«Калгамашка» с Нижнего Амура
Сообщения о том, что на Нижнем Амуре живет «снежный человек», которого время от времени встречают в глухих «таежных местах» охотники и собиратели дикоросов, стали появляться в хабаровской прессе с 70-х годов прошлого столетия.
Нанайцы и ульчи называют его «калгамашка», «пуймур», «кальдями», эвенки и нивхи - «калу». Все, кто хоть раз видел это существо, отмечают его огромный рост, раза в три выше человеческого, голову странной формы - она вытянута кверху, длинные «двупалые» руки до колен, внушительных размеров волосатое туловище. Все попытки выследить «лесного человека» ни к чему не приводили. Но все-таки есть человек, который жил рядом с «калгамашкой».
Николай Дечули ушел из Даерги в таежную глухомань в середине 90-х, когда, по его словам, без работы и зарплаты жить стало трудно. К тому же врачи выявили у него болезнь, которая, увы, считается неизлечимой. Он еще и потому двинул в тайгу, чтобы найти корень жизни - женьшень. За ним увязалась его собака. Бывалый таежник, он не боялся ни голода, ни холода, сделал себе шалаш в кедровом распадке.
Боли, которые Николай Дечули испытывал, не давали ему покоя ни днем, ни ночью. Но однажды он услышал лай собаки со стороны реки. Когда же он пошел на ее голос, то наткнулся на корень жизни, а в нескольких шагах от него - на необычные следы. Они оказались втрое больше следов Дечули, а он носит обувь 41-го размера.
С тех пор Дечули не покидало ощущение, что за ним кто-то следит. Он буквально кожей чувствовал, что ему в спину дышит нечто, являющееся хозяином этих мест. Однажды набрел он на полусгнивший сруб без крыши: стены мхом поросли, окошки маленькие, восьмиугольный черный крест страшно торчит. А рядом что-то темное в землю вросло. Охотник подумал, что это коряга, но она вдруг зашевелилась, и встало чудище вровень с лиственницей. Дечули в страхе убежал.
А через год - новая встреча с «калгамой». Дечули услышал, как кто-то идет по лесу, ломая ветки, тяжело дышит. Сначала подумал - медведь. Его он не боялся, мог закричать на него - косолапый всегда уходил. А когда увидел голову и покатые плечи немыслимой ширины, плывущие над мелким осинником, то даже дыхание затаил. Всего в нескольких метрах от него стоял великан, густо заросший шерстью. Больше всего поражало его лицо - непропорционально маленькое по сравнению с огромным туловищем, морщинистое, как у старика. Чудище постояло с минуту и повернуло обратно в чащобу.
А в одну из зим, когда навалило снега так, что почти месяц просидел Дечули в промерзлом шалаше, оголодал на одной сушеной рыбе, а когда вышел наружу, то возле своего обиталища нашел тушу сохатого. Рядом тянулись следы «калгамашки»...
Однажды Дечули проверял петли на фазана. Вдруг услышал за спиной тихое посвистывание. Оглянувшись, увидел заросли травы, которые волновались, словно их пригибал к земле ветер, а над ними - знакомая огромная фигура.
Между прочим, в демонологии коренных дальневосточных народов «калгама» упоминается часто. Этнографы собрали около пятисот описаний встреч с ним. О нем же упоминал В.К. Арсеньев в книге «Сквозь тайгу», называя его «какзаму». А не так давно возле Найхина, на протоке Гардама, рыбаки увидели великана. Он бросился за ними с берега в воду. По их словам, это был «калгама», который хотел отобрать у них рыбу.
Александр САВЧЕНКО.