Всего лишь игра?

13.05.2003 | АРХИВ | 3м. 56 c. | 397

- Лысый, прикрой! Меня атакуют!

- Пацаны, у кого - «Калаш»?

- Бросай гранату! На крыше - снайпер!

- Получайте, гады!

Пистолетные выстрелы, автоматные очереди, отскакивающие веером гильзы, взрывы, дымовая завеса и снова - ба-бах! - ослепительная вспышка...

Нет, это не боевые учения спецподразделения, не съемки продолжения культового сериала «Бригада» и не кровавые разборки конкурирующих между собой криминальных банд. Дело происходит обычным днем в одном из местных салонов компьютерных игр, каких в Хабаровске за последнее время появилось немало... К экранам мониторов, объединенных в локальную сеть мощных персоналок, лихорадочно орудуя мышью и клавиатурой, прилипло свыше десятка юных «бойцов». Сетевая битва «Quake» в самом разгаре!

По словам специалистов, подобные компьютерные игры - абсолютные лидеры продаж. Основные покупатели их новых, более совершенных модификаций и сборников дополнительных уровней - мальчишки, начиная от восьми лет и старше.

Возмем конкретную игру. В чем ее суть? Это - «стрелялка» от первого лица. Но от классических прародителей популярного жанра она отличается правдоподобием реального боя.

Игроку на выбор предлагается вступить в команду «террористов» или «спецназовцев». Эти две группировки в течение отведенного времени и будут бороться между собой, выполняя различные тактические задачи: «террористы» - минирование баз, взрывы мостов и уничтожение прочих промышленных коммуникаций, а «спецназовцы» - охрану объектов, зачистку террористов и - иногда - освобождение захваченных заложников. За каждую удачно проведенную операцию победившая команда премируется энной суммой долларов, причем тех участников, что были пассивны и не «замочили» ни одного оппонента, - меньше всех, «отличившихся» - ощутимо больше.

- Я прихожу сюда почти каждый день, - делится со мной своими впечатлениями Сергей, ученик одной из хабаровских средних школ. - Последнее время я только и думаю: где б найти деньги, чтобы поиграть? Помню, как-то мы с пацанами играли всю ночь! Мешает ли это учебе? Наверное, да... Но в школе скучно. А тут сразу забываешь про все...

Существует ли зависимость от интерактивных игр, реальна ли так называемая виртуальная наркомания, о которой сейчас много пишут и говорят, или это - очередная выдумка противников научно-технического прогресса?

- Когда я сажусь за «комп» и нацепляю наушники, то снова - у себя дома, настроение отличное! - рассказывает восьмиклассник Илья Р. - Наоборот: если мне мешают играть или я не могу это сделать (нет денег, почему-то закрыт зал, внезапно отрубили свет), то готов сорваться на каждом, кто подвернется под руку...

По рассказам многих геймеров (от английского «game» - игра), возвращаться из виртуального мира обратно в нашу реальность, вновь превращаясь из полубога в обыкновенного человека, довольно мучительно. Ведь там - в волшебном компьютерном Зазеркалье - нет особых трудностей: ты - крутой супермен, у тебя - куча оружия и денег, тебе доступны все мыслимые и немыслимые ресурсы Вселенной и ты - бессмертен, ибо всегда можно начать уровень сначала. И после всего этого - в прозаическую, полную проблем действительность? Жизнь вне звездолета становится в тягость...

Некоторые западные и отечественные специалисты считают, что чрезмерное увлечение компьютерными играми ведет к тому, что ценность виртуального мира для потенциальной жертвы возрастает наряду с угасанием интереса к реальности. В связи с этим «человек играющий» (новый термин в современной психологии) начинает все больше времени проводить в увлекательном мире компьютерных игр (прежней дозы уже не хватает?) и все меньше интересоваться действительностью.

Проживая (прожигая?) жизнь в виртуальном пространстве, человек так погружается в эту иллюзорную Вселенную, что неосознанно пытается перенести примитивные законы игрового мира в повседневность. Вполне закономерно, что он встречает непонимание и отпор, потому что гомо сапиенс не может в реальности делать все то, что ему дозволено на экране монитора. И со временем окружающий мир начинает казаться хроническому геймеру чужим и враждебным.

