Страшные сны Елизаветы Листовой
Елизавета Листова стала известна в переломный момент раскола НТВ. Ей принадлежит фраза, сказанная в прямом эфире "Антропологии", что НТВ "живет кишками наружу".
Сегодня она уже год как читает новости на канале ТВС.
Она не любит говорить о себе и редко дает интервью. Мало кто знает, что по образованию Лиза - театральный критик. А ее дедушка - знаменитый композитор Константин Листов, автор легендарной "Тачанки".
- Лиза, вы окончили ГИТИС. Как получилось, что театровед оказался на телевидении?
- Я совершенно не собиралась идти на телевидение и всячески себя от этого ограждала. На практику в институте я отправилась в журнал "Искусство кино". А там тогда работал Петр Шепотинник, который уже сделал на РТР "Команду-2" и как раз запускал "Кинескоп" на ТВ-6. Он и привел меня на телевидение. А потом пошло-поехало. Видимо, написано на роду или где это пишут, не знаю.
- А как в своей работе от новостей кино вы перешли к просто новостям?
- Мне показалось, что я себя исчерпала в теме, которая на телевидении называется словом "культура". У меня возникло вдруг ощущение, что весь мой инструментарий затупился. Дело не в том, что кино стало скучным, спектакли неинтересными, просто я поймала себя на ощущении, что о какой бы премьере я ни рассказывала, у меня получается один и тот же сюжет. Я просто заскучала, и мне захотелось попробовать проанализировать другую форму реальности.
- Читать новости куда менее интересно, чем ездить по командировкам, разве нет?
- Нет, конечно. От корреспондентства тоже можно устать. Одно дело - это впечатления в их чистом виде. Другое - все, что приходится преодолеть для того, чтобы эти впечатления получить. Я домашний человек. Командировка - это когда ты впахиваешь с утра и до вечера. Чужой город, огни на чужих улицах, какие-то люди идут по своим делам, и ты понимаешь, что стопроцентно не встретишь ни одного знакомого. Хмурое мерзкое утро, холодная гостиница... От этого тоже устаешь. Есть какая-то дурацкая неписаная иерархия, по которой почему-то считается, что ведущий круче корреспондента. Я думаю, это круче только по степени ответственности, которую на себя берешь. Кто бы ни ошибся во время твоего эфира, все равно дурой будет Листова.
- Но ведь у ведущего славы больше...
- Во-первых, непонятно, хорошо ли это: меня почему-то чаще всего узнают зубные врачи. А когда я иду лечить зуб, мне это совершенно не надо. И немного смущает, потому что опознание происходит всегда в самый неподходящий момент, например, в магазине за покупкой гигиенических средств. Во-вторых, даже если считать, что слава - это хорошо, все равно один неверный шаг - и твоя слава оборачивается против тебя. Иногда приносят материал за несколько минут до эфира, и нет времени его отсмотреть. Надо принимать решение - либо ставить сразу, либо не ставить вообще. И если вдруг корреспондент допустил неточность, виноват все равно будет ведущий!
- Небось, во снах только и видите, что эти неточности?
- Еще как! Я их называю производственными кошмарами! Сейчас снятся вариации на тему суфлера и моей папки. Суфлер - это экран на камере, размером 40 на 40 сантиметров, где бежит текст, который ты за двадцать минут до этого себе написал. И обычно мне снится, что я прихожу в студию, а вместо суфлера - огромный экран, как в кинотеатре, и на нем мелкие буквы, буквы, буквы идут, как фашисты на параде. Помимо суфлера у меня есть еще папка, в которой сложены все тексты по порядку - на случай, если суфлер вдруг сломается. Такая же папка у режиссера, редактора титров - у всех. Мне снится, что я прихожу на эфир, за тридцать секунд до него открываю папку и вижу, что там вместо текстов вырезки из газет, фантики, фотографии - макулатура.
- Вы покинули НТВ вместе с командой Киселева. Почему?
- Я поступила так, как сочла нужным согласно моим собственным представлениям и принципам.
- А как вы прокомментируете то, что сейчас происходит на НТВ?
- Происходящее закономерно.