поиск
8 октября 2024, Вторник
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Людмила Обухова: «Водите детей в книжные магазины»

07.06.2003
Просмотры
359

Есть такое выражение: это было при том-то руководителе. Стоит назвать имя, сразу понятно, о каком времени, о каких событиях речь. Л.Ф. Обухова - нынешний министр образования края, в первых руководителях пять лет. Конечно, много чего можно рассказать о жизни школ - средних и высших за это время. Например, что учебные заведения стали выходить из долгостроя и многие обзавелись компьютерами. Появились средства из федерального бюджета на целевые программы (по подсчетам, 20 млн. рублей в год). С учебниками меньше проблем, отдаленные районы стали готовить специалистов по целевым направлениям, регулярнее стали выдавать учителям зарплату...

Но говорить «это было при Обуховой» применительно к последней «школьной пятилетке», наверное, было бы все же неправильно. Потому как в краевом департаменте образования она - с 1979 года, и не рядовым сотрудником, а вторым руководителем.

Хотя встретились мы с министром по случаю юбилея, разговор сразу пошел о делах. Ведь у студентов и школьников - выпускные и вступительные экзамены, учителя уходят в отпуск, и каждый год в последнее время надо было вовремя выплатить зарплату и отпускные...

- В этом году оснований для беспокойства не должно быть, - заверила Л.Ф. Обухова. - 2300 учителей в крае уже ушли в отпуск, и все они полностью получили отпускные. Всего предусмотрено на эти цели 442 миллиона рублей. Зарплату за апрель во всех районах получили, сейчас в школах будут выдавать за май. Другое дело, что она невелика. Повышение на 33 процента предусмотрено, как известно, с 1 октября, причем изменение системы оплаты, которое вызвало столько нареканий, не планируется. Многое зависит и от первого лица в крае. У нас учителя получают больше, чем в соседних территориях, за счет надбавок из краевого бюджета. В крае есть такая традиция, как встречи с лучшими педагогами, с талантливыми детьми, губернаторские стипендии, программа «Одаренные дети». Стараемся поддержать учителей и материально, и морально.

- Вы только что вернулись из Нанайского района, какая была цель поездки?

- Нужно было посмотреть, в каком состоянии школы в Синде и Даде. Дадинскую мы недавно отремонтировали, обошлось это в 800 тысяч рублей, она еще послужит. А в Синде школа, как и детсад, в аварийном состоянии. Сейчас старшеклассники ездят учиться в Маяк. Мы посмотрели, какая рождаемость в поселках, сколько малышей пойдет в первый класс в ближайшие годы, поговорили с директором школы, с главой администрации поселка и пришли к выводу, что нужно здесь строить комплекс школа-детсад.

Еще одна проблема, о которой постоянно приходится говорить, - это помощь учителям в подготовке к зиме. Школы у нас теплые, а вот на то, чтобы обеспечить дровами педагогов, в сельских администрациях не всегда находят средства. В прошлом году такие проблемы были в Хабаровском, Амурском районах, в районе имени Полины Осипенко. Должна быть, на мой взгляд, адресная помощь.

В педуниверситеты стало больше поступать юношей, но школа пока остается женским царством. Изменить ситуацию не удается. В октябре прошлого года краевой думой принят закон о целевой подготовке кадров для сельских районов. Этой программой предусмотрено порядка 114 миллионов рублей адресной помощи до 2007 года выпускникам - молодым специалистам, которые будут работать в отдаленных районах края в школах, больницах, в сельском хозяйстве, социальной сфере, культуре.

- Сейчас страсти кипят вокруг единых государственных экзаменов. Не страшно было идти на эксперимент, ведь когда его стали вводить в нескольких московских школах, родители стали переводить детей в другие, где ЕГЭ не сдают. А нашим-то переводить своих детей некуда. Учителя жалуются, что фундамент школьного образования подрывает платное обучение в вузах: главное - деньги, а не знания. Родители тоже больше озабочены тем, как обеспечить семью, учеба детей многих из них мало интересует сегодня. И тут экзамен по всей строгости...

