Прерванный полет

31.01.2003 | АРХИВ | 5м. 34 c. | 258

В публикации «Профсоюзный» уклонист», появившейся в «Тихоокеанской звезде» 3 ноября 2001 года, мы рассказали о сложной истории, в которой оказался Валерий Шубакин, командир Як-40 Николаевского объединенного авиаотряда, летчик первого класса.

В январе того года его отстранили от полетов. Совершая рейс 4 января 2001 года по маршруту Хабаровск - Николаевск, Шубакин якобы допустил уклонение самолета от трассы на 23 километра. В авиации подобное - серьезное нарушение правил безопасности полетов, которое никому с рук сойти просто так не может. Но летчик настаивал на том, что на него и весь экипаж ВС возводят напраслину, что никакого, по крайней мере в 23 километра, отклонения не было, и при непредвзятом подходе к разбору полета это можно легко установить.

Несколько дней назад Шубакин снова появился в редакции: «В этой истории не только не разобрались, но и окончательно запутались, довели до полнейшего абсурда».

Причин, почему на него с таким упорством и даже ожесточением «наезжают», долго искать не пришлось. Эти причины лежали на поверхности и были банальны. Известно, что между хозяйственными руководителями и профсоюзными лидерами всегда и везде стояла стена отчуждения. Часто интересы тех и других отличаются диаметрально. А Шубакин и был таким профлидером - председателем профкома ОАО, членом президиума и правовым инспектором труда профсоюза летного состава (ПЛС) России, внештатным правовым инспектором Роструд-инспекции. Теперь легко представить, что Шубакину при таких «общественных должностях» приходилось «лезть в любую дырку». Он добивался повышения зарплаты авиаторов, надбавок при выходе на пенсию летчиков, восставал против нарушений законов о труде, что, понятное дело, командный состав отряда воспринимал очень болезненно. Да и в Дальневосточном окружном управлении гражданской авиации (ДОМТУ ГА) на Шубакина «зуб имели», поскольку и на этом уровне его профсоюзная деятельность доставляла немало хлопот.

Родилась, например, идея объединить авиакомпанию «Восток» и Николаевский отряд. Шуму тогда это наделало немало. Предприятия в то время соединять было практически невозможно. По крайней мере, невозможно было без ликвидации одного из них. «Столичное» положение компании «Восток» давало ей больше шансов «поглотить» партнера. Таким образом, авиаторы Николаевска попадали в чрезвычайно сложное положение. Неизбежно было сокращение сотен людей, которым найти работу в таком городе было бы невозможно. Но идея пришлась по нраву начальнику управления Леониду Нагорному. На его стороне было не только все его ближайшее окружение: в выгодности реорганизации Леонид Васильевич убедил и новоиспеченного заместителя главы краевой администрации Сергея Толкачева. Но когда тот для разговора с работниками авиаотряда прилетел в Николаевск, авиаторы встретили его демонстрацией протеста. Толкачев в спешном порядке вернулся в Хабаровск и встретился с Нагорным... Нужно знать степень самолюбия Леонида Васильевича, чтобы представить его негодование действиями организаторов демарша в Николаевске. Он понимал, что закоперщиком акции был Шубакин.

Итак, отныне Шубакину нечего было рассчитывать на поддержку в Хабаровске. Но командир отряда Валерий Долматов, наверное, займет его позицию, думал Шубакин. Да, Валерий Павлович был против слияния его отряда с компанией «Восток». Но открыто таких заявлений не делал. В то время он, депутат краевой думы, активно готовился к очередным выборам в законодательный орган края, и будущее отряда для него отодвинулось на второй план. На поддержку командира летного отряда, непосредственного начальника Миарбека Бигаева, тоже рассчитывать было нечего. Незадолго до памятного полета командир издал приказ о введении для летчиков рабочего дня в четырнадцать часов. Да, тут была проблема. Именно столько времени занимает рейс до Хабаровска, потом до Нелькана и обратно. Но можно было бы поискать другие варианты, посоветоваться с летчиками, спросить мнение профсоюзной организации. Но никто из командиров этого не сделал. И тогда Шубакин от имени профсоюзной организации подал протест в транспортную прокуратуру Николаевска. Правоохранители заявили протест в отношении приказа Бигаева. И это было накануне того достопамятного полета, с которого начинается «новое летосчисление» для летчика Валерия Шубакина.

Шубакин, по сути дела, остался в одиночестве. Отстраненный от полетов, через месяц он был освобожден и от должности председателя профсоюзного комитета отряда. Он каждый день приезжает в отряд, «отсиживает» положенные часы, получает по ставке деньги, которые без доплаты за налет часов кажутся совсем ничтожными, делает какие-то попытки изменить свое двусмысленное положение. Не получается. И тогда он выдвигает свою кандидатуру в краевую думу, чтобы соперничать с другим кандидатом - Долматовым. Но агитационная работа идет вяло, встречи с избирателями срываются. И все же на выборах он получил 15 процентов от общего числа голосов. А начальник, командир Николаевского ОАО Валерий Долматов стал депутатом городского совета.

