О зле в искусстве

15.07.2003 | АРХИВ | 8м. 51 c. | 194

Несколько месяцев не мог взяться за перо. Исчезло желание. Бедные журналисты, подумалось мне. Какая тяжелая профессия! Хочешь не хочешь, пишется не пишется, а надо выдать положенное количество пригодных к публикации строк. Мне проще. Не пишется: этюдник на плечо - и в кусты.

Охоту к писанию отбило столкновение со злом. Лет восемь назад в моем родном городе Николаевске-на-Амуре случилось убийство.

Старшеклассница отравила свою старшую сестренку. Она считала ее слишком красивой и завидовала. Потом приревновала. Крайний эгоизм привел девочку к полному помрачнению. Такое состояние называется одержимостью.

Злая сила гнала ее к исполнению задуманного. Она с наслаждением отдалась этой силе. Удивительно, но саморазрушение, связанное с ненавистью к кому-то, доставляет какое-то извращенное удовольствие: «Ах, ты так! Да я тебя так, так и вот так!!!»

Действовала девушка продуманно. Она отыскала травницу-старушку. Та за золотое колечко снабдила ее отравой. Были все симптомы пищевого отравления, и преступление осталось безнаказанным.

Но так не бывает. «Преступление - уже наказание, и никакого союза «и» нет», - любит повторять мой приятель художник Анатолий Неженский. Он прав. Ты даже можешь не совершать задуманное из-за каких-то внешних обстоятельств. Это не важно. Ты внутренне уже сочетался со злом, и оно изуродовало твою душу.

Так и случилось. Девушка словно окаменела внутри. Радость исчезла из ее сердца. И черное солнце стало подниматься для нее. И пожухшая трава появлялась из земли каждую весну. Совсем невмоготу ей стало жить.

Она не знала, как облегчить свою душу. Поэтому решила правдиво написать обо всем. Прошлое словно притягивало ее. Оно как реальность вставало перед ней, и токи злых сил опять проходили через нее, нашептывая ей в уши: «Пиши, пиши, пиши». И она здорово описала главное событие своей несчастной жизни.

Потом моя землячка стала рассылать свою рукопись по разным редакциям, в том числе и по столичным. Везде, естественно, получала отказ.

Редактор журнала «Дальний Восток» Вячеслав Сукачев отредактировал рукопись и попросил меня сделать иллюстрации. Я согласился. Честно говоря, сердце сразу подсказало, что дело это нехорошее. Но кто из нас всегда и сразу слушается своего главного и самого близкого советчика?

«Работа есть работа. Я профессионал. Интересно вообразить, как это произошло. И постараться вызвать у читателя отвращение ко злу», - так примерно рассуждал я, заглушая совесть.

Проблемы начались сразу. Как только принялся читать текст. Он притягивал, и одновременно нарастала какая-то внутренняя тяжесть, какой-то низкочастотный, неприятный гул. Взялся рисовать - появились раздражительность, сварливость. Последние рисунки делал, буквально насилуя свою душу.

Журнал с короткой судьбой «Наш семейный очаг» опубликовал «Убить королеву».

Все. Можно забыть. Но почему-то не забылось. Словно какая-то грязь прилипла к подсознанию.

Маленькое открытие

Теперь уже мне захотелось написать о пережитом, чтобы освободиться от неприятного осадка. А почему бы не написать статью? Материал интересный. Убийство. Можно разобрать «Убить королеву», чтобы понять, что это такое. Литература? Исповедь? Или скрытое самолюбование убийцы? А может, это просто мистификация? Можно ли вообще публиковать, иллюстрировать и читать такие вещи без вреда для себя?

Статья получилась эффектная, с изобилием длинных цитат. Но в последний момент знающий человек посоветовал отказаться от публикации. Оказывается, мой текст тоже был «грязным». Он тоже нес негативное воздействие, о котором я совсем не думал, когда его писал. Думать не думал, но чувствовал.

Так я сделал для себя маленькое открытие. Оказывается, то, что случилось давно и не с тобой, может стать частью твоего сознания. Внедриться в него подобно компьютерному вирусу.

