«Иван Купала»: Стилизация фольклору не нужна

10.07.2003 | АРХИВ | 3м. 21 c. | 74

Группе «Иван Купала» удалось, казалось бы, невозможное - соединить старинный, настоящий, то бишь аутентичный, фольклор республик бывшего СССР с современными электронными аранжировками и сделать из него музыкальную сенсацию на переломе 1999 и 2000 годов. Песни «Кострома» и «Коляда» целый год не покидали плейлистов всевозможных радиостанций, считавших их своими, «форматными», а выражение «здорово, Кострома!» пополнило молодежный сленг.

Первый альбом «Ивана Купалы» - «Кострома» (1999 г.) оказался суперуспешным, а свой первый большой концерт группа дала на первом фестивале «Нашествие», не потерявшись на фоне рокерской массы. Лишь в конце 2002 г. появился второй альбом «Ивана Купалы» - «Радио Награ», выдержанный в русле все той же концепции.

В эти дни «Иван Купала» гостит в селе Шушенском, что под Красноярском. Это не турпоездка по ленинским местам и не экспедиция за новыми жемчужинами фольклора. Там проходит I Международный фестиваль этнических культур «Саянское кольцо», программу которого и возглавляет «Иван Купала». Фестиваль посвящен фольклорной музыке - самой разнообразной, не только славянской.

Перед отъездом музыкантов в Сибирь, прямо в канун дня Ивана Купалы вашему корреспонденту удалось пообщаться с Алексеем Румянцевым, Алексеем Ивановым и Денисом Федоровым - группой «Иван Купала» о творчестве, об успехе и о месте настоящего фольклора в музыке и в жизни.

- После выпуска первого альбома вы вдруг стали очень «модной» группой. Мешало это обстоятельство вам или помогало в творческом плане, в том числе и в работе над второй пластинкой?

Алексей Румянцев: Это никогда не может помочь. То, что мы стали модными, - случайность. Бывает так, что трек с использованием этнических инструментов вдруг становится популярным. Мы записывали танцевальную музыку, но не стремились угнаться за модой, потому что это никогда не шло нам на пользу. Слава богу, после второго альбома бум схлынул, и нам стало намного проще.

- Были ли ваша популярность и успешность первого альбома неожиданностью для вас или эти вещи были предсказуемы?

Алексей Иванов: В какой-то мере это было неожиданностью. Мы начинали, работая для себя, занимаясь этим, как хобби. Мы никогда не думали, что мы будем выступать, что ЭТО будет продаваться. Но вдруг из проекта стало появляться много новых дел, перспектив - концертные программы, мысли о видео.

- Вы обмолвились как-то, что у вас хватит материала на сотню-другую альбомов. Когда выйдет очередной? Сколько лет ждать?

Денис Федоров: Об очередном альбоме мы вообще пока не думаем. Если мы начнем его записывать, то материала нам хватит. Как только появится желание, то спустя 1,5-2 года он выйдет.

- Насколько бережно вы относитесь к оригиналам - «исходникам» песен, над которыми колдуете в студии? Это хирургическое вмешательство или микрохирургическое?

А.И.: Это очень бережное отношение. Мы не позволяем себе переделывать слова, как многие западные группы, которые смешивают разные языки, не понимая их, и делают из них красивую музыку. Мы ограничены языком, мы всегда оставляем смысл песни. Мы всегда стараемся сохранить окраску тембров. Мы не можем сильно повышать или понижать голоса.

- Не приходила ли вам в голову идея выпускать двойные альбомы, где на одном диске звучал бы оригинальный вариант - «исходник» народной песни, а на другой - ваша работа с ней?

А.Р.: Эта идея неплоха, мы думали о ней в плане выпуска специального лимитированного издания. Но это связано со многими трудностями. В основном финансовыми: когда покупаешь у фольклориста или «экспедитора» исходник длиной 15-20 секунд, то это уже достаточно значимая сумма. Очень многие треки принадлежат государству, а государство деньги любит. Конечно, идея очень интересная.

