"Газовый переход: прочтем Ажаева по-новому"

13.02.2003 | АРХИВ | 4м. 7 c. | 90

Приход к нам нового, 2006 года станет для хабаровчан событием двойного значения. Произойдет не только смена лет, а и смена целой, искони привычной системы энергоснабжения столицы седьмого федерального округа.

Впрочем, перестройка нашего топливно-энергетического комплекса будет совершена чуть позднее. Но накануне 1 января 2006 года должно быть закончено ведущееся сейчас грандиозное, хотя для нас и незаметное, строительство газопровода Комсомольск - Хабаровск протяженностью почти 500 километров. Конечно, если считать не только магистральную, главную часть трубы, но и различные многочисленные отводки к тем селам и поселкам, которые будут «встречаться» на протяжении всей газовой магистрали.

Когда-нибудь историки отметят, что в глобальном плане приход в Хабаровск сахалинского газа по значимости события можно сравнить со строительством моста через Амур и что у истоков этих суперпроектов стоял один человек - Виктор Ишаев.

В самом деле, вспоминая эпопею с мостовым переходом и сравнивая ее ныне с «переходом газовым», можно сказать, что для нашего губернатора это «некие пунктики» его характера, важная составляющая его политической биографии. Ведь практически ни одно заседание краевого правительства, крупное совещание хозяйственной проблематики или даже пресс-конференция не обходятся без упоминания о строительстве газопровода. И только слепой не заметит (но тогда обязательно услышит!), что «газовая тема» варьируется в разных плоскостях, но неизменно разговор сводится к тому, где добыть деньги. И видит, какая его берет печаль, когда заходит разговор о роли в этом вопросе федерального центра, который до сих пор еще не понял: Дальний Восток связывает с этим проектом нечто большее, нежели празднование юбилеев Казани и Петербурга, ибо здесь начинается и кончается Россия.

Воспетая Василием Ажаевым прокладка нефтепровода от Сахалина до Комсомольска закончилась несколько десятков лет назад, и с тех пор воспевать здесь было нечего. По трубам, проложенным прототипами ажаевских героев, только качали нефть да следили за их состоянием. А потом - это уже пятнадцать лет назад - рядом с нефтепроводом проложили и трубы под природный сахалинский газ.

Тогда на этот, новый в нашем крае вид топлива были переведены три комсомольские ТЭЦ, завод «Амурсталь» и полторы тысячи городских квартир. А в последующие десять лет в Комсомольске на природный газ было переведено 25 предприятий энергетики и промышленности города и 40 тысяч квартир жилого фонда.

Когда газ придет в Хабаровск, то к трубе в первую очередь будут подключены две ТЭЦ - первая и вторая, и сразу же начнется перевод на снабжение природным газом наиболее важных предприятий и жилого фонда. Конечно, нам интересно знать, а что же сейчас делается и что вообще за три предстоящих года будет сделано для того, чтобы в назначенное время сахалинский газ пришел в Хабаровск.

Вокруг трубы

Если считать от той «точки», от которой труба под газ «возьмет курс» на Хабаровск, а она находится совсем не в Комсомольске, то на сегодняшний день трубы газопровода уложены уже на протяжении 61,5 километра. Много это или мало для того, чтобы старт строительства считать вполне удачным? И потом: такие темпы строительства гарантируют то, что все намеченные здесь сроки будут выдержаны? Уверенного ответа на эти главные вопросы пока нет. Кое-кто может сказать, мол, не надо погонять: у бога дней много, а впереди еще целых три года - успеем. Только как сказать: ухлопаем на раскачку основное время, а потом будем гнать с качеством работ «тяп-ляп».

Не так давно в Хабаровске было создано акционерное общество Дальтрансгаз как генеральный заказчик строительства объектов газификации Сахалина, Приморья и Хабаровского края. Но затем выяснилось, что Сахалин газифицировать намерены сами инвесторы проектов по освоению нефте- и газоносных месторождений острова, а это, в основном, иностранные фирмы, а Приморский край к этой работе сможет приступить только после того, как газопровод дотянется до Хабаровска. Так что «на попечении» у Дальтрансгаза остался только Хабаровский край. Компания должна держать постоянный контакт со строителями, институтами, разрабатывающими проектно-сметную документацию, и выдавать ее подрядчикам, обеспечивать поставку оборудования. В общем, решать вполне рутинные в таких случаях задачи. Но когда генеральный директор Дальтрансгаза Николай Чуйков узнал о поводе моего визита к нему, он, что называется, с порога заметил, что о газопроводе писать еще рано, поскольку писать еще не о чем. Тогда задал ему конкретный вопрос: «А 61,5 километра уже уложенных труб - это много или мало?». Николай Федорович твердо на этот вопрос не ответил, сославшись на то, что «вообще-то никаких заданий по срокам на строительстве газопровода не существует. Пока не существует». Этот разговор состоялся в начале февраля нынешнего года, но в этот день я уже знал, что строители газопровода, бригады Дальэнергомонтажа, Сахалиннефтемонтажа и УС-73 Дальспецстроя должны были до конца прошлого года «закопать» сто километров труб в направлении к Хабаровску.

