Зачем в трамвае четыре двери, если открывается одна?
«Трамвай - как много в этом звуке для сердца горожан слилось. Как много в нем отозвалось». Классика можно было бы пощадить, но, чтобы начать разговор о проблемах многострадального хабаровского трамвая, рискну перефразировать именно эти строки.
Общество защиты прав потребителей города Хабаровска на рубеже 2002-2003 годов в течение месяца проводило исследование работы трамвая. Результаты получились вполне ожидаемые.
Трамвайное хозяйство Хабаровска находится, как минимум, в убогом состоянии и не может претендовать на уровень столичного транспорта. А ведь исследование проводилось нами с учетом всех сложностей и специфики работы МУП ХТТУ. Это касается ветхости вагонного парка, высоких затрат электроэнергии, значительного количества льготников, невозможности обеспечить достойной заработной платой персонал, что вызывает так называемую «текучку» кадров, а также ненадлежащего внимания к проблемам транспортников со стороны муниципалитета. Однако многие негативные моменты в работе хабаровского трамвая вполне устранимы и не требуют особых материальных затрат. С них и начнем...
Пассажира сделать бараном? Легко!
Порядок пользования трамваями определен правилами, которые каждый хоть раз да читал. Эти правила в рамочках вывешены в каждом вагоне. Приняты они местными парламентариями из самых благих намерений: разработаны правила в соответствии с законом РФ «О защите прав потребителей» и направлены на улучшение качества обслуживания пассажиров. Нормативный акт определяет права, обязанности и ответственность пассажиров, водителей и кондукторов. Про обязанности пассажиров нам напоминают постоянно: едешь с собакой - бери на нее билет; в грязной одежде ехать нельзя; лопату на дачу вези обернутой в плотную ткань, потому что это колющий предмет. С нас спрашивают по полной программе. А вот свои обязанности кондукторы и водители исполняют в весьма усеченном виде.
Одна из главных заповедей водителей и кондукторов гласит: проявляйте внимание и заботу о пассажирах. Эта забота, прежде всего, должна заключатся в том, чтобы пассажир не проехал своей остановки. Что же выявило наше исследование?
Названия остановочных пунктов в 40 процентах случаев не объявлялись вообще. (Напомню, что исследование проводилось зимой. В это время окна трамваев заморожены, темнеет рано, в салонах не развернуться из-за шуб и дубленок. В таких условиях и местный житель не всегда определит, где он едет. А гости города теряются и подавно.) В 52 процентах остановочные пункты объявлялись «как-нибудь»: либо периодически, либо называлась только следующая остановка.
А как вам такая «мода» вагоновожатых - называть остановку за 5-7 секунд до открытия дверей? Или же неожиданно сообщать, что «вагон идет в депо»? Лишь в восьми процентах случаев остановки объявлялись, как того требуют правила, а именно: водитель называл остановочный пункт и следующий за ним.
График движения трамвая по сей день доставляет массу неудобств пассажирам, вызывает множество нареканий. В рапортах ТТУ о регулярности движения трамваев фигурирует цифра - 83%. По нашим же данным она едва дотягивает до 60%. Примерно в двух случаях из пяти необходимый маршрут приходилось ждать дольше, чем это предусмотрено интервалом движения.
Причина столпотворения пассажиров у выхода определяется просто, достаточно только сопоставить, сколько дверей в вагоне и сколько из них открываются. Если бы открывались все двери, пассажиры бы распределялись по салону более-менее равномерно. А так, люди вынуждены занимать перспективную для выхода позицию. Опять штурм, опять в деле локти!
На резонные замечания некоторых пассажиров о том, что надо бы «не орать, а открыть все двери», кондукторы заявляли, что остальные двери не работают. Такие утверждения выглядят явным блефом. Мистика какая-то: во всех хабаровских трамваях сломаны одни и те же двери. В четырехдверных - это обязательно первая и четвертая. В трехдверных - дверь посредине. Причем все тем же мистическим образом хронически неисправные двери вдруг открываются, если водителю нужно перевести стрелку или впустить сменщиков. По нашим сведениям, «экономия дверного пространства» - изобретение сугубо хабаровское. Ничего подобного в других городах, претендующих на звание столичных, обнаружить не удалось.
Между тем правила пользования трамваями утверждают, что пассажир не только имеет право, но даже обязан «осуществлять выход» через все имеющиеся в салоне двери. Так кто же превращает нас в баранов?
Точность -
вежливость
королей?
