поиск
11 сентября 2024, Среда
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Поющая бронза мастера

22.02.2003
Просмотры
311

Сегодня в Дальневосточном художественном музее открывается персональная выставка скульптора А. Яскевича.

Искусство хабаровского мастера-литейщика Анатолия Яскевича соединяет в себе и стремление к познанию мира, свойственное станковому искусству, и задачи создания хотя и художественно оформленных, но вместе с тем вполне утилитарных предметов.

Именно на стыке этих двух начал рождаются его скульптурные композиции из бронзы и чугуна. Каждому произведению присущи особые интонации, в которых легко различим собственный голос Анатолия Яскевича. Поэтому в широком круге образов, запечатленных в металле хабаровским мастером, угадывается его желание сказать о многом и перевести это многое на язык изобразительной пластики. Отсюда - разнообразие эмоциональных состояний самих произведений и зрительских ощущений. Произведения Яскевича то воссоздают великие образы русского реалистического искусства (копия с работы Е. Лансере «Русский сокольничий XVIII века», 1994 г.), то, повинуясь своему назначению, превращаются в детерминированные знаки, символы патриотических идей («Орел», 1995 г., «Черный тюльпан», 1996 г.). Они то пленяют свободой и романтическим духом (композиция «Галактика», 2001 г.), то восхищают точностью натуралистических деталей в работах анималистического жанра («Медведь», 2000 г., «Тигр», 2002 г.).

Решая вполне земные задачи в своей повседневной заводской работе, Яскевич и в творческой деятельности исповедует вполне «земной», понятный каждому зрителю язык классического реализма. И что бы ни говорили скептики, но точный реалистический образ обладает большой силой. В свое время П.К. Клодт, автор знаменитой конной группы Аничкова моста - одного из символов Петербурга, был потрясен в Риме реалистической красотой античной скульптурной композиции, изображающей юношей, ведущих лошадей. Восхищенный увиденным, он писал своему другу: «Я хочу создать для современников произведения, полные жизни и абсолютной гармонии».

Идеи, принципы и художественное наследие барона Клодта, самого яркого скульптора-литейщика в российской истории XIX столетия, стало для Яскевича своеобразной точкой отсчета в творчестве. А. Яскевич по-прежнему мечтает о создании в Хабаровске школы художественного литья, о возвращении городу ажурных парковых оград, об украшении скверов и аллей солидными скамьями с классической вязью узоров, о появлении в современных интерьерах произведений художественного литья и, наконец, о возрождении благородной кабинетной скульптуры.

Иными словами, Анатолий Яскевич мечтает о том, чтобы волшебный голос бронзы звучал не только на выставках, но и в повседневной жизни хабаровчан.

Л. КОЗЛОВА, искусствовед.