"Большая островная жизнь"

10.06.2003 | АРХИВ | 4м. 40 c. | 118

Большой Уссурийский остров. Его просторная песчано-зеленая ладошка в июньской дымке. Кажется, далек островок от города. А глянешь из окна многоэтажки - вот же он, рядом с Хабаровском...

Кому только эту «ладошку» (в 80-е и 90-е годы) не показывали. М. Горбачеву, Б. Ельцину, В. Путину... Премьерам, вице-премьерам... Дескать, прикиньте, господа, вокруг чего территориальный спор с Китаем. До границы - час езды. Территория особо охраняемая и в чем-то стратегическая. Не зря ж соседи глаз положили. Но мы-то, дальневосточники, знаем: острова (плюс Тарабаровы) - наши. Были. Есть. И будут.

На Большом Уссурийском острове мог бы уместиться... весь Хабаровск. Площадь-то «ладошки» немалая: почти пятьсот квадратных километров. «Большой остров - большие и проблемы» - так, к примеру, оценивают ситуацию в институте Хабаровскгражданпроект. Его проектировщикам, ученым Дальневосточного НИИ рынка и ряду других организаций (включая Санкт-Петербург и Москву) поручено разработать рабочий проект, концепцию, прогнозный план развития и освоения острова. Идеи есть. И весьма перспективные. Их осуществление, к слову, во многом будет зависеть от того, перекинут ли на остров капитальный мост (с прошлого года здесь действует понтонный переход).

Маркетинг показывает, что помимо достаточно развитого сельского хозяйства, тут, на Большом Уссурийском, можно обустроить отличные зоны отдыха с отменными пляжами, разместить музей летной техники (группа энтузиастов уже работает над этим), проложить экологическую тропу, построить жилье, включая и элитное, оздоровительные лагеря для детей, выделить земли под пансионаты, казачьи поселения, садоводческие товарищества... Туристические базы, ипподром, стадион - тоже вполне реальные объекты. Нашлись бы только средства. Здесь, через остров, могут в будущем пройти газо- и нефтепроводы.

Питерцы - они везде питерцы

Новость №1: с 3 июня здесь началась работа на... большую энергетику. Через остров досрочно проложен спецпереход: установлены пять уникальных по высоте электроопор (170-190 метров). Натянуты провода ЛЭП-500 через Амур и Амурскую протоку, сделаны и «сухопутные» участки от Хабаровской подстанции (что в поселке Смидович в ЕАО) до подстанции «Хехцир» в районе Корфовской. Не только наш край, но и Приморье отныне перестанут испытывать хронические нехватки электроэнергии. Особенно зимой.

Большой Уссурийский остров, как электромост, связал, по сути сам став земляной опорой, огромную дальневосточную территорию... В советские времена, кстати, этот приграничный маршрут для ЛЭП-500 был закрыт. Наглухо. Почему, думаем, понятно. Энергетиков хотели «направить» через Черную Речку, через другие села, леса, мари края. И только сейчас возобладали здравый смысл и оптимальный экономический расчет.

Все отмечают профессионализм не только наших, но и питерских энергетиков из шестой мехколонны ОАО «Северозападэлектросетьстрой». Бригада Н. Воронова, например, не только первой смонтировала две высоченные переходные опоры (через Амурскую протоку у села Новотроицкого), но и натянула «сверхплановые» провода до подстанции «Хехцир». Считай, 27 километров.

Мы захватили питерцев, когда они монтировали провода ЛЭП на последних опорах, через автотрассу Хабаровск - Бычиха. Они торопились. Им страстно хотелось домой, успеть к 300-летию Санкт-Петербурга.

На хабаровской земле они находились (правда, с перерывами) с марта 2002 года. Перед монтажом первой опоры сами волновались: все же не деревянный электростолб, а целая телемачта, собираемая на болтах из особой крепости труб. Подобного опыта даже у них не было, стажировались сначала на Волге. Хотя опыт - богатейший, мотаются, по словам мастера Казанцева, по командировкам по всей стране: Иркутск, Чита, Улан-Удэ, Благовещенск, Череповец... В Хабаровске им понравились вагончики, которые делает «Стройконтейнер». Удобные, теплые, один из них (там, где сауна) думают даже забрать с собой в Питер. Остальное, включая технику, распродадут: объект сдан, везти через всю страну «пожитки» - себе дороже...

