поиск
23 октября 2024, Среда
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Экскурсия по «Балтике» с бутылочкой пива

19.04.2003
Просмотры
349

Анекдот в тему: Разговаривают два хохла: «Мыкола, а ты знаешь, как москали наше пыво называют?» - «Как?» - «Пиииво...» - «Поубывал бы!».

На самом деле спор с представителями «Балтики» (еще до открытия завода в Хабаровске) вышел не по названию, а по вкусу. Я лично засомневался: ну не могут два разных завода (в Питере и в Хабаровске) выпускать совершенно одинаковое пиво. Хотя бы потому, что вода у нас разная... Разрешилась же окончательно эта проблема, вместе с массой вопросов по качеству нового хабаровского производства, уже в день открытия завода. Журналисты тогда стали первыми экскурсантами и со всей технологией ознакомились досконально...

Но вначале о самих экскурсиях. На них уже в мае хабаровский балтийский завод приглашает всех хабаровчан. Хотят, видимо, поставить это дело на поток, так же, как и в Санкт-Петербурге, где в месяц по местному заводу проходит до 3000 (!) экскурсантов. В Европе это называется промышленным туризмом. Придуман он специально на границе интересов: людям интересно посмотреть на современное производство, а производство, показывая свою красоту и чистоту, делает себе рекламу. В России промышленный туризм не развит был до сих пор по одной простой причине - показывать было нечего, особенно в плане чистоты. Поэтому экскурсии, предлагаемые «Балтикой» хабаровчанам, - большой прорыв. И поражает на них, прежде всего, та самая «хрустальная» чистота.

Для начала заходим в варочный цех. Представление о том, что здесь должны быть огромные котлы, в которых кипит пиво и его помешивают лопатами мужики, отгоняя попутно мух, рушится безвозвратно. Зал сияет кубическими воронками, в углу за стеклом - «пультовая», похожая на центр управления полетами. За приборами наблюдает один-единственный человек. И тишина... Экскурсовод (тем, кто еще не знает) объясняет, что для варки пива нужны солод, хмель, дрожжи и вода. Сразу - вопрос про воду.

- Вода, - говорит девушка, - поступает сюда из артезианских скважин. Сейчас много рекламы, где говорят: мол, наша вода для пива берется из горных источников, альпийских снегов... Все это на самом деле лишь рекламный ход. Для варки пива на самом деле нужна максимально очищенная вода, практически дистиллированная. То есть все минералы, являющиеся преимуществом питьевой воды, для производства пива просто вычищаются. Поэтому здесь главное - водоочистка. На хабаровской «Балтике» она современная, многоступенчатая.

Наша справка: оборудование для хабаровского завода было поставлено из Германии, Бельгии, Голландии и США. Доставляли морем до порта Ванино. Оттуда везли. Некоторые особо нестандартные детали летели вертолетом до Хабаровска. Не использование отечественного оборудование - упрек, скорее, не к «Балтике», а к отечественным производителям и их качеству, технологиям. Что касается конкретно станции водоочистки, то это - уникальный комплекс оборудования, предназначенный для автоматической очистки и умягчения жесткой дальневосточной воды. В процессе очистки здесь исчезает мутность, посторонние привкусы и запахи. Окисляемость, рН, железо, щёлочность, общая жёсткость приводятся к идеальным для человеческого организма.

В продолжение ликбеза экскурсовод, между тем, поясняет, что солод - это специально обработанное зерно, чаще всего ячменное. В зерне много полезных веществ, которые нужны растению для роста. Человеку они тоже полезны, поэтому он их у растения и забирает. Измельченное зерно добавляют в воду. Добрые вещества в ней и растворяются. А из такой воды варят пиво. Лишь для вкуса (терпкости или горечи), для аромата добавляют хмель. Выражение же «захмелеть» здесь не соответствует действительности. Градус добавляют дрожжи уже в другом - бродильном цеху.

