Поддержим китайский автопром? Если не хотим поддержать российский
В конце июня глава правительства Михаил Касьянов подписал постановление о выравнивании таможенных платежей для юридических и физических лиц при ввозе автомобилей иностранного производства возрастом от 3 до 7 лет. Для рядовых россиян это значит, что с 29 июля, когда постановление вступит в силу, частное лицо за ввоз иномарки будет платить больше, чем сейчас. Именно настолько больше, насколько дороже обходятся подержанные иномарки юридическим лицам, которым помимо таможенных платежей приходится оплачивать НДС, акциз и сбор.
Правительственное решение эхом отозвалось в Приморье. Еще бы, ведь речь идет не просто о машинах для населения. Подержанные «японки» являются основным бизнесом для сотен разнокалиберных структур. Хотя они не собираются выходить из тени и платить налоги, однако считают себя вправе требовать от государства, чтобы оно не смело отнимать у них этот бизнес. А бизнес, видимо, действительно денежный. И естественно есть, кому его защищать. Недавно стало известно, что соответствующее обращение в адрес президента Владимира Путина, главы правительства Михаила Касьянова, Совета Федерации и Государственной думы отправили депутаты городской думы Находки.
Народные избранники решили предупредить исполнительную власть, что резко подорожавшие благодаря новым «антинародным» пошлинам иномарки поднимут приморцев на массовые акции протеста и нанесут непоправимый удар по экономике всего региона. Поэтому, призывают депутаты, раз новый закон ухудшит социально-экономическую ситуацию и ущемит права граждан, то его необходимо попросту отменить.
На первый взгляд, налицо защита народных интересов. Что вполне разумно, особенно в стране, погружающейся в предвыборную гонку. Уже стало обычным, что это период раздачи самых радужных обещаний и принятия популистских решений. Отмена повышения пошлин будет, по мнению депутатов, «определенным ответом правительства на вопросы о демократии, свободном рынке и заботе о населении России».
Между тем и исполнительная власть, принимая решение об уравнивании пошлин, не могла не просчитать все «за» и «против». Так, в правительстве заявляют, что данная мера будет способствовать подъему отечественного автомобилестроения, повышению занятости рабочих на российских заводах и увеличению налоговых отчислений в бюджет.
А ведь и это есть защита народных интересов, поскольку зарплата дальневосточных учителей, врачей, пенсионеров зависит от федерального бюджета. Для того, чтобы платить зарплату бюджетникам, у государства должна быть сильная экономика и работающая промышленность. А одной из основных отраслей промышленности в России является как раз автомобилестроение.
Российский автопром обеспечивает занятость 10% трудоспособного населения страны. Сейчас в автомобилестроении работают около 800 тысяч россиян. Их, в свою очередь, снабжают продукцией и технологиями еще 40 смежных отраслей. Один человек на конвейере автозавода обеспечивает работой еще семерых специалистов в смежных отраслях. А скольких человек может обеспечить работой коммерсант, ввозящий японский «секонд-хэнд»?
И доходов в бюджет производство внутри страны приносит больше, чем пошлины на импортируемый товар. Естественно, при таком раскладе всем - и государству, и населению - выгоднее стимулировать развитие существующих и новых автозаводов на территории России.
К примеру, в прошлом году федеральный бюджет получил только от АВТОВАЗа почти 7,5 миллиарда рублей, областной - 3,5 миллиарда, городской - 1,7 миллиарда. При этом полный объем платежей АВТОВАЗа с учетом поступлений во внебюджетные фонды достиг огромной цифры в 17,5 миллиарда рублей. АВТОВАЗ обеспечивает больше половины городского бюджета и существенную часть областного. «ГАЗ» по итогам 2002 года получил сертификат крупнейшего налогоплательщика Нижегородской области, перечислив в областной бюджет более 4 миллиардов рублей.
Правительство совершенно напрасно обвиняют в попытках поголовно пересадить россиян на «Волги» и «Лады». Концепция поддержки отечественного автопрома подразумевает, что отечественными становятся все заводы, расположенные в России, в том числе иностранные.
Например, Renault и Ford уже выпускаются в нашей стране. Под капотами моделей Symbol и Focus без труда можно найти табличку «Made in Russia». В Калининграде уже несколько лет успешно выпускают престижные BMW, которые, по оценкам экспертов, из сертификационной организации TUF не уступают в качестве, а иногда и превосходят продукцию из Баварии. Проекты создания российских сборочных площадок прорабатывают Volkswagen и Toyota. По словам специалистов, в России можно выпускать практически все наиболее популярные иномарки.
Только условием своей работы в России иностранные производители ставят как раз повышение пошлин на ввоз подержанных машин. По всем расчетам, ни одна даже самая мощная корпорация не в состоянии конкурировать с собственными подержанными машинами.
Еще год назад, когда решалась судьба концепции развития российского автомобилестроения, в правительство поступило письмо от компаний General Motors, Ford, Renault и Fiat. По сути, эту четверку, в которой два концерна являются крупнейшими компаниями мира, а один занимает второе место в Европе, без преувеличения можно считать главными инвесторами российского автомобилестроения. В письме иностранные производители потребовали повысить таможенные пошлины на старые машины, поскольку конкурировать с собственными подержанными автомобилями, по их мнению, бессмысленно. Такими словами высказал общую точку зрения президент «Форд Мотор Компани Россия-СНГ» Хенрик Нензен.
