И даже Север может обеспечить себя сам

21.08.2003 | АРХИВ | 2м. 43 c. | 86

Центральная и местная пресса бьет тревогу: северный завоз под угрозой срыва. Природа выбросила такой «фортель», какого она не делала ровно сто лет: жесточайшая засуха охватила огромные территории России.

Все это так. Но, между тем, задание по северному завозу в нашем крае на сегодняшний день выполнено на 75 процентов. Это намного больше, чем на это же время прошлого года. Что за парадокс? Решил получить ответ на этот вопрос у министра топлива и энергетики краевого правительства Владимира Сливко, курирующего северный завоз.

- Мы ожидали, что ситуация с доставкой грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним в этом году будет складываться именно так, - сказал министр. - Изучали долгосрочные прогнозы, видели, что зима была малоснежная, учитывали, что Бурейская ГЭС «отнимет» у Амура немало воды. Поэтому правительство во главе с губернатором Виктором Ивановичем Ишаевым сделало заключение: в предстоящих экстремальных условиях нынешнего лета использовать старые транспортные схемы северного завоза, когда в большей степени мы зависели от водных путей, нельзя. За последние годы в крае построено немало дорог круглогодичного действия. Это дороги до Богородского и Николаевска, дорога Лидога - Ванино. Хорошо оборудованы и зимники, например, станция Постышево - Чумикан. Есть два тихоокеанских порта - Ванино и Советская Гавань. И Комсомольск может соединить Амур с Транссибом и Байкало-Амурской магистралью. И в правительстве края была разработана совершенно новая схема северного завоза.

И вот что у нас вышло. Поскольку у Хабаровска и выше Амур почти до середины навигации оказался несудоходным, мы направили грузы по железной дороге до Комсомольска и далее по воде на Средний и Нижний Амур. А энергетики Комсомольской ТЭЦ-2 построили устройства для слива мазута. Теперь там сливать в нефтеналивные суда можно одновременно не пять железнодорожных цистерн, а десять-двенадцать. И этот вариант сработал неплохо. А все охотоморское побережье мы «закрыли» через наши порты Ванино и Советская Гавань. В Советской Гавани недавно создано предприятие «Гавань-Бункер» на мощностях бывшего Северного судоремонтного завоза. Есть там нефтеналивные и нефтесливные эстакады, причальные стенки. И там мы открыли пункт отправки топлива на Север. А в порту Ванино есть коммерческое предприятие «Трансбункер», которое не только «переваливает» нефтепродукты, но и стало перерабатывать до 500 тысяч тонн сырой нефти в год. То есть оно выпускает и топочный мазут, и дизельное топливо. И теперь мы покупаем у «Трансбункера» часть этой продукции для отправки на Север.

- Вы умалчиваете об одной, а, может быть, и нескольких существенных деталях. Конечно, финансы - тема щекотливая. Но ведь без денег северный завоз не обеспечить. В прошлые годы на эти цели правительство выделяло до 12 миллиардов рублей для всех «северов» России. А в этом году, хотя обстановка сложилась экстремальной, федеральный бюджет на все про все «отстегнул» меньше обычного - девять миллиардов. Такой пример. Недалеко от Комсомольска на Кайдановском перекате нужно было провести дноуглубительные работы. На это нужны были дополнительные деньги. Минфин вам их выделил?

- Еще до открытия навигации мы знали, что кое-где все же придется углублять дно Амура. Губернатор края обращался с просьбой о финансовой поддержке к руководителю РАО «ЕЭС России» Чубайсу, премьеру Касьянову, министру транспорта Франку. И все отделались пустыми отписками. Делать было нечего, пришлось, грубо говоря, залазить в карман краевого бюджета. А если ответить на ваш вопрос несколько шире, то нужно сказать вот о чем. Для того, чтобы обеспечить северные районы всем необходимым для жизни и работы, в крае нужно израсходовать один миллиард 700 миллионов рублей. Сами понимаете, сумма значительная. А правительство нам выделяет всего 170 миллионов, то есть в десять раз меньше. Когда же мы начинаем возмущаться и доказывать, что так поступать не годится, нам отвечают: «В Хабаровске умеют выходить из трудных положений, а в России немало субъектов, которые без финансовой поддержки не обойдутся». И «кидают» им по три-четыре с половиной миллиарда рублей. Хотя эти субъекты Федерации примерно равны по производственному потенциалу Хабаровскому краю. В этом году федеральный бюджет выделил нашему краю на северный завоз в два раза больше денег, чем обычно. Но и этого очень мало.

- Может быть, Владимир Михайлович, такое отношение к Хабаровскому краю как к бесперспективной глухомани традиционно тянется от Егора Гайдара? Этот краткосрочный руководитель правительства России призывал закрыть «севера», как для России обременительные, людей вывезти на «большую землю», а работу на лесо-, рыбо- и золотодобыче вести вахтовым методом.