Оказывается, зло (как и добро) способно воспроизводить себя, путешествуя из головы в голову. Порой воздействие его бывает столь сильным, что портится характер, весь внутренний строй. Человек может утратить внутреннюю цельность. Это может стать толчком к началу болезни, преступлению, суициду.

Ну вот, скажете вы, кажется, автора понесло. Началось нагнетание страстей.

Пример смертельного воздействия

Написать эту статью подтолкнуло самоубийство моего студента. Случилось оно в только что закончившуюся сессию. Был он парень тихий, улыбчивый. Все звали его по-домашнему - Виталя. Любил он рисовать мрачные, оккультные картины, которые получили в народе название «космических». Знаете, такие плавные, растянутые формы, мрачный колорит, большеглазые существа с длинными пальцами и все такое прочее. Бесовщина, одним словом.

У меня осталась уверенность, что эти картины, оккультизм и кодирование, к которому прибегал Виталя, а также веревка, которой он воспользовался, чтобы свести счеты с жизнью, - явления взаимосвязанные. Они просто друг из друга вытекают.

В прошлом году в Хабаровске покончили с собой 800 человек. 600 удалось вернуть к жизни, «откачать», как говорят в народе. А сколько человек были на грани суицида? Об этом не знает никакая статистика.

Меня удивило, что среди вычеркнувших себя из жизни много детей, молодых людей, подростков. И причины у них часто странные. Словно какая-то сила толкала их к практически немотивированному самоубийству. Мне думается, что причина эта для многих, по крайней мере, спрятана в музыке, которую они слушали.

Роковой рок

Медицина свидетельствует, что ритмы барабана и бас-гитары воздействуют на гипофиз, вырабатывающий гормон, стимулирующий половой инстинкт. В результате у слушающих рок снижается реакция торможения. Человек без тормозов опасен. И не только для других. Если добавить мигалки, то при 6-8 вспышках в секунду утрачивается пространственная ориентация. 26 вспышек - и человек не способен сосредоточиться. Если идет медленное увеличение количества вспышек, то утрачивается контроль над происходящим. В таком состоянии любой текст и команды свободно проникают в подсознание. Рок-музыканты часто используют в качестве скрытых команд записанные с повышенной или замедленной скоростью призывы к суициду, насилию, а также лозунги, прославляющие сатану. Это насилие над сознанием. Но, как ни парадоксально это звучит, насилие добровольное.

Отмечено, что если часто слушать такую музыку, то появляются тоска, безысходность, нежелание жить.

Воздействие творчества идет прежде всего на автора. Вот несколько примеров такого воздействия.

Джими Хендрикс задохнулся от пьяной рвоты.

Дженис Джоплин (королева рок-музыки) умерла от передозировки героина.

Джон Бонэм («Led Zepplin») после сорока стаканов водки задохнулся от рвоты.

Элвис Пресли умер от передозировки наркотиков и обжорства.

Рой Бухэнен (один из лучших в мире блюз- и рок-гитаристов) повесился в номере в пьяном виде.

Сид Вишэс («Сек Пистолз») зарезал подружку и принял смертельную дозу героина.

Брайан Джонс (создатель «Роллинг Стоунз») утонул в бассейне в наркотическом опьянении.

Бон Скотт («АС/DС»), автор песни «Автострада в ад», задохнулся в собственной рвоте и т.д.

Список знаменитостей можно было бы продолжать. Но что интересно: менее знаменитые и талантливые столь же часто кончают свою творческую карьеру подобным образом. Они буквально не выдерживают собственной музыки.

Музыканты уходят, но музыка остается. Она работает как дневник и путеводитель для молодых, духовно не окрепших, не имеющих нравственного стержня.

Воздействия, которых не ждешь

Теперь так много охотников незаметно воздействовать на наше подсознание. Недавно вычитал, что, по данным МВД, наша отечественная мафия тратит огромные деньги на создание фильмов и книг о своей «деятельности».

Внешне все выглядит респектабельно. С мафией в этих фильмах борются. Но у них есть скрытая цель - запугать общество, лишить его воли к сопротивлению. Внешняя оболочка - развлечение, а внутри страх, который будет действовать потом, когда сам фильм забудется.