Именно защитительные пошлины способны дать толчок созданию новых автозаводов в стране. Как показывает мировая практика, при пошлинах на автомобили ниже 35% производителям выгоднее импортировать свои автомобили в страну, а не инвестировать в их производство. Поэтому многие страны на время просто закрывают рынки для того, чтобы простимулировать развитие автомобильной промышленности. По данным Boston Consulting Group, таможенные пошлины на новые автомобили в Индонезии составляют 98%, в Таиланде - 80%, в Индии - 60%, Китае - 43%, Бразилии - 35%, в Финляндии - 200%. Комментарии излишни. Та же Япония, успешно решающая с российской помощью проблемы утилизации старых машин, не забивает себе голову «вопросами о демократии и свободном рынке» и держит свои экономические границы на замке, применяя зубодробительные пошлины на импорт.
И такая политика приносит плоды. Например, наш сосед Китай, установив 70-процентную таможенную пошлину на импорт подержанных иномарок, добился того, что крупнейшие иностранные производители построили у него свои заводы. Масштабы производства иномарок впечатляют: восемь совместных предприятий Поднебесной выпускают 2,5 миллиона автомобилей. Это в два раза превышает показатель России. Но скоро эта цифра станет еще больше. Недавно стало известно о планах самого крупного японского концерна - Toyota Motor - создать несколько совместных производств с рядом китайских автомобилестроительных компаний. Другими словами, недостатка в новых машинах китайцы уже не испытывают, что достигнуто именно благодаря протекционистским мерам государства.
Появление новых автозаводов повлекло за собой создание массы смежных производств. Например, Volkswagen, который когда-то первым пришел на неосвоенный рынок, не только построил свои заводы, но и инициировал создание более 100 СП по выпуску комплектующих. А ведь в Китае работают и другие мировые автопроизводители: Sitroen, Nissan, General Motors, DaimlerChrysler, Jeep.
Протекционизм позволил превратить Китай в ведущего мирового производителя автомобилей. Если в 2000 году Китай занимал 11-е место в мире по этому показателю, то в 2004 году страна выйдет на 5-е место в мире по производству автомобилей, обогнав Канаду, Испанию и Республику Корея. По прогнозам международной консалтинговой группы ING, в 2003 году Китай выпустит 3,9 млн. машин, а спустя год этот показатель увеличится еще на 47%. Как отмечают представители ING, превращению Китая в крупного производителя автомобилей будет способствовать дальнейший рост капиталовложений главных мировых автомобилестроителей, направленных на наращивание своих производственных мощностей. Подтверждает такой вывод и решение двух южнокорейских компаний Hyundai и Kia инвестировать до 2006 года соответственно 430 млн. и 300 млн. долларов США.
Одной из главных причин столь активного развития автопромышленности в Китае является именно протекционистская политика государства, которая защищает национальное производство, и в первую очередь таможенными пошлинами. А пока Китай с помощью высоких пошлин превращается в ведущую мировую автодержаву, у нас таможенные пошлины предают анафеме.
Говорят, что каждая страна имеет такой автомобиль, который заслуживает. Поэтому если протестовать против поддержки автозаводов в России, то уже скоро придется импортировать автомобили из Китая, поддерживая китайский автопром. Не хотим ездить на российских - будем ездить на китайских машинах. На Дальнем Востоке к китайской экспансии не привыкать. Только не стоит удивляться, что в живущих за счет продажи китайского ширпотреба дальневосточных регионах жизнь лучше не становится, а в Китае появляются новые рабочие места, новые заводы, новые небоскребы.
С другой стороны, высокие пошлины и приход иностранных автопроизводителей могли бы дать необходимый толчок развитию экономики российского Дальнего Востока. Вслед за открытием автозаводов неизбежно будет развиваться индустрия автокомпонентов и многие другие смежные отрасли.
В июле состоялся двухдневный визит в Республику Корея министра промышленности, науки и технологий РФ Ильи Клебанова. Он принял участие в очередном заседании российско-корейской совместной комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству.
По сообщению РБК, в ходе заседания комиссии в первую очередь рассмотрены проблемы восстановления и модернизации Транскорейской железной дороги и ее соединения с Транссибирской магистралью. Другой важный вопрос связан с обсуждением проектов создания южнокорейскими автомобильными компаниями производственных мощностей в России, в первую очередь на Дальнем Востоке и в Приморье.
Все предпосылки для создания таких производств на Дальнем Востоке есть. Ведь здесь не только перспективный рынок сбыта, но и высококвалифицированная рабочая сила. После закрытия промышленных и оборонных предприятий многие рабочие и инженеры остались без работы. Сейчас они торгуют на рынках китайскими товарами, но, может быть, у них еще будет возможность поработать на экономику своей страны, а значит - на себя, на будущее своих детей и внуков.
Андрей РОГОВСКИЙ.