Один компьютерный игроман со стажем откровенно признался: «Когда я встаю из-за компьютера и выхожу на улицу, мне не хватает оружия, которое есть у меня в игре. Без него я чувствую себя беззащитным».

Но принятия тех или иных решений в различных реальных ситуациях не избежать. И тут часто включается приобретенное «двойное мышление», вступает в действие безжалостная логика по принципу «Нажми на кнопку - и получишь результат».

Зачем учиться, чтобы в конечном итоге получить интересную профессию и иметь материальный достаток? Все проблемы можно решить гораздо быстрее - с помощью грубой силы, с минимальной затратой «серого вещества». Вон какие у Васьки-очкарика из параллельного потока классные кроссовки - поносил, маменькин сынок, и хватит: пусть только попробует не поделиться... Ухаживать за девушкой? Дарить ей цветы? В век-то кибернетики? А если пропустить этот «уровень»? Приставил в темном подъезде «плазматрон» (нож, отвертку и т.д.)... А тот американский школьник, перещелкавший, как в тире, своих одноклассников, может, он просто не осознал, что game over - игра уже закончилась?

Но - поспешит кто-то возразить - существуют ведь, кроме пропагандирующих культ насилия кровавых «киллер-симуляторов», и развивающие компьютерные игры! Верно. Однако эти программы, обучающие алфавиту и счету, рассчитаны, как правило, на детишек дошкольного возраста. В любом мультимедийном салоне на самом видном месте стоят отнюдь не интерактивные энциклопедии и «обучалки», а «хиты всех времен и народов» с таким, например, описанием: «Представляете, какая это красота: невероятно реально выглядевшие взрывы, около 50 моделей оружия, которое так похоже на свои прототипы... Теперь пара попаданий из «Беретты» означает необратимую и жестокую смерть!».

Всего лишь игра? Я снова взглянул на погруженных в виртуальный бой игроков, в глазах которых было лишь одно: «Если не убьешь ты - убьют тебя...»

Пригодятся ли им в дальнейшей жизни приобретенные навыки «солдат удачи» - умение ориентироваться на незнакомой местности, бесшумно подкрадываться к цели, без промаха стрелять из любого оружия? Пока, слава Богу, не из настоящего. Но найдутся, вероятно, «добрые дяди», которым позарез нужны вот такие сплоченные «виртуальные бригады». А что если они укажут подросшим пацанам, привыкшим к виртуальному беспределу, конкретные, отнюдь не игрушечные мишени...

В. ЧЕРНОВ.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

03.05.2024 14:49
Социальные проекты из Чегдомына расширяют горизонты

03.05.2024 13:10
ВТБ удвоил ипотечные выдачи в Хабаровском крае

03.05.2024 13:10
В Хабаровске сдан долгострой

03.05.2024 13:09
«Амурские тигрицы» — чемпионки из Хабаровского края

03.05.2024 11:50
В Хабаровском крае в разгаре посевная

03.05.2024 11:45
Отдыхаем в Хабаровском крае интересно

03.05.2024 11:40
Попасть к врачу через Госуслуги - удобнее

03.05.2024 11:34
«Земля приключений» ждёт дальневосточников

03.05.2024 10:15
В Хабаровском крае — ЧС регионального значения

03.05.2024 09:17
Хабаровский край присоединился к акции «Окна Победы»

03.05.2024 08:53
Участникам войны - выплата ко Дню Победы

03.05.2024 08:45
Площадка для обмена знаниями и опытом



07.05.2020 23:17
Около 2,5 тысячи деклараций подали получатели «дальневосточных гектаров»
Больше всего деклараций об использовании «дальневосточных гектаров» - 819 - поступило от жителей Хабаровского края. Декларации подают граждане, которые взяли землю в первые месяцы реализации программы «Дальневосточный гектар».

23.04.2020 22:22
Здесь учат летать дельтапланы и… перепёлок
Арендатор «дальневосточного гектара» Федор Жаков, обустроивший аэродром для сверхлегкой авиации (СЛА) в селе Красное Николаевского района Хабаровского края, готов предоставить возможность взлета и посадки сверхлегких летательных аппаратов