- Ваши предшественники «DEEP FOREST» легко комбинируют и переплетают разнообразный фольклор. А не пора ли взяться за ножницы и переплести, например, украинскую и грузинскую народные мелодии?

Д.Ф.: Это возможно, это интересно. Будем экспериментировать в этом направлении. А украинские и грузинские мелодии уже переплетены. Мы используем фольклор СССР, всех его областей и республик.

- Вы как-то раз сказали, что «не любите стилизацию под народную музыку». Как в этой плоскости вы оцениваете свое творчество, свою работу? Если это не электронно-эмбиентовая стилизация, то что иное?

А.Р.: Стилизация - это «Золотое Кольцо». Композитор, который ездит на импортном автомобиле и имеет маленький сотовый телефон последней модели, он пишет песни в стилистике того, что последние 80 лет понималось как «народная музыка». Мы работаем только с аутентичными треками, только с фольклором, народной песней, поэтому мы не занимаемся стилизацией, мы занимаемся обработкой исконной аутентичной русской и не русской музыки.

- Какие отношения у вас с народными исполнителями, теми, кто так любит выступать в кокошниках и петь дурными голосами?

Д.Ф.: Они нас раздражают.

А.Р.: Настоящие фольклористы в кокошниках не поют.

- А вы делитесь с кем-нибудь тем материалом, что оказался в ваших закромах?

А.И.: В принципе, нет, но были исключительные случаи... Это материал уникальный. Его нигде не достать. Самое главное в том, что люди, которые имеют права на этот материал, часто давали его нам с условием, что только мы можем его использовать.

А.Р.: По большому счету, нас особо никто и не просил. Испортить эти песни достаточно просто. Обойтись с ними вульгарным образом. Если кто-то хочет поработать с этим материалом, то я думаю, что такому человеку будет полезно пройти наш путь. По крайней мере, он начнет более уважительно относиться к фольклору, что повлечет за собой качество обработок.

- Считаете ли вы, что пик интереса к электронно-эмбиентному фолку а-ля «Иван Купала» в России прошел?

А.Р.: Я бы сказал, что прошел безумный ажиотаж, который был с зимы 1999 года до зимы 2000. Скорее всего, больше ни одна наша песня не достигнет той хит-парадной высоты, которую достигали песни «Коляда» и «Кострома». Это абсолютно обосновано. Просто появился яркий проект, аналогов которому не было.

То же самое сейчас произошло с проектом «Ин-Грид»: в нашей стране не слышали подобных песен, веселых и танцевальных, построенных на аккордеоне. Независимо от внутренней глубины продукта или проекта, большинство народа воспринимает лишь внешнюю оболочку.

- Возможно, я ошибаюсь, но у вас нет прямых конкурентов (в России) на вашем музыкальном поле. Радует вас это обстоятельство или огорчает?

А.Р.: Нас это скорее огорчает - ведь все музыканты подпитываются друг от друга. Сейчас и за пределами нашей страны происходит не так много подобных фольклорных экспериментов. То, чем занимается Питер Габриэль в качестве продюсера, - это другое, «DEEP FOREST» сейчас занялся работой в другом стиле. Почему нет конкурентов? Потому что работа очень сложная, а КПД очень невелик. За то время, когда записывается наш альбом, можно записать три или четыре альбома и заработать денег.

- Вас можно было в предыдущие годы увидеть и услышать на нескольких рок-фестивалях («Нашествие», «Крылья»). Как вам было в компании рокеров и как вас встречали на сцене (зрители) и за кулисами (коллеги-музыканты)?

Д.Ф.: Встречали нас хорошо. У нас в большинстве подавляющем очень хорошие отношения с рок-музыкантами. Гораздо лучшие, нежели с поп-исполнителями, ведь все мы сами раньше играли в рок-группах. Получается, что нас заботят те вещи, которые заботят скорее рок-музыкантов, чем поп-музыкантов.

А.И.: Корни нашего творчества лежат там же. У поп-исполнителя одно желание - сделать проект, заработать денег. Мы начинали как рок-музыканты, думали о духовном.

- Насколько трудно для вас воспроизводить ваши песни на сцене «вживую»?