Пожилая женщина поинтересовалась у кондуктора номером маршрута и получила ответ: «На табличку смотреть нужно!» «Вижу я плохо, дочка», - стала оправдываться пенсионерка.
Или такой пример проявления «внимания и заботы». При незапланированной остановке пассажиры попытались выяснить причину и предполагаемое время простоя. Ответ был дан «королевский»: «Сколько нужно, столько и будем стоять». Выходит, водителю и кондуктору «до лампочки», что люди могут опаздывать на работу, учебу, поезд, самолет... Почему бы в такой ситуации не проявить истинного внимания и заботы: объяснить, как складывается ситуация, извиниться.
Неблагополучна и ситуация с информационными табличками на остановках, которые указывают название остановочного пункта, интервал движения, время начала и окончания движения маршрута. В отдельных случаях таблички отсутствуют вовсе, в других - из-за износа разобрать ничего не возможно. Да и сама информация на табличках не всегда соответствует действительности.
С остановки «Дикопольцева» в сторону поселка имени Кирова последний трамвай маршрута №5, например, в соответствии с табличкой должен отправляться в 22.25. А с остановки «Серышева», что гораздо дальше, в 22.22. Как такое возможно?
Мы изучили таблички на остановках «Победа» и «Ветеран» того же направления. И поразились еще больше: на обе остановки трамвай должен прийти в одно и то же время. Фигаро здесь, Фигаро там! А право потребителя на информацию нарушено.
Опрос, который был проведен в ходе исследования, показал, что у пассажиров востребован маршрут, связывающий школы №№19, 38. Такой маршрут несколько лет назад существовал. И был очень удобен: не нужно делать пересадку на Центральном рынке, где вечная толчея. Дефицит подвижного состава - не аргумент против такого маршрута. Время поездки между названными пунктами - 25 минут. Если даже запустить два вагона, уехать в этих направлениях можно будет каждые полчаса.
Нельзя не отметить как положительный тот факт, что летом во время общегородских мероприятий интенсивность движения трамваев возрастает. В последнее время эта отрадная практика стала применяться и во время проведения хоккейных матчей на стадионе «Нефтяник». Появились даже изрядно подзабытые спаренные вагоны. Жаль только, что ориентируются они только на конец матча. А поспеть к началу - целая проблема. Да и количество трамваев явно недостаточно. Но тенденция, безусловно, приятная.
Пора подумать и о системе оповещения пассажиров относительно изменений в графике движения, возникновении нештатных ситуаций. Хотя бы на крупных, узловых пунктах надо установить громкоговорящие устройства. Или оповещать пассажиров через диспетчерские и котрольные пункты. Тогда люди не будут мучаться «гамлетовским» вопросом: ждать или не ждать?
Быть или не быть «народному
трамваю»?
А, может, вообще есть смысл задуматься: нужен ли Хабаровску трамвай? А что? Считает же возможным руководство города и МУП ХТТУ расширить троллейбусную сеть. Почему бы тогда не заменить трамваи троллейбусами? Опоры, провода остаются. Рельсы продадим на металлолом, купим на вырученные деньги те же троллейбусы. За счет «сворачивания» трамвайного полотна на отдельных участках решим проблему расширения дорог.
Ахнули? Что ж... Если трамвай городу нужен, давайте тогда все вместе подумаем: как изменить ситуацию в лучшую сторону? Давайте изучим мнение рядовых горожан, специалистов, общественности, депутатов и т.д.
Говорят: спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Можно попробовать объявить акцию «Народный трамвай». Создать общественный фонд. В городе около 400 тысяч трудоспособного взрослого населения. Кто пять рублей, кто десять, кто больше... Есть крупные предприятия, предприниматели, депутаты. Чем-то поможет город, чем-то - правительство края. Контроль над использованием народных средств поручить почетным горожанам, чей авторитет и безупречность ни у кого не вызывают сомнений. Постепенно, по три-пять-семь вагонов в год, можно обновить вагонный парк. И в 2008 году встретить 150-летие города с новыми трамваями, за которые не будет стыдно перед гостями. Ведь общественный транспорт во многом определяет лицо города.
Общество защиты прав потребителей, в свою очередь, открыто для мнения горожан по затронутой проблеме. Свои суждения можно направлять по адресу: 680000, г. Хабаровск, а/я 3/6.
В. ВАСИЛЬЕВ, юрист Общества защиты прав потребителей г. Хабаровска.