поиск
22 января 2025, Среда
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Как проявили первого фотографа

26.04.2003
Просмотры
576

28 апреля 1838 года считается во всем мире официальным днем рождения фотографии. Первенство в данном вопросе приписывают французу Дагеру, который в одном из своих писем писал: «Я окрестил этот процесс дагеротип». Под таким мудреным именем фотография и стала известна миру. Интересно, что первым серьезным фотографом Хабаровска тоже стал француз - Эмилий Францевич Нино...

Эмилий Францевич прибыл на российский Дальний Восток в конце XIX века. Во время своего путешествия любознательный француз запечатлел первые русские поселения на Амуре - Кизи, Мариинское, Софийское, Вятское и так далее. Эмилий Францевич был членом географического общества, поэтому взгляд имел наметанный.

В Хабаровске купец 2-й гильдии Нино продавал посуду, мебель и готовые платья, которые получал из Парижа. Имел фабрику по производству печатей, занимался пушным бизнесом и даже имел своих агентов в Николаевске и Троицком. А в 1894 году открыл первый в Хабаровске фотографический салон. Он был расположен на улице Поповской (ныне Калинина). На одном из снимков того времени салон можно рассмотреть в деталях: невероятное, по сравнению с другими домами, количество окон. Электричества ведь в те годы еще не было!

То, что столь преуспевающий человек занялся фотографией, конечно же, не случайность. Фотодело на своей заре было предприятием сложным и дорогостоящим, требующим немалых капиталовложений и знаний. Кстати, наряду с Эмилием Нино фотографией в наших краях занимались и другие предприимчивые личности. Свои салоны имели, например, Ичидзи Такеучи и Владимир Лапин (соответственно в Хабаровске и в Николаевске). И все же Эмилий Нино стоял особняком. Он был не просто бизнесменом от фотографии, но настоящим фотографом - с потрясающим чувством экспозиции. По большому счету, он был фоторепортером - в современном понимании этого слова, поскольку почти каждый снимок Нино - отражение ритма того времени. Этим, собственно, Эмилий Францевич и заинтересовал известного в Хабаровске фотографа Валерия Токарского.

- Жизнь Эмилия очень дотошно исследована нашими историками и краеведами, - рассказывает Валерий. - Но меня лично он привлек не своими коммерческими достижениями. И даже не тем, что открыл в Хабаровске первый фотосалон. А именно тем, как этот человек снимал. И мне захотелось восстановить облик Нино. Тогда еще в архивах нашего музея не было его личной фотографии - позже ее пришлют из Сиэтла внуки Нино. Но на многих фотографиях Эмилия Францевича я стал замечать одного и того же человека - высокого стройного мужчину в шляпе и с бородой. Вот он нагнулся и облокотился о колено на территории нынешнего речного вокзала в Хабаровске. Вот присел на берегу реки на фоне гребцов. Вот на одной из улиц Благовещенска стоит перед повозкой с лошадью. Интересно, что рядом была еще одна повозка. Но от нее на снимке остались лишь копыта и смазанный след: видимо, у извозчика не хватило терпения выдержать длительную съемку. Мужчина в шляпе удержал лишь одну повозку. И это мог быть только фотограф... В конце концов я приметил этого же человека еще на одной фотографии. Он стоял в самом углу, но смотрел в объектив. Старые фотографии очень четкие, поэтому я смог без проблем увеличить заинтересовавший меня силуэт. Так проявился на белый свет Эмилий Францевич Нино. Позже я сверил полученный снимок с тем, что пришел из Америки. Моя догадка подтвердилась.

Силуэт таинственного незнакомца - не единственная тайна старых хабаровских фотографий. Как заметил Валерий Токарский, их можно рассматривать часами (с лупой!) и все время находить что-нибудь новое. Жаль только, что большая часть этих тайн так и остается тайнами. Наши предки почему-то не очень любили подписывать фотографии. Вот есть, например, снимок участников съезда сведущих людей. Но назвать поименно мы можем лишь несколько человек. Кто остальные? Очень легкомысленное отношение к истории! Ведь фотография - это не какая-то личная вещь. Она связывает поколения и времена. То, что сегодня нам кажется сущей мелочью, незначительной деталью, наши потомки, возможно, также будут рассматривать на фотографиях с мощной лупой. Валерий Токарский, в свою очередь, уже сегодня пытается облегчить им участь - все свои фотографии он подписывает...

Впрочем, было бы не совсем справедливым назвать Эмилия Нино единственным фотолетописцем нашего края на рубеже XIX и XX веков. Совершенно уникальную фотографию оставил нам пехотный генерал Андрей Чернявский. Он запечатлел первые в России (!) стрелковые соревнования, которые состоялись на берегу Амура. Роль фоторепортера примеривал на себя даже городской глава Александр Плюснин! Его снимок Соборной площади Хабаровска (ныне - Соборно-Комсомольской) с конным экипажем так и просится на газетную полосу.

Славные традиции первых хабаровских фотографов были продолжены и в следующую эпоху. Фоторепортер «Тихоокеанской звезды» Николай Шкулин очень оригинальным способом сохранил в годы сталинских репрессий «вредные» фотографии. Он вложил негативы в почтовые конверты, которые, в свою очередь, закатал под обои. Позже архив Николая Шкулина был передан в Хабаровский краеведческий музей.

Как ни странно, профессия фоторепортера была небезопасной не только в сталинские времена. Валерий Токарский сам однажды почувствовал между лопаток дуло пистолета. Дело было на Сахалине, где бдительной сторожихе не понравился человек, снимающий порт. И такие истории - то ли комические, то ли трагические - может рассказать о себе едва ли не каждый современный фотограф. А что это значит? Прежде всего то, считает Валерий Токарский, что люди до сих пор уважительно относятся к фотографии. Хотя уже давно не ходят специально в фотосалоны, а современные лаборатории находятся на каждом углу.

Светлана ПОДЗНОЕВА.