Наши летчики из «Дальавиа», наблюдая за работой электромонтажников, говорят, что очень переживали, чтобы энергетики чего-нибудь не напортачили. Дело в том, что многие самолеты заходят на посадку в аэропорт Хабаровска над поймой Амура, в районе как раз этих электроопор. «Дэмовцы» во главе с Владимиром Серовым из акционерного общества «Дальэлектромонтаж» на каждой из них установили специальную систему - «Маяк». Габаритные огни в трех уровнях. С особыми лампочками. Так что, подлетая ночью к дальневосточной столице, пилотам, и не только из «Дальавиа», не стоит беспокоиться, ориентир у них четкий. По мировым стандартам.

Чиновник

Петухов сослал себя... в «Зарю» сам

Удивил нас, журналистов, и госхоз «Заря», расположенный на острове. Здешние механизаторы не только рано и на редкость организованно отсадились с картошкой (более 300 гектаров), они, можно сказать, сотворили... сенсацию. Из островных хранилищ впервые за всю историю хозяйства продали картофель аж... в Ивановскую область. И продолжают это делать: запасы «бульбы» позволяют.

С приходом молодого директора Л.А. Петухова (Леонид Александрович у руля четвертый месяц) госхоз как бы обрел второе дыхание. Ликвидированы долги по зарплате. Стало обновляться дойное стадо. Замаячила даже идея о мелиорации островной, с подзаросшими каналами, пашни. Деньги обещал из своего вице-премьерского фонда министр сельского хозяйства России А.В. Гордеев. Вот только придут ли и когда? Хочется, чтобы побыстрее... Планы у Петухова амбициозные и свой выстраданный взгляд.

- Нам, как никогда, нужна сегодня углубленная переработка. Современные технологические линии. Изначально мы были и остаемся специализированным хозяйством по выращиванию для Хабаровска картофеля. Но гляньте на рынок: сбыть сельхозпродукцию крестьянину все сложнее. Отдавать же клубни за один-два рубля за килограмм - какая экономика это выдержит? А что мешает нам, хабаровчанам, самим делать чипсы, крахмал, упакованные в целлофан сырые клубни и т.д.?

То же касается и переработки молока. Шутка ли, «Заря» возит молоко аж в Комсомольск. Петуховские намерения - довести надой до 10-15 кг в сутки от коровы. Партнеры-переработчики вроде идут навстречу, рассчитываются за сырье. Но 500 тысяч крестьянских рублей у них всегда в загашнике. А эти деньги нуждаются в обороте, они нужны селянам немедленно, а не с опозданием в месяц-два и более.

- В Хабаровском районе нужен свой молокозавод, где бы и сельхозпроизводители, и переработчики были в единой упряжке, - говорит Л.А. Петухов. - Мы бы тогда всерьез взялись за освоение острова: восстановили культурные пастбища, облагородили, удобрили сенокосы, построили на острове капитальные животноводческие помещения...

Единоличник госхозу не конкурент

Госхозу хоть и тяжело, но, согласитесь, проще. Тут коллектив, специалисты. За их спиной - минсельхоз. В случае чего он и деньгами государственными поможет, и товарным кредитом, те же семена картофеля (для обновления сортов) может закупить в Голландии. С техникой помочь. Зря что ли край выделил в этом году в качестве поддержки селу 410 миллионов рублей.

А каково фермеру-одиночке, имеющему (пусть и в иной пропорции) тех же коров, бычков, свиней, ту же - островную - землицу? Есть ли вообще такие на Большом Уссурийском острове? Как им-то живется-дышится? В этот приезд удалось поближе познакомиться с А.Н. Веремейчуком. Усатый хохол, выходец с Украины, обосновался в селе Восход, что в пригороде Хабаровска. В получасе езды от острова. Здесь у него база: достаточно крупные свиноводческие и животноводческие фермы. Есть бойня, склады, техника, теплицы, сеновал, жилые и прочие хозпостройки. Имеется и земля, в основном пастбища: на выпасах нагуливают вес бычки-первогодки. Целый шлейф, купленный в одном из совхозов. За бычков он еще не рассчитался. Потому бережет каждую свободную копейку. Весна прошла, лето жарой звенит, а ссуду, увы, пока не дают, хотя из краевого бюджета фермерам Приамурья «долька» в два с хвостиком миллиона рублей и выделена. Веремейчук особо и не ропщет: привык, больше надеется на себя.