Задержки начинаются «от печки»: специалисты генеральных проектировщиков СахалинНИИПриморнефть и Дальгипротранса не укладываются в график выдачи рабочей документации, необходимые материалы готовят с опозданием. Например, на сегодняшний день выдана документация только на 103 километра газопровода. В первом квартале этого года от них необходимо получить рабочую документацию на 200 километров. Но ее пока нет. А мы и оглянуться не успели, а уж отлетела в невозвратное прошлое первая половина первого квартала. И как же тут, скажите, не «погонять»?

Проектировщики ссылаются на плохое финансирование их работ. Снова все упирается в деньги. На строительство газопровода Комсомольск - Хабаровск уже израсходовано 750 миллионов рублей. По признанию Чуйкова, правительство Хабаровского края из этой суммы внесло 60 процентов и даже перевыполнило свои обязательства. А федеральный бюджет свою долю денежных отчислений на строительство зажимает. С большой неохотой раскошеливаются отнюдь не бедные компании «Роснефть» и «Сахалинморнефтегаз».

Генеральный заказчик Дальтрансгаз уповает на то, что в ближайшее время Европейский банк реконструкции и развития выделит кредит в 150 миллионов долларов. Но, во-первых, получение этих денег представляется пока довольно проблематичным, а во-вторых, если говорить честно, то эта «манна небесная» непременно обернется той удавкой, которой зарубежные кредиторы умеют мастерски пользоваться для достижения своих далеко не альтруистических целей. Поэтому при создании Дальтрансгаза руководители края возлагали на это предприятие определенные надежды в решении и финансовых проблем, которые обязательно будут возникать. Но что же получается?

Правительство края предписало в прошлом году Дальтрансгазу в январе этого года совместно с рядом краевых министерств «...составить график финансирования строительства газопровода с привлечением российских и иностранных кредитных ресурсов, финансовых средств акционерного капитала и бюджетов различных уровней для обеспечения ввода в эксплуатацию газопровода Комсомольск-на-Амуре - Хабаровск». Но, по крайней мере, в начале февраля нынешнего года к выполнению поручения правительства приступали робко.

Правительство края «провело работу» с рядом министерств и ведомств России и добилось их согласия увеличить лимиты финансирования из федерального бюджета на строительство газопровода. Но теперь уже совершенно ясно, что 2003 год уйдет на то, чтобы «согласие» московских чиновников, как это не раз бывало, не дало обратный ход. Поэтому уже сегодня, хотя впереди еще три года, вопрос стоит не о строгом соблюдении графика строительства газопровода, а о форсировании работ по принципу «Куй железо, пока горячо». Строй, пока деньги дают. Ведь, начиная с 2003 года, в строительство газопровода необходимо вкладывать не менее двух с половиной миллиардов рублей. Федеральный центр обещает с 2004 года направлять на создание газовой магистрали на Дальнем Востоке около 700 миллионов рублей. По сравнению с масштабом стройки, прямо скажем, не густо. Но и это все же что-то.

Не будьте невестами на выданье

На заседании правительства края в декабре прошлого года губернатор Виктор Ишаев сделал серьезный упрек в адрес ОАО «Хабаровскэнерго» за медлительность в подготовке к газификации объектов энергетики. Сделать предстоит немало и внутри ТЭЦ, и на подходе к ним. Нужно проложить десятки километров подводящих газопроводов, построить газораспределительные и компрессорные станции. Но даже рабочая проектно-сметная документация не готова.

Почему же правительство края так настойчиво и целеустремленно бьется за проводку газа в Хабаровске? Даже если отбросить в сторону некоторые стратегические соображения, которые касаются интересов наших ближайших соседей, о чем может быть только отдельный разговор, то приход природного газа Сахалинского шельфа в Хабаровск решает многие экономические, социальные, экологические, да и политические тоже, задачи. Ведь перевод хотя бы ведущих промышленных предприятий и первоначально двух из трех хабаровских ТЭЦ и части соцкультбыта на газ позволит намного снизить тарифы на электрическую и тепловую энергию и дать возможность свободнее вздохнуть и крупному производству, и мелкому, и среднему бизнесу.

