поиск
23 октября 2024, Среда
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Апология любви и ненависти

13.02.2003
Просмотры
319

В эти дни отмечается 99-летняя годовщина подвига российских моряков крейсера «Варяг». Началась всероссийская военно-патриотическая акция «Варяг-2004». Главной наградой для победителей конкурса станет возможность участия в военно-морской экспедиции, которая пройдет 8 и 9 февраля 2004 года в городе Чемульпо (Южная Корея).

По сообщению агентства «Восток-Медиа», в московском храме Всех Святых, на Мемориальном участке Морского кладбища Владивостока прошли торжественные церемонии отдания воинских почестей и заупокойная служба по морякам крейсера «Варяг», защитникам Порт-Артура и всем героям, погибшим в Русско-японской войне 1904-1905 годов. Не знаю, вспоминали или нет на этих мероприятиях японского поэта Исикава Такубоку, который боготворил Тургенева и Кропоткина и который написал трагически-торжественное стихотворение «Памяти адмирала Макарова». В нем он славил... «доблестного врага» своей родины.

Наверное, мало кому известен и другой факт. Во время Русско-японской войны 1904-1905 годов православные японцы попали в уникальную ситуацию. Святитель Николай Японский (Касаткин) благословил их молиться о даровании победы их императору; сам же он все время войны не участвовал в общем богослужении, потому что как русский не мог молиться о победе Японии над своим Отечеством. «Будучи сам горячим патриотом, - писал архимандрит Георгий, - епископ Николай ясно понимал, что такой же патриотизм нужен и для России, и для Японии, поэтому настойчиво требовал от своих последователей, чтобы они были верными сынами своей родины. Истинный христианин, - учил он, - должен быть истинным патриотом».

Об этом вспоминает Юрий Кабанков в статье «Апология искупления», опубликованной в первом номере журнала «Дальний Восток» за этот год. Вообще-то, она посвящена преподобному Максиму Греку, духовные прозрения которого не всегда совпадали с официальными канонами церкви. За это его заточили более чем на 20 лет в темницы православных монастырей. В одном из них он прожил десять лет в глубокой яме, куда монахи специально напускали дыма и огня, «дабы подготовить его к более страшным мукам, предстоящим ему в аду». А он, представляете, смиренно молил: «Спаси, Господи, и помилуй ненавидящих и обижающих меня...»

Максима Грека держали в яме за ересь, которая сегодня считается прописной истиной. Ну, что, допустим, еретического в такой его мысли: «Хотя и говорится, что ум человеческий создан по образу и подобию Божию, однако на деле ничем он не отличается от воска и бумаги. Как на этих, кто какие хочет, такие и пишет письмена, так и человеческий ум: к каким обычаям и учениям приучишь его, или добрым, или злым, в тех же до конца пребывает и охотно принимает их».

Увлекаясь всякими новомодными теориями и учениями, мы порой просто не знаем пророков своего Отечества. Максим Грек еще в XVI веке предвидел и философский механицизм Декарта, и «христианство без Христа» Огюста Конта, и всевозможные «игры в бисер» изощренных интеллектуалов ХХ века. Потому статья Юрия Кабанкова «Апология искупления» - настоящий подарок журнала тем читателям, которые соскучились по умным, парадоксальным текстам.

Кроме того, эта публикация помогает лучше уяснить прозу первого номера журнала «Дальний Восток». Повесть Петра Суханова «Ангел мой, Оксана» - это не просто история любви, а её поэтичная апология. В жизни нам как-то трудно бывает понять человека, который любит одну женщину, живет с другой, а страсть испытывает к третьей. Почему, отчего? Не всё просто и однозначно, и читателю есть над чем подумать. А повествование в рассказах Вячеслава Сукачева «Подлетыши» наверняка заставит многих вспомнить своё детство. Писатель ярко, сочно пишет о той поре, когда человек формируется как личность. Он действительно, как замечал еще Максим Грек, - чистая бумага, на которой обстоятельства сочиняют свои письмена.

В этом году первая книжка журнала «Дальний Восток» пришла к читателю в новом виде. Формат стал другим - теперь он такой, как у всех ведущих «толстых» литературных журналов. Обложка тоже заметная, довольно оригинальная. Но самое главное, что под ней поместились стихи, проза, публицистика более 20 авторов. И есть что почитать!

Николай СЕМЧЕНКО.