Зачем такие подробности? А чтобы было понятно, насколько важно качественное сырье при варке пива. И тут отечественные производители опять проигрывают. «Балтика» на своих заводах использует в основном опять же импортное сырье. Это выходит дороже, но ради вкуса и аромата нужно идти на издержки. Ибо на них (вкусе и аромате) держится популярность пива.

...После брожения пиво должно дозреть. Поэтому после бродильного цеха экскурсовод ведет всех в зал лагерного хранения. Поясняет по ходу: Lager в переводе с немецкого значит подвал. Раньше немцы (признанные знатоки пивоварения) перебродившее пиво переливали в деревянные бочки, которые ставили в холодный подвал, русские пивовары - в погреб.

Лагер-зал хабаровской «Балтики» - просто гигантский по размерам, с «бочками» каждая высотой 18 метров. В них пиво отстаивается еще около трех недель. Чтобы выпить одну такую «бочку» человеку, пьющему по бутылке в день, нужно тысячу лет, чтобы дойти до дна.

Из лагер-зала пиво выходит нефильтрованное. Его еще называют «живым». На самом же деле «живое» пиво, как молоко, - либо пей сразу, либо оно тут же испортится. В Европе (но не повсеместно) для увеличения срока хранения добавляют консерванты. Но российские пивовары от этого метода принципиально отказываются. Так что отечественным пиволюбам повезло - они пьют просто хорошо отфильтрованное пиво. На «Балтике», например, длительного срока хранения добиваются максимальной стерильностью всего производства...

Ну вот, собственно, и все - пиво готово. Остается только разлить его по бутылкам. На хабаровской «Балтике» используют три варианта тары: 30-литровые бочонки (кеги), пластиковую бутыль (пэт) и стеклянную (0,5). Последнюю главное - промыть. И здесь мойка проходит в несколько этапов, до полной стерильности.

Сам же зал розлива, как, впрочем, и зал хранения готовой продукции, поражает сразу с двух сторон. Во-первых - масштабами, наподобие египетских пирамид, только вместо камня - пиво, пиво, пиво... Сразу понимаешь, что одному человеку столько не выпить. Во-вторых, поражает чистота. Ну, где вы видели склад с блестящим, как кафель, специально отполированным бетонным покрытием?

В общем, все это вместе и по отдельности производит впечатление. На него, собственно, и рассчитывает «Балтика», приглашая хабаровчан к себе на экскурсию. За ее рамками, правда, остается еще много нюансов.

Например, тот, что «Балтика», ценя свое качество, делает все, чтобы исключить вероятность подделки собственной продукции. Наблюдать это можно хотя бы по подходу к изготовлению этикеток. Между нами, технология их производства во многом напоминает печать иностранной валюты. Так что дальневосточным полиграфическим магнатам получить заказ на балтийские этикетки будет весьма трудно. Судите сами, как и в купюрах, в этикетках «Балтики» есть металл. Только не в виде полоски, а, так сказать, в виде напыления - при металлизации происходит напыление молекул алюминия в вакууме на поверхность бумаги. Сама же бумага обладает, так же, как и купюра, повышенной прочностью, устойчивостью к влаге и трению. Внешне металлизированную балтийскую этикетку можно отличить по характерному благородному блеску. А используемая технология печати позволяет наносить элементы, по своей сложности не уступающие денежным знакам. Толщина, а точнее тонкость отдельных линий достигает 0,5 мм. Чтобы этикетка получилась качественной, чтобы она, как минимум, «не поплыла», а цветовые оттенки соответствовали оригиналу, и отношение соответствующее - балтийские этикетки доставляют на завод в специальных опечатанных контейнерах. По мере необходимости их загружают в этикеровочную машину. Во время ее работы за расходованием этикеток наблюдает специалист компании.

Непривычно все это в масштабе и в мелочах. Поэтому завод «Балтики» в Хабаровске и привлекает сегодня столько внимания. Завтра, наверное, станет нормой.

Виктор Илин.