"В Хабаровске «Лотос» расцветет уже в июле"
Центр Хабаровска переживает вторую молодость. Говорят, что в сорок пять баба ягодка опять. Сравнение столицы округа с бабой или даже с дамой как-то неуместно... Тем более, в мае Хабаровску стукнуло не 45, а 145 лет.
Но для города, быть может, это и есть самый «ягодный» возраст. Зловредные морщинки на лице кое-где, конечно, проступают, но в зрелом возрасте все секреты макияжа уже хорошо известны: припудрим, покрасим, не поможет - закажем косметологическую операцию. Такие операции по традиции заказываются к юбилеям города. Чем они нехороши, знает всякий. Если строители начинают форсировать строительство или реконструкцию какого-нибудь строительного объекта - недоделок будет масса. Через полгода, а то и пару месяцев все они начнут выползать наружу. Вот почему архитекторы не любят юбилеев.
Сдача торгового дома «Лотос» планировалась к юбилею города. Этот объект между рестораном «Русь» и Центральным гастрономом, скрытый до времени от глаз прохожих лесами и специальной тканевой завесой, возбуждал любопытство, как цилиндр фокусника, накрытый шелковым платком. Какое чудо произойдет, когда платок сдернут? Чуда ждали в мае. Но завеса пала неделю назад. И глазам открылся изысканный и строгий фасад нового магазина, выполненный в классических традициях российской архитектуры. Гранитные колонны с ионической капителью, зеркальные арочные окна, стеклянный купол крыши... А под самым козырьком - раскрытые в рыке пасти двух скульптурных львов работы Эдуарда Маловинского. Новое здание так вписалось в общий архитектурный ансамбль, что кажется: оно здесь стояло всегда.
Официальное открытие торгового дома состоится сегодня. Процедура церемонии традиционная: мэр города Александр Соколов перерезает красную ленточку на входе. Затем звучат слова благодарности архитекторам, строителям и компании «Контур», которая «подарила» городу такое уникальное здание. Потому что заказчиком строительства в этом случае выступал департамент муниципальной собственности. А строился торговый дом на деньги торговой компании.
Такая практика сегодня характерна для муниципального и краевого строительства. Вложения делает частный капитал, взамен же получает право бесплатной аренды помещения на период, пока финансовые затраты не окупятся полностью. Интерес обоюдный: город прирастает новой собственностью, частный бизнес - лакомым местом на «красной линии», где торговля бьет ключом.
Безусловно, обе стороны вынуждены считаться с интересами друг друга. У мэрии был интерес - сдать объект к юбилею города. Компания «Контур», в принципе, была не против ускоренных темпов. Возражали архитекторы - частное архитектурно-проектное предприятие «Акант», руководит которым Александр Мамешин. Рассказывали, что Александр Ефимович очень нервничал по поводу «условно-досрочной» сдачи своего «детища» к юбилейной дате: на выражения и обобщения в адрес власти и бизнесменов не скупился. И надо отдать должное городскому мэру Александру Соколову - тот согласился с архитектором: чтобы не пострадало качество, лучше не спешить. Фамилия Мамешиных известная. Потомственной династии архитекторов принадлежат, пожалуй, самые лучшие проекты городских зданий. Мэр мнение архитекторов уважил.
Мы специально побывали на объекте за несколько дней до официальной церемонии. Было интересно увидеть, как наводится последний строительный глянец...
Внутри торговый дом столь же роскошен, как и снаружи. Фасад и внутренний интерьер - единое целое. На первом этаже, как раз напротив входа, - фонтан. На верхние этажи ведут эскалаторы. По центру здания - обзорный лифт со стеклянной кабиной. Сверкают люстры. С верхних этажей - обалденная панорама: купола храма над крышами домов и кронами деревьев. Это «сливки». А есть еще и «сухарики».
