И смех, и грех с этим мусором

30.07.2003 | АРХИВ | 2м. 3 c. | 81

Несколько дней назад Хабаровск принимал двух, довольно известных в определенных кругах США американцев - Мерла Эрвайна и Вэйна Рифера. Они владельцы и руководители крупных компаний, сделавшие свой бизнес на... отбросах. Точнее будет сказать так: область их практической деятельности - это освоение и управление производственными и продовольственными отходами. А дело, основанное на «вторсырье» такого рода, никогда и нигде прогореть не может. Потому что вокруг людей всегда скапливается множество «отработанных материалов». И Хабаровск здесь отнюдь не исключение.

Как всякий крупный город, столица седьмого округа России бьется над вопросами сохранения норм санитарии и экологии. Пока это не удается. Потому что накапливающиеся отходы наслаиваются на проблемы и еще больше «углубляют» их. И вот Мерл Эрвайн и Вэйн Рифер приехали из Портленда помочь нам. Разумеется, не из чисто альтруистических побуждений. Ведь от того, что у нас грязно и дымно, страдаем не только мы сами - вред от нечистот всей планете. Это во-первых. Во-вторых, Портленд, вероятно, считает долгом чести поддержать в трудную минуту своего побратима - Хабаровск. В-третьих, американцам нужно было посмотреть, а на что же потрачены девяносто восемь тысяч американских долларов, выделенных Хабаровску по первой пилотной программе наведения чистоты и порядка в городе.

Сегодня Портленд входит в число самых чистых и благоустроенных городов Америки. В деле очистки города, сбора и утилизации отходов здесь накоплен большой опыт. А Эрвайн и Рифер сделали много для оздоровления экологии не только Портленда, но и таких городов, как Лос-Анджелес, Сиэтл, Сан-Франциско.

Несколько лет назад Американское агентство по международному развитию выделило Хабаровску грант в почти сто тысяч долларов на решение санитарно-экологических проблем. Большие американские деньги были пущены на реализацию пилотного проекта по раздельному сбору производственных и бытовых отходов. Для эксперимента был выбран Первый микрорайон, как наиболее для этого подходящий: компактен, у него лучше, чем в других жилмассивах, планировка, «закрытые» дворы, транспортные магистрали проходят, не задевая зону расположения домов. Значит, из многих вариантов размещения контейнерных площадок можно было выбрать наиболее удобный.

Но с первого раза дело с раздельным сбором отходов в городе не пошло. И в первую очередь по причине, о которой предварительно и догадаться никто не мог. Это элементарная психология человека. Ведь нам, обыкновенным обывателям, кажется почти безумством, граничащим с клинической патологией - научный подход к «управлению отходами». Хотя уже почти во всем мире действует этот принцип. Чего проще, кажется нам, взять наполнившееся мусором ведро и вынести его в мусоропровод или к санитарному контейнеру. Не пошло дело и потому, что в этом никто материально не был заинтересован. Нет, говорилось об этом много. Но когда за килограммы собранной макулатуры, текстиля или пластика в пунктах приема давали какую-нибудь беллетристическую книжку, костяную расческу или садовые грабли, народ с охотой нес вторсырье. Когда же все это давать перестали и перешли на расчет рублями, ставшими дешевле копеек, пункты приема вторсырья пришлось закрывать.

И на дворовых контейнерных площадках раздельный сбор отходов не был по-настоящему продуманно организован. Не станет же человек на своей кухне держать несколько мусорных ведер или контейнеров: одно - для пищевых отходов, другое - для целлофановых пакетов, третье - для пластиковых бутылок. Потому и валили все в одну кучу. А, может быть, за определенную плату следовало бы сортировку отходов поручить дворникам? Или специально для этой работы нанятым людям?

Всего этого сделано не было, и первый пилотный проект по раздельному сбору отходов в Хабаровске провалился. Стало совершенно ясно, что к этому делу с кондачка подходить нельзя - оно требует внимательной, продуманной подготовки.

