Хабаровск и Питер: найдите десять различий
Вот уже почти неделю вся Россия (а некоторые даже говорят, что все прогрессивное человечество) празднует 300-летие Санкт-Петербурга. На телевидении юбилей затмил даже супергорячую тему последнего месяца - атипичную пневмонию. Что, конечно же, не может не радовать. Уж лучше праздник (пусть даже с «потемкинскими деревнями»), нежели фронтовые сводки о новых жертвах коварного вируса. «Тихоокеанская звезда» тоже не смогла остаться в стороне от славных торжеств и посвящает юбилею второй столицы специальный материал. Потому как Питер хоть и далеко-далеко, но город он все-таки нашенский!
Нева впадает в Амур
Нева впадает в Амур
Если вы считаете, что между Санкт-Петербургом и Хабаровском нет ничего общего, то вы глубоко ошибаетесь. Сходство можно обнаружить даже при самом беглом осмотре. В районе детского парка, например, восседают совершенно питерские львы. А здание, где размещается клиника семейной медицины, недавно украсили замечательные кованые ворота. И пусть львы появились рядом с домом, который в свое время построили японцы (вряд ли они имели в виду Северную Пальмиру). А ворота никак не могут соперничать с «лучшей из оград», что украшает Летний сад в Санкт-Петербурге. Дело ведь не в формальном подражании, а в самом духе творчества. А от этого никуда не денешься. Ведь генеральный план краевого центра разрабатывали именно питерские архитекторы. Целая группа специалистов института «Ленгипрогор» во главе с Лазарем Тарлером и совместно с архитектором Хабаровска Юрием Живетьевым работали над этой задачей около десяти лет (и работа еще не закончена). Детальная планировка центра Хабаровска, Северного и Южного микрорайонов - лишь часть плана.
Интересно, что питерцы активно формируют не только наши городские ландшафты, но и... природные тоже. Обмеление Амура, изменение русла реки - острейшие сегодня проблемы. Их изучением занимается ЗАО «Проектно-изыскательский институт «Ленгипроречтранс». Именно по рекомендации этой организации два года назад перекрыли дамбой протоку Прямую. Предполагалось, что благодаря такой операции многострадальная протока Казакевичева несколько пополнится водой.
И протока Прямая - лишь часть масштабного проекта по водно-транспортному узлу близ Хабаровска, над которым трудятся гидрологи из Санкт-Петербурга. Инженерная защита левого берега реки, работы близ проток Пемзенская и Бешенная - все эти вопросы также на заметке у «Ленгипроречтранса». Кто-то из его представителей постоянно находится в Хабаровске. А вот-вот подъедет новая группа из восьми специалистов.
Но почему всем этим занимаются именно питерцы? Неужели им своей Невы не хватает, а нам самим не виднее, как спасти от беды родной Амур? К сожалению (или к счастью?), это уже не вопрос формального патриотизма. В конце 90-х годов был объявлен конкурс по разработке проекта. И конкурс выиграл именно «Ленгипроречтранс». Что, впрочем, неудивительно. Институт был и остается ведущим в стране по вопросам улучшения судоходства рек. Специалисты «Ленгипроречтранса» работали на Амуре и в советские времена тоже (в том числе опытнейший гидролог института - Юрий Сорокин). И по признанию хабаровских коллег знают великую дальневосточную реку, возможно, даже лучше их самих: исследовательский материал накоплен просто огромный. К тому же это вовсе не значит, что кто-то у кого-то отнимает хлеб. Работы хватает всем. Наш институт «Дальгипроводхоз» является субподрядчиком проекта и действует в одной связке с питерцами.
Так вот и получается: Санкт-Петербург - одна из удаленнейших точек на карте страны от дальневосточных краев. А его влияние на нашу жизнь сложно переоценить. Впрочем, и мы тоже не лыком шиты...
Театр без границ
Театр без границ
Санкт-Петербург - общепризнанная культурная столица России. Однако таковой она является не только за счет своих внутренних резервов (бесспорно, огромных). Хорошо известно, что все столицы очень активно подпитываются провинцией. И Хабаровск тоже внес свой вклад в тамошнюю культуру, особенно театральную. Вот лишь несколько имен.