Вообще-то «сухарики» в переводе с профессиональной лексики архитекторов - это декоративные узлы оформления. Всяческие фигурные выступы, крендельки и загогулины, коими в торговом доме, к примеру, оформлены стены на уровне потолка. Но нам в этом термине увиделся несколько иной смысл.
...Мужчины без комбинезонов - это руководители. Один из них указывает за перила - на стену между первым и вторым этажами: «Здесь тоже должны быть светильники». Те, к кому он обращается, пребывают в некоторой растерянности: «Если проводка есть, нет проблем - установим». Есть или нет проводка за глянцем импортной шпаклевки, сказать трудно. Если она и есть, придется, видимо, долбить новехонькую стену, чтобы «докопаться» до нее. Как это все-таки по-русски: делать так, чтобы было что переделывать!
За светильники беспокоится Сергей Шестиперсов, генеральный директор фирмы «Хай-Тек Дизайн», занимавшейся разработкой внутреннего интерьера здания. Как явствует из последующего разговора с электриками, светильники надолго стали головной болью дизайнеров. Им едва удалось отстоять люстры, на которые мы любовались. А дополнительным боковым освещением дизайнеры и вовсе недовольны. Вместо польских изысканных плафонов пришлось устанавливать российские световые квадраты. Дизайнеров просто поставили перед фактом: плафоны уже куплены, берите, что дают!
В здании нахожу Мамешиных: Александра и его жену Алевтину, которой досталась при работе над проектом самая кропотливая работа - вычерчивать детали гранитных капителей. По ее словам, таких деталей было больше трехсот. В результате все минувшее лето она безвылазно просидела в мастерской за чертежами.
Александр Мамешин отправляется на вечернюю планерку, Алевтина соглашается побыть в его отсутствие экскурсоводом. И предлагает подняться на последний, третий этаж, чтобы полюбоваться видом из окна с обратной стороны здания.
Мы входим в помещение и... Алевтина застывает. Панорамное окно наполовину перегорожено стеной, которой по проекту быть не должно. Алевтина разводит руками: фирма, конечно, вольна распорядиться помещением по собственному усмотрению, но лучше было бы устроить в этом месте небольшое кафе.
С ней нельзя не согласиться. Представьте себе стеклянный купол крыши, называемый световым фонарем. «Мы с мужем представляли, как было бы здорово сидеть под таким куполом, в то время как на улице идет дождь или снег. Это такая красота!».
Хозяева, тем не менее, разместили на верхнем этаже обычный торговый зал. У панорамного окна посидеть с чашкой кофе тоже было бы неплохо. Жаль, что самые выигрышные элементы проекта не использованы на всю катушку.
Александр Мамешин недоволен и тем, что второй этаж перегораживается павильонами. Из-за этого теряется ощущение пространства и «съедается» свет. Ему виделся здесь европейский стандарт торговли, когда выставляются только образцы товаров. Такой вариант обговаривался на этапе проектирования. Люди заказывают понравившийся товар, затем его доставляют покупателю на дом. Павильоны для хозяев и субарендаторов, конечно, привычнее и прибыльнее. Уровень торговли обещает быть высоким: в цокольном этаже будет продуктовый магазин. Первый этаж - косметика и парфюмерия. Второй и третий этажи - промышленные товары и бытовая техника.
Осталось только добавить, что гранитный фасад здания - целиком заслуга китайских строителей. Я видела, каким крепким рукопожатием приветствовал представителя китайской строительной компании Ван Гэна Александр Мамешин. «Только этой работой я удовлетворен на все сто процентов, - сказал он. - Есть еще «сухарики», которые нашим строителям не по зубам».
Тем не менее, Александр Мамешин своим проектом гордится. «Здесь многое сделано впервые. Первый атриум, освещенный световым фонарем. Первый панорамный, гидравлический лифт. Удалось, на мой взгляд, сохранить и историческую ауру центральной части города, что особенно важно».
Ирина МАШНОВА.