Находка стала потерей

13.05.2003 | АРХИВ | 3м. 25 c. | 252

Растерянность испытывают сейчас в Министерстве экономики и промышленности Японии, которое с конца прошлого года вело отчаянную конкурентную схватку за нефть Востока России - и проиграло. По мнению чиновников в Токио, речь, правда, идет о крайне неприятной, но все же промежуточной неудаче, поскольку здесь пока не отказываются от попыток склонить Москву к строительству трубопровода от Ангарска до тихоокеанской Находки с выходом на японский рынок.

Токио со всеми его капиталами и технологическими возможностями впервые оказался в неловком положении опоздавшего к дележу российских природных ресурсов. И проиграл он не «социально близким» западным компаниям типа «Экссон» или «Шелл», а Пекину - своему главному сопернику в Северо-Восточной Азии.

Как уже писали «Известия», с минувшего декабря Токио бомбардировал Москву предложениями отказаться от уже почти согласованного проекта строительства нефтепровода из Ангарска до города Дацин на северо-востоке КНР пропускной способностью до 30 млн. тонн в год. Взамен была выдвинута идея сооружения трубы до Находки: она обеспечивала российским ресурсам выход не только в КНР, но и на рынки всего Азиатско-Тихо-океанского региона. Ссылки делались на опасность односторонней экономической ориентации на Пекин, а Токио давал понять, что готов закупать весь массив нефти из Ангарска - до 50 млн. тонн в год.

В Москву был дважды командирован шеф энергетического управления Министерства экономики и промышленности Японии. Токио согласился покрыть льготными госкредитами расходы на строительство трассы Ангарск -Находка - примерно 5-6 млрд. долларов. Более того, в ходе последнего раунда переговоров, как сообщают осведомленные источники, японцы пообещали не устанавливать верхнюю планку этого финансирования. Они посулили миллиард долларов и на осуществление попутных проектов в Приморском крае, включая строительство нефтеналивного порта и перерабатывающего завода.

После бурных, но недолгих торгов Токио согласился с тем, что его финансирование может быть использовано на закупки оборудования и труб не только в Японии. Насмерть стояли японцы только в одном - они требовали от Москвы правительственных гарантий возвращения своего кредита.

Битва за Ангарск получила статус государственного приоритета первой величины: премьер-министр Дзюнъитиро Коидзуми дал указание поднимать эту тему при любых контактах с русскими. Он лично агитировал за нефтепровод во время бесед с Путиным. На Дальний Восток России были посланы японские представители, которые разъясняли местным губернаторам все приятные стороны японского предложения. Наконец, как сообщили дипломатические источники в Токио, приглашение Бориса Ельцина в Японию в апреле этого года было напрямую связано с тем же проектом. В Токио рассудили, что первый президент России может воспользоваться своим влиянием и помочь выбору трассы на Находку. С ним лично говорил об этом Коидзуми. Замолвить словечко о нефтепроводе Бориса Николаевича попросил, говорят, и его лучший японский друг - экс-премьер Рютаро Хасимото, который сейчас активно отстаивает интересы группы «Мицубиси». Именно она надеялась стать главным подрядчиком при сооружении трассы на Находку.

«Но мы, видимо, не с теми вели беседы, - говорит японский дипломат, занимающийся отношениями с Россией. - Ошибкой, например, стало то, что не были установлены контакты с руководителем «ЮКОСа» Михаилом Ходорковским. Именно он контролирует НПЗ в Ангарске и был инициатором маршрута на Дацин. А ведь после объединения «ЮКОСа» с «Сибнефтью» влияние этого бизнесмена резко усилилось».

Трудно, конечно, сказать, насколько правы японцы в отношении Ходорковского, однако очевидно, что в процессе переговоров они растеряли в России практически всех своих потенциальных союзников. Сомнения в необходимости бросить все силы на строительство трубы на Находку стала высказывать даже «Транснефть», которая ранее считалась главным сторонником этого маршрута. Не смог Токио сколотить и эффективную лоббистскую группу из губернаторов Дальнего Востока, кровно заинтересованных в притоке японских денег.

В итоге 29 апреля премьер Михаил Касьянов объявил, что труба будет в принципе строиться и в Дацин, и в Находку, но нефти пока хватает только для ранее согласованного китайского маршрута. Заместитель главы МИД Александр Лосюков в одном из интервью пояснил, что японцы сами виноваты в своей неудаче. Россия, по его словам, давно предлагала им подумать над участием в энергетических проектах в континентальной Сибири, однако спохватились соседи только в последний момент, когда трасса на Дацин уже была основательно проработана. Источники на всех уровнях заявляют также, что камнем преткновения в ходе последнего раунда переговоров стало решительное нежелание Москвы давать правительственные гарантии погашения японского кредита под нефтепровод.

Строительство трассы на Находку теперь откладывается на неопределенное время и напрямую зависит от обустройства уже разведанных, но пока не введенных в строй месторождений Якутии или Иркутской области. Пока неясно, насколько японцы будут готовы вкладывать деньги сначала в нефтяные поля, а потом в трубопровод. «Это увеличивает риск, растягивает проект, - говорит упоминавшийся выше дипломат. - К тому же нынешняя неудача может чисто психологически сбить интерес частного бизнеса к сибирским инвестициям». Однако факт есть факт: Ангарск, пожалуй, дает Японии единственный шанс снизить ее зависимость от нестабильного Ближнего Востока, откуда сейчас в страну поступает до 88 процентов потребляемой нефти.

(«Известия, 7 мая 2003 г.).







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

03.05.2024 14:49
Социальные проекты из Чегдомына расширяют горизонты

03.05.2024 13:10
ВТБ удвоил ипотечные выдачи в Хабаровском крае

03.05.2024 13:10
В Хабаровске сдан долгострой

03.05.2024 13:09
«Амурские тигрицы» — чемпионки из Хабаровского края

03.05.2024 11:50
В Хабаровском крае в разгаре посевная

03.05.2024 11:45
Отдыхаем в Хабаровском крае интересно

03.05.2024 11:40
Попасть к врачу через Госуслуги - удобнее

03.05.2024 11:34
«Земля приключений» ждёт дальневосточников

03.05.2024 10:15
В Хабаровском крае — ЧС регионального значения

03.05.2024 09:17
Хабаровский край присоединился к акции «Окна Победы»

03.05.2024 08:53
Участникам войны - выплата ко Дню Победы

03.05.2024 08:45
Площадка для обмена знаниями и опытом



07.05.2020 23:17
Около 2,5 тысячи деклараций подали получатели «дальневосточных гектаров»
Больше всего деклараций об использовании «дальневосточных гектаров» - 819 - поступило от жителей Хабаровского края. Декларации подают граждане, которые взяли землю в первые месяцы реализации программы «Дальневосточный гектар».

23.04.2020 22:22
Здесь учат летать дельтапланы и… перепёлок
Арендатор «дальневосточного гектара» Федор Жаков, обустроивший аэродром для сверхлегкой авиации (СЛА) в селе Красное Николаевского района Хабаровского края, готов предоставить возможность взлета и посадки сверхлегких летательных аппаратов