Нашествие постмодернистов в Комсомольске

20.05.2003 | АРХИВ | 5м. 18 c. | 312

Пассажиры поезда, подходившего в воскресенье, 4 мая, к железнодорожному вокзалу Комсомольска-на-Амуре, изрядно удивились, увидев на перроне множество танцующих разукрашенных людей с воздушными шарами в руках. Когда же состав остановился, вся эта ритмично двигающаяся масса дружно закричала и кинулась приветствовать выходящих из вагонов людей, что смутило тех еще больше.

Так начался фестиваль современного искусства «Перспектива комнаты», проводимый театром КнАМ в Комсомольске-на-Амуре уже в пятый раз. Возможно, впрочем, в последний. Хотя именно сейчас организаторам удалось достичь действительно солидного уровня и составить разнообразную и интересную программу. Но Татьяна Фролова, худрук театра КнАМ и идейный вдохновитель фестиваля, намерена поставить на этом точку.

Перспектива разрушенной комнаты

На афишке фестиваля помещена фотография: в зияющем окне полуразрушенного дома картинно стоит актриса театра Елена Бессонова в платье, похожем на бальное. Фото наполнено смыслом. Дом этот, по словам Татьяны Фроловой, находится по соседству с ее домом и являет перспективу совершенно своеобразную - перспективу разрушенной комнаты.

- И нам захотелось ее запечатлеть, потому что это мой последний фестиваль, - грустно продолжает она и на мой немой вопрос поясняет: - Это безумие. Мы столкнулись с такой агрессией города, с таким непониманием. А ведь сюда вкладывается очень много сил, тратится энергия. Мы просто устали. - Тут она словно стряхивает с себя эту усталость и с улыбкой продолжает: - Хотя сейчас все вроде бы получается. Все гости приехали, и, надеюсь, фестиваль пройдет хорошо.

Действительно, происходящее плохо сочеталось с приведенными выше грустными словами. Тон фестивалю задала театрализованная акция «Прибытие поезда». Ее идея - собрать всех танцовщиков города и предложить им танцевать в пространстве вокзала. Откликнулись около двухсот человек. И в день открытия фестиваля, в послеобеденный час, железнодорожный вокзал захлестнула волна танца. Прибывший на поезде из Владивостока со своим театром современного танца «Каури» Сергей Белокопытов, танцовщик, мастер каратэ и биолог-океанолог, участвовавший в экспедициях Жана-Мишеля Кусто, поначалу принял все эти восторги встречающих на свой счет, но потом понял, что все более масштабно, и с ходу включился в происходящее.

Белокопытов и его ученики, исповедующие танец как возможность жить в движении без агрессии, показали свои достижения в области дворового джаза и хип-хопа, комсомольскую публику весьма впечатлившие. В похожем стиле работает и приехавший на фестиваль хабаровский театр современного танца «Облака». Им руководит Инна Саранчук, одна из родоначальников модернистского танца на Дальнем Востоке. Ее ученики сейчас работают в Москве, Петербурге и Амстердаме. Не мог остаться за бортом фестиваля и коллектив Сергея Бурлака - «Арт-модерн-линия». А в день закрытия, 11 мая, в театре драмы выступил совершенно противоположный по стилю нанайский национальный ансамбль «Сиун» из Ачана. Нина Гейкер, его основатель и руководитель, давно изучает шаманские обряды и на их основе создает завораживающие танцевальные номера.

Наличие и взаимодействие на Дальнем Востоке двух культур - российско-европейской и этнической аборигенской - обсуждались на конференции «Дальний Восток - территория идей», проходившей, опять же, в рамках фестиваля в городской библиотеке им. Островского и собравшей вузовскую интеллигенцию, журналистов, ученых, студентов. Обсуждение получилось живым, и многие выступления вызвали острые дискуссии. Например, категоричные слова нанайской сказительницы Екатерины Самар о фактическом уничтожении родной культуры, в чем, по ее мнению, во многом виновато русскоязычное население.

- Мы хотели собрать людей, - говорит Татьяна Фролова, - чтобы обсудить, что же здесь происходит, как эта огромная лесная масса, эти пространства действуют на человека. Они притягивают, и те, кто сюда приезжает издалека, в какой-то момент чувствуют острую потребность вернуться. Немецкий режиссер Кай Вушек, который в 1994 году был в Комсомольске и ставил спектакль в КнАМе, был здесь уже несколько раз. В последний раз мы с ним виделись в Италии, он со слезами на глазах признавался, что хочет снова очутиться на Дальнем Востоке. И вот он прилетел на фестиваль - за свой счет. Мне кажется, иностранцы тоже едут сюда за идеями, за чистотой восприятия.

Продублированные лица

Наиболее сильно в фестивальной программе все-таки были представлены художники и театр. Много сложностей, несмотря на содействие посольства Франции в России, было с приездом французских участников - парижских художников Софи Недорезофф и Гийома Гухельбауэра, выступающего под псевдонимом Гийом тел 4, и экспериментального театра из Нанси «Азартные фрукты». Все решилось, как обычно, в последний момент: французы попали, что называется, с корабля на бал.