Кинулся на остров он по нескольким причинам. По соседству полно ворья, сельских бездельников, завистников. В прошлом году душа на износ: свез накошенное сено, сложил у фермы. А деревенский оболтус возьми и пусти «красного петуха» через забор: бросил, как в порох, подожженный факел. 100 тонн июньского разнотравья как корова языком слизала. Остов и зола. Выручила райадминистрация, глава В. Алешко. Не отмахнулся, вник в фермерскую беду. Дали Веремейчуку кредит, тем, похоже, и пережил зиму.

На острове негодяев поменьше. Там все же порядок: военные, пограничники, госхоз «Заря» поблизости. Да и земли хватает, другое дело - кто и как к ней относится. Свои 12 га Веремейчук, например, обиходил, ежегодно сажает картошку, кукурузу, за овощи берется. Рассады вырастил столько, что на пол-Хабаровска хватит. Сосед же, коллега, не тянет: земля у него зарастает. Разве не справедливо: у одного забрать, а отдать работящему? Тому же Веремейчуку или любому, кто и любит, и умеет крестьянствовать.

Заселяй и властвуй.

Но за деньги

Заместитель главы Хабаровского района Николай Горбачев рассказывал нам, как рвутся сюда, на остров, казаки. Часть острова, кто не знает, территориально отнесена к Южному округу Хабаровска, а другая - к сельским муниципалам. Вот к ним-то и идут атаманы и есаулы. Чуть ли не шашками машут: мол, подать землемеров, пусть нарежут землицы ущемленному сословию. Специалисты внимательно выслушивают их, изучают представленные бумаги и резонно замечают: господа-товарищи, никто ж и не против, берите землю, стройте станицы. Но дайте элементарные расчеты, напишите (как требует закон) бизнес-план и т.д. Пишут. Приносят. Наметки - наполеоновские. Все вроде красиво. И правильно. Их опять спрашивают: «А деньги у вас есть? За счет чего вы намерены развиваться?» Те тычут пальцами в бумаги: «Мы ж указали: дайте денег (чаще всего это обращение к губернатору. - Ред.) на наше содержание»... Милые казачки из разномастных и неведомо кому подчиненных войск, да казна и без того еле вытягивает оставшиеся в живых деревни и тамошнее производство. Из каких источников вас-то финансировать? Молчат. С тем, говорят, и уходят несолоно хлебавши. Если верить чиновникам районного звена, поостыли казаки в последнее время к Большому Уссурийскому острову.

Может, надеются на то, что реально этот вопрос сдвинется после принятия закона о казачестве в Госдуме. После подписания его президентом. Глядишь, и деньги у государства появятся на поддержку многострадального сословия. Да и власть на местах в лице, скажем, полпредства ДВФО, курирующего казачество, обретет больше возможностей и полномочий в утверждении в Приамурье казачьего уклада жизни.

Остров только с виду кажется пустынным. По словам того же Н. Горбачева, здесь уже идет «драчка» из-за земли. В том смысле, что ее не хватает даже тем, кто давно здесь обосновался - «Заре», военному сельхозпредприятию «Рощино», ОАО «Краснореченское» и т.д. В этом году Хабаровский район начал перераспределение островных сенокосов, «списав» отсюда бывшее Гаровское ГСП (оно влилось в ОПХ «Восточное»), ГСП «Дружба». Им удобнее готовить сено в других местах, а «Заря», как базовое хозяйство острова, могло б развернуться здесь в полную силу... Ведь у него все под рукой... Что касается Веремейчука, других фермеров, то единоличники Петухову - не конкуренты, но и не помеха...

