поиск
23 октября 2024, Среда
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Прочтет ли читатель писателя, пишущего «в стол»?

19.03.2003
Просмотры
327

Лауреат Государственной премии в области литературы, всемирно известный дальневосточный писатель Григорий Ходжер последние годы пишет, что называется, «в стол». Еще каких-нибудь пятнадцать лет назад издательства наперебой бы просили его рукописи, сейчас же они отвечают писателю: «Денег нет на издание книг. Ищите спонсоров...».

Ни наши местные, ни центральные российские издательства сейчас не рискуют издавать даже самых маститых писателей. Почему? Они не уверены, что читатель станет покупать такие книги. Им надежнее печатать всякие детективы, эротику или модных, хорошо раскрученных авторов, пусть даже они и строчат тексты, весьма далекие от литературы.

Нельзя, однако, сказать, что Хабаровская краевая организация Союза писателей России совсем уж оказалась без поддержки. Губернатор помогает и материально, и морально. Но что порой получается? Одному очень известному дальневосточному писателю на издание однотомника его избранной прозы выделили немалые деньги. Роскошная, хорошо оформленная книга была издана в кратчайшие сроки. И что же? На прилавках магазинов она покрывается пылью - то ли покупатель её не замечает, то ли она ему неинтересна.

Другой писатель, в былые годы тоже не менее известный, жалуется: «Выбил деньги на издание книги. Но, представляете, её нужно самому продавать. В магазинах она расходится плохо. Пришлось ехать на рынок Южного микрорайона, где маловероятна встреча со знакомыми. Стоял там, как барыга, торговал книгами. Стыдно-то как!»

А что стыдного-то? За рубежом уже давно привычной стала картина: сидит в книжном магазине писатель и всем желающим оставляет на своей новой книжке автограф. Между прочим, Дмитрий Коваленин, известный переводчик романов Харуки Мураками, специально приезжал в Хабаровск, чтобы встретиться с читателями. В магазине «Мирс» он надписывал бестселлеры Мураками. А вы часто видите хабаровских писателей за подобным занятием?

Наверное, сегодня мало написать хорошую книгу. Еще надо суметь найти деньги на её издание и продвинуть на рынке книжных новинок. Тут, правда, некоторых авторов выручает их, как говорят теперь, бренд. Скажем, у Всеволода Сысоева, Николая Наволочкина, Михаила Асламова, Людмилы Миланич имена давно стали надежной торговой маркой. Но другим-то надо стараться «раскручиваться». Иначе деньги, добытые на издание книг, просто-напросто окажутся потраченными зря.

Прежде этой «раскруткой» занималось бюро пропаганды литературы. Худо-бедно, но оно посылало писательские десанты по городам и весям, организовывало всякие чтения-выступления.

Если бы такое бюро (или что-то вроде него) существовало, то, вероятно, оно взяло бы на себя часть хлопот по поиску средств на издание книг местных авторов. Может, даже придумало бы какую-нибудь «народную серию», пусть не на самой дорогой бумаге и не в шикарной обложке, но доступную по цене и пенсионерам, и школьникам, и студентам. А то ведь нередко получается так: издательства, зная, что какой-то писатель сможет «выбить» денежки для выпуска своего сочинения, стараются «накрутить» на будущее издание все мыслимые и немыслимые расходы. И получается книжка прямо-таки золотая. Хотя на средства, добытые у меценатов, можно было бы выпустить еще две книжки такого же объема.

Не знаю, кому как, а мне было бы очень интересно прочитать то, что написал в последние годы жизни Павел Халов. Говорят, в его письменном столе осталось более десяти рукописей. Но кто позаботится об их издании? И последние повести безвременно ушедшего Владимира Илюшина тоже хотелось бы почитать. А у Лидии Геммы остались неопубликованные стихи. Накануне трагической гибели она приходила к нам в редакцию и говорила: «У меня пошли стихи. Записываю их и записываю...».

Обидно, что у нас «раскручиваются» все те же Донцовы с Мариниными, Акунины с Сорокиными и прочие московские «штучки». А некоторые дальневосточные мастера прозы пишут «в стол». Ну, неужели и вправду нет пророка в своем отечестве?

Николай СЕМЧЕНКО.