Недавно моя знакомая, доктор, пожаловалась, что участились случаи смертей стариков у экранов телевизоров.

- Причем во время показа латиноамериканских сериалов. Вот уже четвертый случай, - сказала она, загибая пальцы. - Может, применяют какой-нибудь скрытый запрещенный кадр, чтобы избавиться от пожилых людей?

В такое я не верю. Просто старики - люди хрупкие. Они слишком искренне переживают все, что показывают им в «мыльных операх». Они злятся на экранных злодеев, как на живых людей. Чуть разволновался, подскочило и так высокое давление - и все... Следующая серия уже не для него.

Искусство как воздействие

Был проделан такой эксперимент. Пригласили трех художников написать один и тот же пейзажный мотив. Характеры у художников были разные. Один человек был нервный, известный скандалами в художественных кругах. Другой уравновешенный, даже вялый. Третий был молитвенником, монахом, человеком высокого духа.

Когда показывали публике картины, на которых были нарисованы одни и те же холмы, леса, озера, то реакция на них была различной.

У картин первого художника люди спорили, картины второго смотрели мельком. У пейзажа третьего некоторые простаивали долго. До них доносился отзвук вечности.

Вывод: главный действующий фактор произведения - личность автора. Нужно сказать, что художники об этом в глубине души знают. Поэтому любая критика их вещи переживается ими как тяжелая личная обида.

Именно поэтому А.П. Чехов писал после провала «Чайки», что это - не провал пьесы, это провал его самого как личности. Художник и его произведение связаны неразрывной нитью. Анна Ахматова записала как-то в дневнике, что фотопортреты после смерти человека меняются. Мне кажется, что меняются и картины. Впрочем, некоторые умирают раньше автора.

Художнику следует трудиться не только над звучностью цвета, чистотой линии, но и над чистотой сердца. Оно - главный инструмент воздействия.

Профессор консерватории Мендушевский писал, что Рахманинов, исполняя Шопена, словно открывал двери в рай и передавал радость богообщения. Современным исполнителям этого не дано. Они останавливаются у закрытых райских дверей и грустят о недостижимом предвечном свете.

Удивительно! Музыка одна и та же. Ноты одни и те же. Но смысл музыки иной. Это говорит о том, что подделать высокие воздействия невозможно. Современные виртуозы, чувствуя это, форсируют эмоциональность, но духовную пустоту этим скрыть нельзя.

В будущее с Гарри Поттером

Это действительно мировая книга. В любой стране мира в книжном магазине вам покажут полку с книгами о приключениях мальчика-мага.

Не желая оставаться в стороне от увлечений века, купил я эту книгу, и стали мы с младшей дочерью читать ее друг другу вслух. И тут начались чудеса.

Я отчетливо уловил тот самый низкочастотный гул, который возник при чтении воспоминаний бедной девочки из Николаевска. Я бы назвал его дыханием из кромешной тьмы. Но точнее передать не могу. Духовные воздействия нельзя адекватно передать словами, поскольку мы имеем дело с иной, трансцендентной, невидимой реальностью. Но, может, мне показалось? Может, это моя мнительность? Книгу я отложил, объяснив дочери, что она «заразная». И обратился за консультацией к сведущему человеку. Профессор ХГПУ Светлана Ильинична Давыдова рассказала мне много интересного.

Оказывается, автор книги Джоанна Роулинг - человек больной. Длительный период она лечилась от жестокой депрессии. Потом вдруг в ее мозгу «засветился» экран. Она стала записывать то, что видит на нем. Так появилась серия книг о Гарри Поттере.

Написаны они талантливо, зримо, осязаемо. Ведь они списаны «с натуры» контактером. Контактерство - форма одержания.

У книг Джоанны Роулинг есть одна особенность. Они незаметно меняют местами добро и зло. Обыкновенные люди, вроде нас с вами, - сплошь недоразвитые идиоты. Их называют маглами, и с ними можно не считаться. Колдуны, маги - настоящие люди. Только они знают толк в жизни.