А.Р.: Воспроизводить их не так сложно, но результат не всегда нас удовлетворяет.

За последние два года у нас появилось очень много народных инструментов. Появилась гитара в большом объеме на втором альбоме. Сейчас планируем с музыкантом Сергеем Родюковым, который отвечал за духовые и струнные инструменты, вводить аккордеон, потому что он, как выяснилось, еще и очень хороший аккордеонист. А главная задача в том, чтобы фольклорные сэмплы исполнялись на концертах не с компьютера, а вживую.

- Борьба с каким компромиссом ждет человека, садящегося за работу над народной песней в студии? Как избежать этого компромисса?

А.И.: Компромисс между тем, чтобы делать то, что нравится, и тем, благодаря чему можно легко заработать. Любую русскую песню можно обкромсать до состояния унца-унца и сделать из нее хит.

А.Р.: Есть большая опасность свалиться в одну или другую сторону - нужно балансировать, чтобы не испортить исходник в угоду нашей музыке, да еще не уйти в заумь. Можно сделать песню гораздо более многозначительной, чем она есть, - этим грешат многие проекты, которые занимаются преломлением фольклора в арт-роке, в джазе. Другая грань - не уйти в «Балаган Лимитед». Это сложно. Приходилось бороться со многими компромиссами на этом пути.

- Планирует ли «Иван Купала» поработать на аудиовизуальном рынке (DVD)?

А.Р.: Пока нет. Клипов снято совсем немного - пять, общей продолжительностью 20 минут, а концертное шоу пока в работе. Мы считаем, что сейчас нам показать нечего.

- Что нужно ждать поклонникам «Ивана Купала» в 2003 году?

А.Р.: В первую очередь - нашей вдумчивой работы над концертным шоу. Мы поставили себе трудную задачу: привести наше концертное выступление в максимальное соответствие с тем, что люди слышат на альбомах, используя при этом не фонограмму, а максимальное количество «живых» музыкальных фрагментов. Улучшения зрелищности концертов за счет глубоких находок. Это основное.

- Вы были с визитом на Дальнем Востоке, в том числе в Хабаровске. Что-то запомнилось из вашего дальневосточного опыта?

А.И.: Поразил прием. Чересчур теплый, даже горячий!

Вопросы задавал Александр ФИЛИМОНЕНКО.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматической регистрации

Введите слово на картинке*

Нет комментариев

22.09.2021 16:22
«Онлайн-проект для студентов крупнейших вузов Дальнего Востока
«Ростелеком» запустил онлайн-проект «Цифровое образование» для студентов 16 крупнейших вузов Дальнего Востока России.

22.09.2021 11:51
Линейный ускоритель против онкологии
Первый в России линейный ускоритель туннельного типа, категории Elite, установят в Хабаровском крае.

22.09.2021 11:44
Осенью в Хабаровске высадят 1100 деревьев
Осенние посадки деревьев запланированы во всех районах краевого центра.

22.09.2021 10:45
Начался ремонт дорог в шести районах края
В районах Хабаровского края начался ремонт дорог местного значения за счет дополнительных средств, полученных из федерального бюджета.

22.09.2021 10:33
Независимый рейтинг выгодных займов в интернете — на проекте всезаймыонлайн
Хотите повысить шанс на одобрение заявки на микрозайм, обращайтесь в несколько компаний одновременно.



07.05.2020 10:17
Около 2,5 тысячи деклараций подали получатели «дальневосточных гектаров»
Больше всего деклараций об использовании «дальневосточных гектаров» - 819 - поступило от жителей Хабаровского края. Декларации подают граждане, которые взяли землю в первые месяцы реализации программы «Дальневосточный гектар».

23.04.2020 09:22
Здесь учат летать дельтапланы и… перепёлок
Арендатор «дальневосточного гектара» Федор Жаков, обустроивший аэродром для сверхлегкой авиации (СЛА) в селе Красное Николаевского района Хабаровского края, готов предоставить возможность взлета и посадки сверхлегких летательных аппаратов


Как бы вы оценили материальное положение вашей семьи?