Таможня, я твой бессменный декларант...
Мы продолжаем исследовать административные барьеры, мешающие развиваться нашему бизнесу. Сегодня речь о барьере неизбежном - таможенном.
Российские предприниматели давно уже смирились с тем, что наша таможня - зло неизбежное. И многие мои собеседники, сохраняя инкогнито, даже охотно сыпали цифрами поборов, которые с них якобы регулярно гребут недобросовестные cтражи нашей экономической границы. Знакомый «челнок», уже не первый год мотающийся в Китай за ширпотребом, мимоходом поведал, что прошлым летом в Хабаровском речном порту ежедневно с парохода в Поднебесную взимали по 500 баксов. Ну а в этом сезоне такса, естественно, подрастет - инфляция, сами понимаете.
Зато Хабаровский аэропорт работает круглый год без простоев. И взятки здесь, говорят, требуются более солидные - по 10 долларов за кило контрабанды. Прикиньте, какая получится сумма, если сюда, скажем, из Южной Кореи будет еженедельно прибывать примерно по 100-150 килограммов груза, за который официально пошлину никто не берет. «А мзду берут и брать будут - даже не сомневайся! - так чуть ли не хором утверждали опрошенные мной предприниматели. - И мы платим - система отлажена!»
Однако когда о таможенной системе речь заходила чуть более конкретно, очередной бизнесмен сразу замолкал, а то и вовсе выдавал в ответ: «Я считаю, надо ещё построже с нашим бизнесом - иначе всю страну растащат!»
Тем не менее, один из предпринимателей, Михаил, ныне активно промышляющий автобизнесом в Хабаровске, все же рискнул поделиться своим опытом.
- Прежде всего, новичку самому «растаможкой» лучше не заниматься, - утверждает он. - Таможенное законодательство очень запутанное, и в нем много всевозможных нюансов. Поэтому пусть этим занимаются профессиональные декларанты. Сейчас при местной таможне таких фирм существует около десятка. У них даже сложился свой пул, поэтому они, как монополисты, диктуют свои цены. Скажем, первый лист декларации (где декларируется только один товар) вам обойдется в тысячу рублей, следующие - по 500-700. Дороговато, однако закупать требуемые электронные программы по 200-300 долларов ещё дороже. Да и сплошная морока - самому разбираться во всех таможенных хитростях.
По срокам же проблем нынче не бывает - обычное таможенное оформление (если явных нарушений нет) занимает 10 рабочих дней, а при нормальной работе нормального декларанта можно уложиться в два-три дня.
- Хотя, - оговаривается Михаил, - очень неудобно, что платеж за «растаможку» занимает теперь семь-восемь рабочих дней. Раньше - приходишь на таможню с банковской карточкой и тут же все оплачиваешь. То есть если самолет из той же Кореи с техникой приходит в четверг, можно было узнать всю стоимость аппаратуры в среду и в этот же день оплатить. Теперь же из Хабаровска платежка идет на Москву, оттуда во Владивосток, и только потом региональная таможня дает «добро» Хабаровску: да, дескать, это ваша фирма все оплатила.
Значит, если хочешь, чтобы все было сделано быстро, плати, предприниматель, еще за неделю до прибытия заветного самолета. Почему так сделано, кому это удобно - не понятно!
Самое же неприятное для любого участника ВЭД (внешнеэкономической деятельности) это то, что такие изменения в правилах таможенной игры практически всегда происходят весьма неожиданно и мгновенно, а порой даже задним числом. И спрогнозировать очередную придумку московских таможенников зачастую не могут даже их хабаровские коллеги, которые в этих случаях становятся такими же заложниками новых изменений, как и рядовые предприниматели.
В результате на свет то и дело появляются оригинальные решения: скажем, зачем-то фотографировать каждый груз или предъявлять справку о том, что участник ВЭД уже оплатил таможенное оформление.
- Понимаю, - горячится Михаил, - когда деньги на счет еще не пришли: правильно, ты докажи, что ты их уже отправил. Но теперь-то надо доказывать это и когда деньги от тебя уже поступили на счет. А зачем?! Кстати, раньше был еще такой «прикол» (иного слова не найду): если ты просто везешь покрышку, то должен предъявить сертификат безопасности, что не загрязняешь окружающую среду, а если твоя покрышка одета на диск - то уже ничего не надо предъявлять. Что за маразм!
Я вообще считаю, что при проходе таможни участнику ВЭД надо предоставлять только три документа: таможенную декларацию (товар, который ты заявляешь к оплате), контракт (на основании чего ты это везешь на Родину) и акт досмотра (что ввез фактически). Ведь если я плачу налоги, то все остальное таможню просто не должно волновать!
...Сейчас же таможенному «проходимцу» требуется оформить примерно полтора десятка документов: добыть сертификат безопасности, где-то найти декларанта и, помимо этого, оплатить пошлину, НДС и прочие формальности. Получается весьма муторная и дорогостоящая процедура, увеличивающая цену той же покрышки в полтора-два раза!
Стоит ли после этого удивляться, что большинство предпринимателей доныне предпочитают оставаться контрабандистами: ведь гораздо дешевле заплатить таможеннику на его личный карман и уже на следующий день без всяких формальностей и налогов разворачивать свой бизнес. Да и если тебя вдруг нечаянно поймают (читай - договориться не получилось), то ничего страшного (в виде, скажем, кутузки) тебе практически не грозит: заплатишь, как и полагается, все ту же пошлину - и гуляй смело дальше!
Ну а почему таможеннику так трудно порой удержаться от соблазна, тоже понятно: при том огромном объеме материальных ценностей, что еженедельно проходят через его руки, зарплата рядового инспектора в том же Хабаровском аэропорту ныне составляет порядка пяти тысяч рублей. А при нынешнем половодье подзаконных актов и разноречивых указаний, которыми регулярно бомбардирует регионы Москва, далеко ли, как говорится, до греха?
На Хабаровской таможне, впрочем, весьма сильно надеются на новый Таможенный кодекс, который уже в нынешнем апреле должны рассмотреть депутаты Госдумы. Во всяком случае, уже сейчас законодатели и руководители Государственного таможенного комитета РФ уверяют всех, что кодекс станет документом максимально прямого действия и таможенники (как в Москве, так и на местах) больше не смогут по своему усмотрению трактовать его положения, а сама таможенная процедура станет прозрачной и будет заметно упрощена.
Остается надеется, что замороченные своей предвыборной компанией госдумцы не задвинут, как это уже бывало, новый кодекс до лучших времен. Времен, когда те же таможенники смогут содержать свои семьи на одну зарплату. И предприниматели выйдут наконец из неизбежной таможенной «тени»...
Семен Дубов.