Выставку парижан организовали в городском художественном музее. В зале висели полотнища с выразительными человеческими лицами, чьи изображения дублировались на стенах зала. На полу расположилась замысловатая инсталляция. Здесь же показывали видеофильм, снятый художниками и являющийся частью концепции. Все это было создано экспромтом на месте за два дня. Портреты писала Софи Недорезофф, чья бабушка бежала из России в революционные времена, инсталляция принадлежит Гийому Гухельбауэру, выходцу из Америки.

Творчество пациентов психиатрической больницы воспринимается очень неоднозначно, а вот несомненная удача выставки - экспозиция работ хабаровчанки Виктории Касьяновой, которая переносит на бумагу образы своих снов. Арт-брют она изучала в Санкт-Петербурге, там же выставлялась в Музее сновидений Фрейда, что само по себе показательно.

В галерее «Метаморфоза» в рамках фестиваля параллельно открылись три интересные выставки. Совместный проект Александра Лепетухина и Михаила Кузьминых «Интерпретация прозрения» уже знаком хабаровчанам, так как перекочевал в Комсомольск из Дальневосточного художественного музея. А вот экспозицию картин и графики Ильи Лиханова, одного из интереснейших художников края, живущего в Сикачи-Аляне, можно назвать событием. Его яркие, экспрессивные работы достойны восхищения.

Театральная

квартира

Спектаклем театра драмы «Деревья умирают стоя» открывалась театральная программа. Право выбора пьесы было за Татьяной Фроловой, и она решила, что именно эта работа старейшего театра Комсомольска соответствует духу «Перспективы комнаты». Сам же КнАМ показал два своих спектакля - прошлогодний «Влияние гамма-лучей на бледно-желтые ноготки» и новый - «Доминанта ожидания». Первый сделан с участием актрис театра драмы и отмечен фантастической, без преувеличения, игрой народной артистки России Нины Ярцевой. Спектакль не остался без внимания и получил несколько месяцев назад краевую премию «За честь и достоинство» по итогам 2002 года. «Доминанта ожидания» - перфоманс, сделанный с писательницей и журналисткой Ольгой Карчевской, сейчас живущей в Москве.

«Азартные фрукты» из Нанси, экспериментирующие с пространством и видео, работают совершенно в другой манере. В незамысловатом сюжете все предельно ясно. То есть французам, конечно, ясно, комсомольским зрителям - по причине крайне скупого перевода - многое приходилось домысливать. Но утренняя бытовая сцена между живущими вместе мужчиной и женщиной, являющая собой квинтэссенцию их отношений, от любви до ненависти - дело обыденное и многим знакомое.

В идеале спектакль «Театр в квартире» играется в обычной квартире с естественным освещением. В Комсомольске подходящих апартаментов не нашлось, и французам пришлось играть в театре. Их успокаивали тем, что помещение КнАМа в прошлом и было квартирой. В итоге в зале обустроили подобие комнаты и рассадили в ней зрителей. Входит актер, включает телевизор, где появляется полуодетая девушка, и начинает длиннейший монолог, обращенный непонятно к кому. Потом мужчина выходит из комнаты и появляется... на экране телевизора, где начинает обнимать и целовать девушку, не прерывая своего спича. Потом снова появляется в зале. И так много раз.

В определенный момент эти путешествия из реальности в телевизор и обратно начитают прискучивать. И возникает вопрос: а не говорящая ни слова девушка вообще реальна ли? Оказывается, да. В финале она выходит в комнату-зал и одним своим появлением вызывает оживление среди зрителей.

Вот такой постмодернизм.

...Под занавес фестиваля всех его гостей ждала поездка на автобусе с остановками, полными сюрпризов. А в финале - костерок на берегу Амура и печеная картошка для всех.

Современное искусство, конечно, прекрасно, но есть в жизни и вечные радости.

Дмитрий КОШЕВОЙ.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

02.05.2024 13:47
Жители Хабаровского края на 10% нарастили сбережения в ВТБ

02.05.2024 10:12
Восстанавливать лес помогают семена и госпрограммы

02.05.2024 09:13
Как получить ипотеку на Дальнем Востоке

01.05.2024 16:14
Переезд в Хабаровский край из других регионов поддержат рублем

01.05.2024 14:11
Сотрудников для предпритяий поддержат по гспрограмме

01.05.2024 12:45
Самозанятость: преимущества в Хабарвоском крае

01.05.2024 12:24
Всутпил в кластер в крае — получи льготный займ

01.05.2024 12:16
Экскурсии на предприятия Хабаровского края — популярны

01.05.2024 10:13
Инвестиционные программы для сферы ЖКХ

01.05.2024 10:11
Жителей края приглашают на ярмарку

01.05.2024 09:09
Уважаемые жители Хабаровского края! Поздравляю вас с Праздником Весны и Труда!

28.04.2024 10:43
Юрий Трутнев: дальневосточная система мер поддержки помогает



07.05.2020 23:17
Около 2,5 тысячи деклараций подали получатели «дальневосточных гектаров»
Больше всего деклараций об использовании «дальневосточных гектаров» - 819 - поступило от жителей Хабаровского края. Декларации подают граждане, которые взяли землю в первые месяцы реализации программы «Дальневосточный гектар».

23.04.2020 22:22
Здесь учат летать дельтапланы и… перепёлок
Арендатор «дальневосточного гектара» Федор Жаков, обустроивший аэродром для сверхлегкой авиации (СЛА) в селе Красное Николаевского района Хабаровского края, готов предоставить возможность взлета и посадки сверхлегких летательных аппаратов