Однако такой статус-кво бесконечно существовать не может. И сам Шубакин, и руководители регионального управления, и президиум летного профсоюза начинают действовать. Но все это очень смахивает на игру в прятки или «попробуй отними»: мелькают бумаги туда и обратно, издаются приказы и распоряжения. В этот водоворот втянуты и первый заместитель министра транспорта, и Верховный суд РФ, и кое-кто из депутатов Государственной думы от нашего края, и еще десятки ответственных работников различных органов и организаций. Все тщетно!

Положение Шубакина осложняется еще больше. Вместо того, чтобы исполнить требование Нагорного и пойти на переаттестацию в региональную квалификационную комиссию, где, он уверен, его постараются «завалить», Шубакин, будучи в командировке на заседании президиума ПЛС, воспользовался правом летчика первого класса аттестоваться в высшей квалификационной комиссии в Москве. Но и в Хабаровске, и в Николаевске привезенные им «пятерки» свидетельством переаттестации не признают.

Можно было бы привести здесь выдержки из десятков документов, где лишний раз становится очевидным абсурд, до которого довели это дело и бывший начальник Дальневосточного управления Леонид Нагорный, и бывший командир Николаевского ОАО Валерий Долматов (отстраненный от руководства обанкротившимся предприятием, он добивается восстановления на работе), и командир летного отряда Миарбек Бигаев и другие. Но процитирую лишь «выбранные места» из довольно обширного и любопытного документа. Президиум ПЛС России обратился к пилоту первого класса, летчику-испытателю, кандидату технических наук, члену Ассоциации международного права Владимиру Герасимову с просьбой «провести анализ материалов расследования события, связанного с полетом самолета Як-40 под руководством Шубакина В.А.».

Герасимов заключает: «Руководитель Дальневосточного регионального управления превысил свои полномочия, назначив комиссию своим приказом». «В процессе расследования события, связанного с якобы уклонением от трассы самолета Як-40 Николаевского авиапредприятия, допущено значительное количество нарушений требований «Правил расследования авиационных происшествий и инцидентов» (ПРАПИ). «До прибытия комиссии и без разрешения ее председателя были вскрыты и прослушаны наземные магнитофоны, а также вскрыты и расшифрованы записи бортовых самописцев». «В состав комиссии были включены специалисты, не имеющие соответствующей квалификации и, кроме того, связанные с непосредственной ответственностью за данное событие, что противоречит требованиям ПРАПИ». «Расследование данного события проведено с грубыми нарушениями требований «Воздушного кодекса» и «Положения по расследованию», допущенными руководством Николаевского авиапредприятия, Дальневосточного регионального управления и членами комиссии по расследованию». И т.д. и т.п.

Начался отсчет третьего года с того времени, как все это произошло. Или не произошло. Но все стоит на мертвой точке. Очень не хочется авиационным боссам, чтобы началось какое-то движение - очень не хочется отвечать за этот затянувшийся инцидент. Однажды распорядившись судьбой летчика Шубакина, его начальники так и не смогли отбросить собственные амбиции и согласиться с тем, что у человека есть право на восстановление справедливости, право вернуться за штурвал. Уволенный с должности начальника управления по достижении пенсионного возраста, Леонид Нагорный нашел тихую обитель на должности советника генерального директора «Дальавиа». Его жизнь устроилась, теперь он уже и судиться перестал с собственным руководством в Москве. А Шубакин продолжает пребывать в подвешенном состоянии и портить всем нервы как председатель регионального профсоюза. Теперь ему стало еще труднее - ведь на должность заместителя внешнего управляющего обанкротившимся Николаевским отрядом пришел Николай Уклонский, бывший зам. Л. Нагорного. Имел ли он поручение или нет стоять до конца в этой истории, защищая честь авиационных мундиров, нам не ведомо. Но в любом случае летчик Шубакин будет отстаивать свои права.

Леонид ГАПИЧ.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

03.05.2024 14:49
Социальные проекты из Чегдомына расширяют горизонты

03.05.2024 13:10
ВТБ удвоил ипотечные выдачи в Хабаровском крае

03.05.2024 13:10
В Хабаровске сдан долгострой

03.05.2024 13:09
«Амурские тигрицы» — чемпионки из Хабаровского края

03.05.2024 11:50
В Хабаровском крае в разгаре посевная

03.05.2024 11:45
Отдыхаем в Хабаровском крае интересно

03.05.2024 11:40
Попасть к врачу через Госуслуги - удобнее

03.05.2024 11:34
«Земля приключений» ждёт дальневосточников

03.05.2024 10:15
В Хабаровском крае — ЧС регионального значения

03.05.2024 09:17
Хабаровский край присоединился к акции «Окна Победы»

03.05.2024 08:53
Участникам войны - выплата ко Дню Победы

03.05.2024 08:45
Площадка для обмена знаниями и опытом



07.05.2020 23:17
Около 2,5 тысячи деклараций подали получатели «дальневосточных гектаров»
Больше всего деклараций об использовании «дальневосточных гектаров» - 819 - поступило от жителей Хабаровского края. Декларации подают граждане, которые взяли землю в первые месяцы реализации программы «Дальневосточный гектар».

23.04.2020 22:22
Здесь учат летать дельтапланы и… перепёлок
Арендатор «дальневосточного гектара» Федор Жаков, обустроивший аэродром для сверхлегкой авиации (СЛА) в селе Красное Николаевского района Хабаровского края, готов предоставить возможность взлета и посадки сверхлегких летательных аппаратов