- Совершенно ясно одно: если мы оставим свои «севера», туда придут другие. Наступают новые времена, жизнь очень быстро меняется. Конечно, пока большинство наших северных районов не могут обойтись без дотаций из краевого бюджета. Это тяжелое бремя. Но, повторюсь, перемены уже дают себя знать. Наш северный Аяно-Майский район стал бездотационным, он собирает столько налогов, что покрывает расходную часть своего бюджета. И это, главным образом, благодаря тому, что здесь работает старательская артель «Амур». Председатель артели Виктор Андреевич Лопатюк и ведущие специалисты предприятия так организовали дело, что добычу драгоценных металлов старатели ведут теперь не сезонно, а круглый год. И то еще хорошо, что руководит районом Виктор Иванович Митрофанов, отлично его знающий, умелый организатор. И теперь уже администрация района сама заключает договоры на поставку сюда продовольственных товаров.

- Но это, наверное, единственный подобный пример. Другие районы обречены на вечное вспомоществование из краевого бюджета.

- Я бы так не сказал. Многие районы края начинают подниматься. Например, в Охотском районе создано совместное с зарубежными инвесторами предприятие на месте Хаканджинского золоторудного месторождения. При содействии Ургальского шахтоуправления недалеко от Охотска разрабатывается Мареканское угольное месторождение, и Охотский район почти на весь объем потребления обеспечен твердым топливом. И хотя район еще во многом зависит от краевого бюджета, но бремя этой зависимости с каждым годом становится меньше.

Начинает приближаться к самообеспечению Николаевский район. Потому что постоянно наращивает производственные мощности основной здешний налогоплательщик Многовершинный золотодобывающий комбинат. Да и местный судостроительный завод занимается сегодня не только кораблестроением, но и выполняет заказы горняков, энергетиков, жилищно-коммунальных предприятий и иностранных компаний, участвующих в разработках месторождений газа и нефти на сахалинском шельфе.

И Ульчский район переживает сейчас время больших перемен. На его территории, в поселке Де-Кастри компанией «Эксон» строится нефтеналивной терминал на 11,5 миллиона тонн в год. Там же в скором времени начнет строиться вертолетная площадка. Поэтому по территории района сейчас прокладывается дорога от райцентра до побережья Татарского пролива.

- В прежние годы многие руководители северных районов не очень-то активно бились за то, чтобы вовремя и сполна на места были доставлены все грузы по заявкам. Рассуждали так: все равно краевая администрация в лепешку разобьется, а северян на произвол судьбы не бросит.

- Хотя и не коренным образом, но положение тут изменилось. К руководству большинства северных районов пришли новые люди, для которых важно не собственную амбицию пощекотать, а поработать на благо родного района. Это и Митрофанов, и Войцеховский, и Масалитин, и Колесняк. Но меня сегодня волнует то, что в деле северного завоза такую же активность не проявляют руководители ведомственных организаций и предприятий. Уходит время, и ближе к осени транспортникам понесут заявки авиаторы, горняки, рыбаки, лесники и так далее. Но речники, например, едва ли смогут обеспечить всех грузовым флотом. Конечно, мы не имеем права «оказывать давление» на ведомства, но не устаем напоминать им: поторопитесь.

Леонид ГАПИЧ.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматической регистрации

Введите слово на картинке*

Нет комментариев

25.06.2022 17:03
Михаил Дегтярев заложил новую традицию для лучших студентов-выпускников

25.06.2022 09:42
ВТБ: спрос на товары для туризма в России вырос на 20%

24.06.2022 10:29
ВТБ: выдачи ипотеки на новостройки во втором полугодии могут вырасти на треть
Новые условия ипотеки с господдержкой могут привести к удвоению среднемесячных выдач жилищных кредитов на новостройки в ближайшие несколько месяцев

24.06.2022 10:21
Минута молчания в память о героях
В День памяти и скорби в 12.15 по московскому времени в России прошла федеральная «Минута молчания».

24.06.2022 10:21
Компенсации за проезд на дачи
С 1 июня в Хабаровском крае начался прием документов на выплату компенсаций за проезд на дачи в этом сезоне.



07.05.2020 23:17
Около 2,5 тысячи деклараций подали получатели «дальневосточных гектаров»
Больше всего деклараций об использовании «дальневосточных гектаров» - 819 - поступило от жителей Хабаровского края. Декларации подают граждане, которые взяли землю в первые месяцы реализации программы «Дальневосточный гектар».

23.04.2020 22:22
Здесь учат летать дельтапланы и… перепёлок
Арендатор «дальневосточного гектара» Федор Жаков, обустроивший аэродром для сверхлегкой авиации (СЛА) в селе Красное Николаевского района Хабаровского края, готов предоставить возможность взлета и посадки сверхлегких летательных аппаратов


На какой резине ваш автомобиль ездит сейчас?

  1. На летней - 100%
     
  2. На всесезонке - 0%
     
  3. На зимней - 0%
     
  4. У меня нет автомобиля - 0%