Но магия - это прежде всего насилие над личностью другого человека, которое ничуть не лучше физического насилия. Кроме того, это попытка без труда, с помощью каких-то заговоров, снадобий и заигрываний с темными силами, достичь желаемого. Раньше колдунов отказывались даже хоронить вместе с нормальными людьми. Теперь они в почете. Оккультизм прямо так и хлынул в мир. То, что всегда почиталось абсолютным злом, приобретает симпатичные, респектабельные черты.

Светлана Ильинична говорит, что формируется постхристианская оккультная цивилизация, и симпатичный маленький маг Гарри Поттер готовит для нее почву.

Как же действуют книги о Поттере на наших детей? Замечено, что дети с жадностью тянутся к этим книгам. Их привлекает именно воздействие. У детей нормальных, духовно не поврежденных при чтении возникают соматические расстройства. Может беспричинно прыгнуть температура и т.д. Кроме того, у детей возникают не свойственные им реакции. Они становятся неуправляемыми. Начинают хуже учиться. При чтении дети ассоциируют себя с Поттером. А девочки даже мечтают выйти за него замуж. Ведь он станет таким могущественным, когда вырастет! И еще одно: те, кто особенно погружается в эти книги, начинают «видеть» происходящее. В детском мозгу возникает своеобразный светящийся экран, подобный тому, что «работает» в голове Джоанны Роулинг. Это уже клиника.

Священник Георгий Вахромеев в своей книге «Как защититься от чародеев» говорит, что духовная безграмотность современных людей приводит к стремительному распространению одержимости. «Смешение понятий добра и зла порождает жизнь без убеждений. А жизнь без убеждений, в свою очередь, по диагнозу известного психолога и философа К.Г. Юнга, порождает шизофрению, или, говоря языком православия, одержимость, то есть беснование».

И на прощание

Не думайте, что я наивно пытаюсь кого-то в чем-то убедить. Кто слушал тяжелый рок и техно, те будут продолжать их слушать. Те, кто читал книги Джоанны Роулинг, будут гоняться за каждой ее новой книгой.

Но говорить о негативных воздействиях все-таки надо. И надо самим научиться отслеживать свои состояния. Научиться не поглощать безропотно всю духовную грязь, которую подсовывают нам с теле- и киноэкранов, с книжных полок и полок с кассетами и лазерными дисками. На то человеку и дана свободная воля, чтобы выбирать между добром и злом.

Сейчас добро и зло все более поляризуются и в мире, и в людях. Само время становится другим. Это действительно время выбора. И жить в это время очень интересно. Интересно, сложно и ответственно.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

03.05.2024 14:49
Социальные проекты из Чегдомына расширяют горизонты

03.05.2024 13:10
ВТБ удвоил ипотечные выдачи в Хабаровском крае

03.05.2024 13:10
В Хабаровске сдан долгострой

03.05.2024 13:09
«Амурские тигрицы» — чемпионки из Хабаровского края

03.05.2024 11:50
В Хабаровском крае в разгаре посевная

03.05.2024 11:45
Отдыхаем в Хабаровском крае интересно

03.05.2024 11:40
Попасть к врачу через Госуслуги - удобнее

03.05.2024 11:34
«Земля приключений» ждёт дальневосточников

03.05.2024 10:15
В Хабаровском крае — ЧС регионального значения

03.05.2024 09:17
Хабаровский край присоединился к акции «Окна Победы»

03.05.2024 08:53
Участникам войны - выплата ко Дню Победы

03.05.2024 08:45
Площадка для обмена знаниями и опытом



07.05.2020 23:17
Около 2,5 тысячи деклараций подали получатели «дальневосточных гектаров»
Больше всего деклараций об использовании «дальневосточных гектаров» - 819 - поступило от жителей Хабаровского края. Декларации подают граждане, которые взяли землю в первые месяцы реализации программы «Дальневосточный гектар».

23.04.2020 22:22
Здесь учат летать дельтапланы и… перепёлок
Арендатор «дальневосточного гектара» Федор Жаков, обустроивший аэродром для сверхлегкой авиации (СЛА) в селе Красное Николаевского района Хабаровского края, готов предоставить возможность взлета и посадки сверхлегких летательных аппаратов