поиск
22 января 2025, Среда
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Постой, паровоз, если рядом откос

30.05.2003
Просмотры
332

На прошедшем на этой неделе заседании совета директоров промышленных предприятий Хабаровского края обсуждали реформу РАО ЕЭС.

И это вполне естественно, ибо изменения энергосистемы в первую очередь затронет промышленность, потом сельское хозяйство, потом население... Губернатор Виктор Ишаев в итоге сравнил весь этот процесс с движением поезда, подразумевая, что он может пойти со всеми своими вагонами и под откос: «Если мы не можем остановить этот паровоз, то в него нужно садиться и пытаться рулить».

Такое вот острое неприятие, как он сам выразился, «содрогание», у губернатора вызывает второй этап реформы РАО. Напомним, он предусматривает выделение генерирующих (ТЭЦ), передающих (ЛЭП), сбытовых, ремонтных и диспетчерских компаний. При этом электростанции, ремонтники и сбыт энергии предполагается вывести на свободный рынок, где конкурентная борьба заставит их снижать издержки и, соответственно, тарифы. Теоретически все это выглядит красиво, на практике же могут возникнуть проблемы, особенно на Дальнем Востоке. По одной простой причине: у нас изолированная энергосистема, внутри которой конкуренция невозможна. С кем, например, будет конкурировать Хабаровская ТЭЦ-2: с ТЭЦ-3 или, может быть, с Бурейской ГЭС? Тогда это будет не конкуренция, а самоубийство. В общем, ни о каком общем энергорынке на Дальнем Востоке пока говорить невозможно. По этому поводу на совете директоров прозвучал даже такой анекдот: На необитаемом острове оказались хохол с куском сала и «новый русский» с мешком денег. И взмолился «новый русский»:

- Продай мне хоть кусочек.

- Мешок денег давай, - ответил монополист.

- Но почему так дорого?

- А ты походи здесь, поищи, может, дешевле найдешь...

Если перевести анекдот на ситуацию с электроэнергетикой, то на Дальнем Востоке найти ее дешевле не получится, можно лишь напороться на бесконтрольный рост тарифов.

Нельзя сказать, что этого совсем уж не понимают в РАО. Во всяком случае, Анатолий Чубайс, встречаясь с местными губернаторами, не раз подтверждал, что реформа здесь пойдет другим путем. Но вот каким - до сих пор в деталях не определено. Расчетов экономической целесообразности реформирования, по словам Виктора Ишаева, тоже нет. А паровоз идет...

В общем, по мнению участников совещания, все заинтересованные стороны в крае должны изложить свое мнение о том, как провести преобразования энергосистемы без ущерба для потребителей тепловой и электрической энергии. То есть «садиться в паровоз и пытаться рулить». А окончательное решение все равно будет приниматься правительством РФ, как надеются директора промышленных предприятий края, с учетом их интересов и особенностей региона.

Виктор Илин.