Михаил Митин и Михаил Храбров с женой Ниной Медведевой - не коренные хабаровчане. Они прибыли к нам молодыми специалистами после окончания театральных вузов. Довольно быстро стали ведущими актерами Хабаровского театра драмы. Михаил Митин блистательно играл Антония в «Клеопатре», Григория Мелехова в «Тихом Доне». Его коллега и тезка - царя Федора Иоанновича, чеховского Иванова и даже Владимира Ленина. Нина Медведева же в свое время отличилась тем, что, пожалуй, быстрее всех в СССР (!) получила звание Заслуженной артистки - всего через полгода после поступления на службу в театр. Так отметили роль Медведевой в пьесе о фабричной девчонке.
После знаменательных гастролей Хабаровского театра драмы в Москве в 1965 году Храброва и Медведеву заметили и пригласили в театр Ленсовета. Позже супруги перешли в театр имени Комиссаржевской. Ленинградская карьера Михаила Храброва сложилась довольно удачно. И не только в театре. Михаил, например, исполнил роль Платона Каратаева в киноэпопее Сергея Бондарчука «Война и мир». К сожалению, то же самое нельзя сказать про Михаила Митина. Он тоже перебрался в Ленинград в театр имени Комиссаржевской. Однако удачных ролей ему там не досталось. И даже в задушевных беседах со своим хабаровским коллегой и другом Сергеем Лычевым избегал разговоров о работе. Творческую нереализованность и неудовлетворенность Михаил Митин переживал очень тяжело, поскольку был человеком впечатлительным и ранимым. По большому счету, считает Сергей Лычев, Михаил и умер от этого в пятьдесят с небольшим - сердечный приступ. Возможно, останься Митин в Хабаровске, его жизнь не оборвалась бы так рано и трагически.
Митин, Храбров и Медведева - не единственные наши ниточки с театральным Питером. Совершенно уникальным человеком был и остается Георгий Сащенко. По профессии - инженер-мелиоратор, по призванию - комсомольский лидер, по зову души - заядлый театрал. Эту последнюю страсть молодого человека в свое время заметили и назначили его директором Хабаровского театра драмы. И совершенно не важно, что назначили, как говорили, по «партийной линии». Буквально за четыре года театр поднялся на невиданный прежде уровень (кстати, на те легендарные гастроли в Москву театр вывез именно Сащенко).
Вскоре Георгия также пригласили в театр имени Комиссаржевской. И сразу - на должность директора. Позже он стал заместителем начальника управления культуры Леноблисполкома, а затем - директором академического театра имени Пушкина, которому нынче вернули его историческое имя - Императорский Александрийский театр (Александринка). Его директором Георгий Сащенко остается до сих пор.
Нельзя не вспомнить, конечно же, популярного актера кино Юрия Кузнецова, также в свое время игравшего на хабаровской сцене, а ныне успешно снимающегося на «Ленфильме» и работающего в тамошнем театре комедии. А еще - оперного певца Николая Копылова, выпускника Хабаровского училища искусств, затем - народного артиста России, солиста питерского Малого оперного театра имени Мусоргского.
Обратная театральная связь (то есть Питер - нам) тоже была. Правда, несколько иного направления - гастрольного. Хабаровские театралы до сих пор помнят блистательные гастроли театров Ленсовета и имени Комиссаржевской в 70-х годах (это были времена, когда выезжали полноценными труппами, а не скромными антрепризами). Приглашали для участия в постановке уже нашего театра драмы (пьеса Островского «Бешеные деньги») и известного ленинградского актера театра и кино - Игоря Дмитриева. Народ на те спектакли, можно сказать, валил валом.
Театральный обмен Санкт-Петербурга и Хабаровска - это уже, к сожалению, эпоха ушедшая. Трудно представить, что кто-то из нынешних молодых актеров сможет взлететь с хабаровской учебной скамьи прямо на лучшие сцены страны (хотя, кто знает?). А вот наши ученые, студенты и аспиранты дорогу в Санкт-Петербург не забыли. Практически каждый хабаровский вуз отправляет в северную столицу своих питомцев - совершенствовать знания, защищать докторские и кандидатские. Представители коренных малочисленных народов Севера по-прежнему обучаются в тамошнем педагогическом университете имени Герцена. В Хабаровске недавно появился филиал одного из питерских частных вузов, а также - Дальневосточное отделение Восточно-Европейского института психоанализа. Видимо, совсем не случайно, что модный среди интеллектуалов психоанализ пришел к нам именно из утонченного и продвинутого Санкт-Петербурга.