Как, впрочем, и дачники-горожане, чьи сады и огороды «прописались» тут едва ли не с 50-х годов. По оценке Юрия Устинова, председателя Хабаровского союза садоводов, на Чумке и других островных территориях обитает до 4 тысяч частников-землепашцев. Они входят в состав 12 садоводческих товариществ. В большинстве же тут «нелегалы», многие еще в советские времена разрабатывали участки (сколько хотели), огородили, поставили домики-халупки. И кормились (и кормятся до сих пор) с этой весьма урожайной островной «ладошки». Родит тут все, а особенно картошка. Добираться - да, проблема. Особенно в этом году, когда теплоходы не доходят до 8-го, 9-го километров и других остановок.

На теплоходах цена билетов более-менее и сносная, с учетом льгот для пенсионеров. Хотя для семьи даже со средним достатком, если она (вчетвером, впятером) собралась бы на дачу, расходы уже весьма приличные

Мешает и своеобразная «дискриминация» при переезде по понтонному мосту, установленному в мае этого года с материка на остров. «Заря» как госхоз добилась для себя льгот. Их автобусы, тракторы, грузовики и люди платой не облагаются. А вот с фермеров и с других частников, что называется, «дерут шкуру».

- Я такой же поставщик мяса, молока, овощей, что и «Заря». Мне не один раз в течение дня приходится ездить на остров, - недоумевает тот же А.Н. Веремейчук. - То семена везу, то рассаду. И каждый раз плачу по 300-400 рублей. Меня ж за лето «разденут»... Трактор через паром отправил - там дешевле...

Действительно, не абсурд ли? С таким подходом к многоукладности сельского бытия мы вряд ли далеко уйдем. А вот чем не сценка из жизни. На острове у моста стоял «Запорожец». Дед поджидал бабку, которая отправилась за продуктами в село. То ли в Бычиху, то ли в Осиновую Речку.

- Для нас 40 рублей за проезд машины дорого в одну сторону, - пожаловался старик. - Пусть бабка лучше пешком топает...

Старушке повезло: на этот раз ее подвез на джипе один из отцов, приехавший повидать сына-солдата в укрепрайоне. А так и топала бы. В жару, с сумками. Вопрос об оплате за переход на Большой Уссурийский остров, может, и правильный. Однако детали нуждаются в доработке. Иначе зачем и мост, и сам остров.

Борис ФЕДОСЕНКО.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматической регистрации

Введите слово на картинке*

Нет комментариев

25.06.2022 17:03
Михаил Дегтярев заложил новую традицию для лучших студентов-выпускников

25.06.2022 09:42
ВТБ: спрос на товары для туризма в России вырос на 20%

24.06.2022 10:29
ВТБ: выдачи ипотеки на новостройки во втором полугодии могут вырасти на треть
Новые условия ипотеки с господдержкой могут привести к удвоению среднемесячных выдач жилищных кредитов на новостройки в ближайшие несколько месяцев

24.06.2022 10:21
Минута молчания в память о героях
В День памяти и скорби в 12.15 по московскому времени в России прошла федеральная «Минута молчания».

24.06.2022 10:21
Компенсации за проезд на дачи
С 1 июня в Хабаровском крае начался прием документов на выплату компенсаций за проезд на дачи в этом сезоне.



07.05.2020 23:17
Около 2,5 тысячи деклараций подали получатели «дальневосточных гектаров»
Больше всего деклараций об использовании «дальневосточных гектаров» - 819 - поступило от жителей Хабаровского края. Декларации подают граждане, которые взяли землю в первые месяцы реализации программы «Дальневосточный гектар».

23.04.2020 22:22
Здесь учат летать дельтапланы и… перепёлок
Арендатор «дальневосточного гектара» Федор Жаков, обустроивший аэродром для сверхлегкой авиации (СЛА) в селе Красное Николаевского района Хабаровского края, готов предоставить возможность взлета и посадки сверхлегких летательных аппаратов


На какой резине ваш автомобиль ездит сейчас?

  1. На летней - 100%
     
  2. На всесезонке - 0%
     
  3. На зимней - 0%
     
  4. У меня нет автомобиля - 0%