Конечно, основная доля сахалинского газа, предназначенного для бытовых нужд, будет использоваться в Хабаровске. Но и муниципальные, и ведомственные котельные поселков, расположенных на трассе газопровода, получат новый вид энергоносителя. Не надо будет шуровать лопатой, забрасывая в топку уголь, не надо будет кантовать емкости с мазутом, не надо будет переплачивать уже ошарашивающие суммы за топливо.

Основная тяжесть работ по газификации города ляжет, конечно, на коллектив ОАО «Хабаровск-крайгаз». Конечно, газовщики еще не пошли по квартирам хабаровчан с радостной вестью о скором переходе на природный газ Сахалина. Скорее всего, этой перемены мы с вами просто не заметим. Или заметим потому, что городской «пейзаж» утратит такую привычную уже нашему взгляду деталь, как газгольдер. Будут демонтированы три с половиной сотни этих газораспределительных сооружений, которые, чего уж скрывать, создают довольно опасную обстановку. Котлованы будут засыпаны и появятся дополнительные площади для зон отдыха или детских открытых рекреаций. Дай-то бог, а то ведь мы быстренько на этом месте свалку устроить можем. Да, а вместо громоздких газгольдеров появятся компактные газораспределители шкафного типа. Каждый такой шкаф будет «обслуживать» примерно тридцать домов. Это значит, что вместо трехсот с половиной газгольдеров в городе будет установлено только 100-120 распределителей газа.

Конечно, дел здесь - край непочатый. И не только в Хабаровске. Как мне сказали в Хабаровск-крайгазе, возникли технические проблемы с газификацией жилья и в Амурске, и в Эльбане. Затруднения специфического характера, и для их преодоления потребуются и дополнительные средства, и дополнительное время. По словам руководителей Хабаровсккрайгаза, на предприятии уже развернута работа по подготовке к газификации Хабаровска. Например, разработана генеральная схема газоснабжения города, выполнен проект технико-экономической оценки предстоящих работ, определены потребители и намечены трассы распределительных газопроводов первой очереди. Но пока еще не проведен тендер для определения проектировщиков и подрядчиков, неясно, кто займется подготовкой рабочей проектно-сметной документации, не намечены источники финансирования. Конечно, имея немалый опыт работы заказчиком по строительству и эксплуатации газопроводов в Комсомольске, Солнечном, Хурбе, Эльбане, ОАО «Хабаровсккрайгаз» часть этих работ могло бы взять на себя. Для этого у предприятия есть и лицензии, и неплохо подготовленные специалисты, и необходимое оборудование. Но пока нет разрешения на то, что газовщики могут приступать к этим работам.

Предприятиям, которые будут потреблять природный газ в бытовых целях, тоже пора бы «подсуетиться». Нужно спроектировать подводящие газопроводы, газораспределительные пункты, выполнить массу формальностей, без которых, даже при наличии готовой трубы, сахалинский газ в дома не придет.

Леонид ГАПИЧ.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

15.08.2022 16:46
ВТБ снизил ставки по кредитам для среднего и малого бизнеса

15.08.2022 10:13
ПРОИЗВОДСТВО И ПОСТАВКА КРЕПЕЖНЫХ И ТАКЕЛАЖНЫХ ИЗДЕЛИЙ
Главным видом продукции для ремонтных и строительных работ являются такелажные изделия и крепежные элементы.

12.08.2022 12:14
ВТБ в Хабаровском крае на 8% нарастил розничный кредитный портфель

12.08.2022 10:33
Дольщики получат выплаты в полном объёме

12.08.2022 10:24
Ван И: «Ошибка США в тайваньском вопросе имеет три аспекта»
Член Госсовета КНР, министр иностранных дел Ван И 7 августа во время своего визита в Бангладеш заявил, что Соединенные Штаты ошиблись в трех аспектах относительно безответственной поездки спикера Палаты представителей Конгресса США Нэнси Пелоси на китайский Тайвань.



07.05.2020 23:17
Около 2,5 тысячи деклараций подали получатели «дальневосточных гектаров»
Больше всего деклараций об использовании «дальневосточных гектаров» - 819 - поступило от жителей Хабаровского края. Декларации подают граждане, которые взяли землю в первые месяцы реализации программы «Дальневосточный гектар».

23.04.2020 22:22
Здесь учат летать дельтапланы и… перепёлок
Арендатор «дальневосточного гектара» Федор Жаков, обустроивший аэродром для сверхлегкой авиации (СЛА) в селе Красное Николаевского района Хабаровского края, готов предоставить возможность взлета и посадки сверхлегких летательных аппаратов


На какой резине ваш автомобиль ездит сейчас?

  1. На летней - 100%
     
  2. На всесезонке - 0%
     
  3. На зимней - 0%
     
  4. У меня нет автомобиля - 0%