- Конечно, меня это беспокоит, ведь дело новое. Но результаты первого экзамена, который выпускники сдавали 27 мая, мы уже получили. Четыре с половиной процента сдали химию на «отлично», много четверок, провальных результатов нет. Я не согласна с вами в том, что школьники сегодня меньше заинтересованы в знаниях. Вы зайдите в выпускные классы накануне экзаменов... Интерес к учебе обычно падает в подростковом возрасте, в 12 - 14 лет с ними трудно, здесь взрослым нужно терпение... Вернуть родителей в семью - это проблема. У нас создан сектор по работе с семьей, третий год мы проводим «Родительские собрания», стараясь повлиять на отношение к детям в семье. У нас за год 4201 ребенок попал в поле зрения как беспризорный или безнадзорный, более трех тысяч из них - это дети, которые имеют родителей. Это беда...

- Может быть, что-то посоветуете «деловым мамам», которых в последнее время становится все больше, - женщины не хотят оставлять карьеру, бизнес из-за детей.

- Какой можно дать совет, кроме этого: нужно стараться все-таки больше внимания уделять своим детям, особенно в первые годы учебы. Когда сын пошел в первый класс, я специально брала отпуск. Очень важно помочь малышу освоиться в новой обстановке. Я считаю, что первоклассники обязательно должны днем спать. Вот он пришел из школы, пообедал, лег и поспал часок. Тогда легче справиться с домашними заданиями и остается еще время поиграть. Скажу еще банальные вещи, но без этого - никуда. Своих детей мы всегда приучали к работе с книгами. Мы научили их этому с первого класса. Читать они стали еще до школы. Помню, когда сын был маленьким, он меня всегда тянул в «Букинист», раньше ведь не так свободно было с книгами, как сейчас. Это было его любимое место. Мы никогда не отказывали детям, если речь шла о покупке книги. Дома была большая библиотека, и это увлечение книгами пошло еще из моего детства, отец любил читать, старался покупать книги. Обсуждал с нами то, что читали... Мне кажется, в каждом деле нужно находить для ребенка какой-то интерес, элементы творчества, но ни в коем случае не пугать, не натаскивать.

- И кем же стали ваши дети?

- Дима заканчивает юридический, Марина стала художницей. Она хотела всю жизнь этого. Причем она начинала с графики, потом увлеклась авангардом, снова вернулась к графике... Закончила архитектурный факультет, поехала в Петербург. Но в то время высшее образование можно было получать только одно, попасть в вуз ей не удалось. Пошла преподавателем в профтехучилище, вышла замуж, работает дизайнером, но живопись не оставила. Она член Союза художников России. Выставляется...

- Говорят, что вы тоже большой любитель живописи?

- Живопись я действительно очень люблю. Например, если нужно снять стресс, я всегда иду в картинную галерею. Прихожу в наш Арт-подвальчик, он ведь здесь по соседству, поброжу, посмотрю на работы, которые там выставлены, и успокаиваюсь. Не зря ведь говорят, что в живописи есть какая-то особая энергетика...

- Людмила Филипповна, по-моему, еще до того, как в обиход вошло выражение «деловая женщина», «деловой стиль», вы ему уже следовали. Высоту каблучка министерских туфелек знают все управленцы: 12 сантиметров. В туфлях на каждый день! Всегда прическа, элегантный костюм...

- Туфли на высоком каблуке - это же естественно при небольшом росте. Да и красиво, как мне кажется. «Переобуться» в другие, на низком каблуке даже желания не возникает: так давно ношу «шпильку», что нога устает не в туфлях на каблуках, а при их отсутствии. Иногда хочется надеть и на работу что-нибудь фривольное, деловые костюмы надоедают. Но привычка, как известно, вторая натура. А привычка эта у меня еще, наверное, от отца. Он всегда поражал меня обязательностью, аккуратностью во всем: такого порядка, как у него на рабочем столе, мне никогда не достичь.

- После назначения министром вы стали еще и кандидатом педагогических наук. Нельзя сказать, что это была такая уж сенсация, но все-таки женщин - кандидатов или докторов на руководящей работе мало.

- Диссертация была уже давно написана, несколько лет она лежала. И не просто написана, а через нутро пропущена. Тема - «Непрерывное педагогическое образование в региональной системе». Десять лет назад мы создавали временный научный коллектив. Разработали сквозную систему подготовки: педучилище - институт, она действует в крае. Научная работа дает очень многое, в том числе и умение анализировать, прогнозировать, обобщать какие-то результаты. Теперь у меня задача создать условия для научной работы коллег, тем более, что у нас много молодежи.

Подготовила Валентина СЕМЕНОВА.