просьбой к мэру передать прокату в аренду малый зал и фойе кинотеатра. Пообещал провести ремонт, установить новые кресла, оборудование и запустить кино к Дню города. В ответ был получен отказ. Тогда гендиректор, заручившись поддержкой начальника отдела культурно-просветительных учреждений городской администрации М. Яцук, пошел к заместителю мэра С. Шевченко с той же просьбой. Однако и на этот раз взаимопонимания не нашел. Было сказано: хитрые, мол, вы, прокатчики, хотите зарабатывать себе деньги на городском имуществе и хорошо жить. Между тем особой «хитрости» здесь не было, каких-то больших и быстрых денег первоначально и не светило. Но все же заработавший бы кинозал в бюджет города что-то давал. Что ж получается, в разных там Америках кино собирает огромные деньги с населения, а мы так и будем сидеть на его развалинах?

Ершов и сегодня не спускает глаз с малого зала «Хабаровска», который снова отдан очередному арендатору. Уже после его разгрома, после газетной публикации ходил он на поклон в департамент муниципальной собственности. На этот раз пообещали «вернуться к этому вопросу» в апреле. Создается такое впечатление, что городу не нужны доходы от кино. А уж о другом и речи не веду. Телевидение изрядно утомляет, хочется пойти с детьми на «Гарри Поттера», а ехать нужно из одного конца города в другой.

Как же быть с этой «неудобной» собственностью? Выгодно ли городу содержать доставшиеся ему кинотеатры, оплачивать штаты, приобретать фильмы, обновлять кинотехнику, не будучи очень уверенным в том, что все это хотя бы оправдает расходы? Вопрос не простой. Но ведь завтра может произойти нечто противоположное, и зритель снова захочет вернуться в кинотеатры. А возвращаться уже будет некуда - там правят бал другие люди, другие законы. А что думаете, уважаемые читатели, вы по этому поводу? Расскажите в своих письмах, хотели бы ходить в кино, какими видите кинотеатры, цены на билеты?

Александр ЧЕРНЯВСКИЙ.