Добро - на продажу, а за барахло - магарыч
В минувший четверг на очередном расширенном заседании правительства края рассматривался вопрос о стратегии формирования краевой собственности и совершенствовании методов управления ею.
Виктору Ишаеву, видимо, не понравилась реплика Галины Громовой о том, что краевая власть в предыдущие годы подчас забирала имущество в госсобственность как пожарная команда. Он тут же поправил министра имущественных отношений: «Не как пожарная команда, а вынужденно, чтобы сохранить предприятия». Хотя навряд ли в этом есть противоречие. Когда «горели» не только отдельные предприятия, но и целые отрасли, то власть вынуждена была забирать за долги имущество. Но наряду с этим была и целенаправленная политика - иметь доли госсобственности в тех отраслях и на тех предприятиях, которые социально значимы для экономики края, для его населения.
Правда, на этом добре край не нажился. Но зато не стоял на коленях. Начальник центра стратегического планирования Владимир Сыркин напомнил, что федеральный центр получает основные доходы от продажи госимущества. А у нас доходная часть бюджета на 90 процентов состоит из налогов. В докладе Громовой тоже имелась цифра: с 1998 по июнь 2003 года в краевой бюджет поступило 709 миллионов рублей доходов от использования госимущества. Не густо. Но, видимо, и задачи такой не ставилось - обогатить казну за счет дивидендов, аренды и продажи имущества.
Теперь задача поставлена иначе, но весьма корректно. Ясно, что не все имущество краю необходимо. Понятно, что долгосрочные последствия как от владения госсобственностью, так и от ее продажи просчитать трудно. Но разбираться с нею в среднесрочных масштабах надо. Для этого и потребовалась стратегия.
В прениях по основному докладу были своеобразные точки зрения на эту тему. К примеру, директор краевого государственного унитарного предприятия «Оптовый рынок» А. Ковнер сделал вывод, что на оптовом рынке наряду с частниками могут работать и государственные предприятия. Жаль, что губернатор не прокомментировал эту «стратегию». Зато он не оставил без внимания выступление гендиректора ОАО «Дальлеспром» Е. Елизова, когда тот решил открыть всем глаза: «Я вам расскажу, что такое эффективный собственник, на примере трех леспромхозов». «Мы тоже не из леса пришли, - сказал губернатор. - Потом зайдите ко мне, я сделаю вам анализ». Зал посмеялся иронии, но вопрос баланса госсобственности, приращения или избавления от нее - серьезный, глубокий и не всегда однозначный.
Как поставлены задачи? Решено определиться: какое государственное имущество необходимо на ближайшие пять-семь лет для исполнения функций краевой власти. Остальное избыточное имущество пойдет на последовательную приватизацию или ликвидацию. «Ликвидное, эффективное имущество следует продавать, так как в бюджете нет денег на развитие всего и вся, - уточнил губернатор. - А за какое-то имущество еще и магарыч поставим, чтобы его забрали».
Определено концептуально, какое имущество необходимо краю в госсобственности, какое утратило свое значение в этом качестве, а также на каких условиях будет приобретаться в госсобственность новое имущество в случае необходимости. В перечень необходимых попадут предприятия и организации, которые обеспечивают продовольственную безопасность, занятость населения, лекарственное и топливное обеспечение, охрану окружающей среды, восстановление природных ресурсов, переработку отходов, а также градообразующие предприятия, организации социальной сферы и коммунального хозяйства, естественные монополисты и единственные производители товаров (работ, услуг) в соответствующих отраслях экономики. Все остальное - стратегическое и социально менее значительное - будет рассматриваться на предмет целесообразности и с точки зрения доходности.
Например, из сферы производства хлеба краевая власть никогда не уйдет, дабы регулировать этот рынок и цены. Сельское хозяйство края еще много лет не будет доходным, но эта сфера стратегическая, и присутствие там власти необходимо. А вот по имуществу, которое сдается в аренду, но не приносит дохода, возможно, в самое ближайшее время станут возникать вопросы.
Есть стандартный вопрос: а судьи кто? Не грозит ли краю повальный субъективизм? Не потрясет ли эта новая ревизия если не всю экономику, то отдельные ее элементы? Если судить по проекту постановления, то есть и некая система дальнейших действий, и временной люфт. Например, предложен план разработки нормативных актов по повышению эффективности управления краевой собственностью. То есть, уже в этом году и первом квартале 2004 года ожидается выход десятка постановлений губернатора края на эту тему. С другой стороны, грядут проверки эффективности использования госимущества на соответствие его назначению и политике правительства края. Потом будет формироваться программа имущественных преобразований, включающая планы приобретения, использования и выбытия краевого имущества. На основе этой программы будут ежегодные планы приватизации.
Раиса ЦЕЛОБАНОВА.