Но особенно преуспел (а не только сохранил былые традиции) в области культурного сотрудничества с коллегами из Санкт-Петербурга Дальневосточный художественный музей. Он является сегодня научно-методической базой питерского Русского музея. Именно при его поддержке хабаровчане пару лет назад провели российско-американский семинар в области музейного дела (и готовятся повторить опыт в следующем году), работают с новой компьютерной программой, которая позволяет перевести на электронные носители всю художественную коллекцию.
Не менее интересные связи и с Эрмитажем. Совместно с его специалистами наши музейщики дотошно исследовали всю коллекцию Дальневосточного художественного (Эрмитаж имеет замечательную лабораторию). Было сделано немало открытий. Так, картина, отнесенная в свое время к школе Тициана, обрела своего автора - это сам молодой Тициан.
За счет питерских запасов пополняются и фонды нашего музея. Причем не только в области классического искусства, но также и андерграунда (спасибо знатокам и собирателям этого направления из Санкт-Петербурга). Ну и, конечно, нельзя не напомнить о совместных выставочных проектах. В прошлом году заметным событием стала выставка в Хабаровске бывшего нашего земляка Олега Яхнина. В нынешнем году Дальневосточный художественный обещает не менее интересный сюрприз из Питера...
Меняем сою на «Балтику»
А вот наши экономические связи с Санкт-Петербургом сегодня, к сожалению, гораздо скромнее даже культурных. С жестко завязанной интеграционной системой времен СССР их нельзя даже сравнивать. Как рассказали в одном из отделов правительства края, у нас в данный момент нет даже специального соглашения, какое имеется с некоторыми другими регионами. Есть лишь заверения о том, что стороны будут «способствовать развитию сотрудничества».
Впрочем, все это вовсе не значит, что деловые отношения вообще отсутствуют. Юбилярам мы отправляли аккумуляторы из Комсомольска, получаем чуть больше - линолеум, телефонный кабель, машины для городского коммунального хозяйства...
Взаимовыгодному экономическому сотрудничеству между Хабаровском и Санкт-Петербургом мешают, конечно же, высокие транспортные тарифы. А еще - довольно скромный ассортимент товаров, что производится в крае. Насыщенный столичный рынок мы можем заинтересовать разве что совершенно эксклюзивной продукцией. Например, соевыми продуктами, с которыми пытается в настоящее время прорваться в Питер наш «Дакгомз».
Будем надеяться, что инвестиционная выставка-ярмарка стран СНГ и территориальных округов (Дальневосточный округ на ней тоже будет представлен), которая состоится в Санкт-Петербурге в июне, поможет нашим предприятиям. И тогда жители северной столицы будут пить наши соевые напитки, а не только мы - их «Балтику». На ярмарку, к слову, вылетает губернатор Хабаровского края В. Ишаев.
Однако поднимать бокалы во славу 300-летнего юбилея северной столицы хабаровчане будут у себя дома. Как удалось выяснить, официальная делегация края отправится в Питер позже: «Нам бы со своим праздником разобраться», - говорили со вздохом в городских и краевых органах власти. В виду имелось 145-летие Хабаровска, совпавшее по времени с торжествами Санкт-Петербурга. Размах у нас, конечно, скромнее, но тоже достойный. Хабаровчанки, так же, как и питерские женщины, в День города будут соревноваться в родильных домах: кто быстрее родит - тот получит квартиру. Общероссийские традиции...
А вот ветеранам не увидеть грандиозный праздник было бы, наверное, грех. Поэтому за счет правительства края на питерские торжества выехали трое наших земляков, участников Ленинградской битвы - Валерия Алексеевна Зайцева, Иван Ануфриевич Сметана и Иван Павлович Шалягин. В том, что Санкт-Петербург цветет, есть и их заслуга.
Светлана ПОДЗНОЕВА.