Осуществление второго проекта решено было провести тоже в Первом микрорайоне. По заданию управления ЖКХ города здесь заново построили и оборудовали новыми мусоросборными емкостями двадцать контейнерных площадок. Пока на них любо-дорого посмотреть: металлические ограждения не только выкрашены в приятный зеленоватый цвет, но и украшены силуэтами пингвинов, этих символов чистоты. И эти аккуратные ограждения площадок, и сами контейнеры изготовлены в специализированном автохозяйстве Хабаровска. Инициатором этого дела стал его директор Алексей Изотов. Он создал небольшой участок, собрал туда опытных сварщиков, и они начали «клепать» и ограды площадок, и сами контейнеры, которых на сегодняшний день изготовлено уже около пятисот штук, отличающихся повышенной прочностью и более эстетическим видом. Изотов, по сути дела, не только «хлеб отнял» у тех хабаровских заводов, которые до этого делали для города эти контейнеры по цене, в два раза большей, не только решил проблему контейнерных площадок, которые пока по-новому установлены только в Первом микрорайоне, но и сберег для городского бюджета не одну сотню тысяч рублей.

К продолжению эксперимента по сбору и утилизации отходов на этот раз в Хабаровске подготовились основательно. Но американские специалисты считают, что хабаровчане сегодня повторяют те ошибки, которые были допущены в Портленде 25 лет назад. Можно с успехом, считают они, решить все технические и организационные вопросы, но дело не пойдет, если к нему не подготовить население. Если не срабатывает метод убеждения, нужно применять метод материальной заинтересованности. А с этим в Хабаровске пока плохо. И продолжение эксперимента может постичь судьба его начала.

Недавно в средствах информации прошло сообщение о том, что в Благовещенске один разворотливый предприниматель организовал предприятие по переработке использованных пластиковых емкостей. Найдется ли в Хабаровске такой же деловой человек? Использованные пивные пластиковые бутылки! Это же золотое дно. Ими завалены наши дворы, бульвары, скверы, парки, улицы, наконец. Американские гости Хабаровска смеются: «У нас даже пластиковую пробку под ногами увидеть невозможно».

Леонид ГАПИЧ.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

15.08.2022 10:13
ПРОИЗВОДСТВО И ПОСТАВКА КРЕПЕЖНЫХ И ТАКЕЛАЖНЫХ ИЗДЕЛИЙ
Главным видом продукции для ремонтных и строительных работ являются такелажные изделия и крепежные элементы.

12.08.2022 12:14
ВТБ в Хабаровском крае на 8% нарастил розничный кредитный портфель

12.08.2022 10:33
Дольщики получат выплаты в полном объёме

12.08.2022 10:24
Ван И: «Ошибка США в тайваньском вопросе имеет три аспекта»
Член Госсовета КНР, министр иностранных дел Ван И 7 августа во время своего визита в Бангладеш заявил, что Соединенные Штаты ошиблись в трех аспектах относительно безответственной поездки спикера Палаты представителей Конгресса США Нэнси Пелоси на китайский Тайвань.

12.08.2022 09:53
Август - время аллергии
С августа до конца сентября начинается новая волна аллергических реакций, вызываемых пылением сложноцветных, маревых, крапивных и сорных трав.



07.05.2020 23:17
Около 2,5 тысячи деклараций подали получатели «дальневосточных гектаров»
Больше всего деклараций об использовании «дальневосточных гектаров» - 819 - поступило от жителей Хабаровского края. Декларации подают граждане, которые взяли землю в первые месяцы реализации программы «Дальневосточный гектар».

23.04.2020 22:22
Здесь учат летать дельтапланы и… перепёлок
Арендатор «дальневосточного гектара» Федор Жаков, обустроивший аэродром для сверхлегкой авиации (СЛА) в селе Красное Николаевского района Хабаровского края, готов предоставить возможность взлета и посадки сверхлегких летательных аппаратов


На какой резине ваш автомобиль ездит сейчас?

  1. На летней - 100%
     
  2. На всесезонке - 0%
     
  3. На зимней - 0%
     
  4. У меня нет автомобиля - 0%