поиск
27 июля 2024, Суббота
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Характер города выразят плакаты

21.08.2003
Просмотры
329

В редакцию позвонила женщина и минут двадцать возмущалась, почему напротив ее дома сняли большой симпатичный плакат с изображенными на нем детьми, цветами и планетой Земля и заменили его на рекламу, на которой чья-то огромная рука открывает такую же огромную бутылку пива. Говорила, что в доме живут дети, которые спиваются к достижению совершеннолетия, не в последнюю очередь под воздействием такой агитации.

Я молча слушал. Что можно было ответить: что реклама - двигатель прогресса? Банально. Женщина, педагог на пенсии, излила душу и положила трубку. Проблема осталась. Но сегодня мы можем ответить со страниц газеты: постепенно ситуация меняется. Социальных плакатов в Хабаровске станет больше.

Сейчас администрация краевого центра принимает заявки на творческий конкурс социальной рекламы под девизом «Скажем наркотикам «Нет!». А в мае уже состоялся первый подобный конкурс, посвященный 145-летию Хабаровска, который собрал неожиданно много участников. Самому младшему из них было три с половиной года. Победители определены, премии вручены, и лучшие из работ вскоре появятся на улицах Хабаровска.

О них и стоит поговорить особо. Социальная реклама в России пока только зарождается, и любые оригинальные разработки в этом направлении вызывают интерес. Тем более, что первый блин в Хабаровске получился отнюдь не комом: было немало оригинальных работ, а главное, конкурс показал, каким простые хабаровчане хотят видеть свой город.

Далеко не все из сорока участников конкурса - профессиональные дизайнеры. И, как показало решение жюри, профессионализм - не главное условие победы. В конечном счете, все знакомые, которым я показывал снимки с плакатов, отмечали оригинальность именно той работы, которая и заняла первое место - это коллаж Владимира Соловарова «Времена меняются». Молодой выпускник Дальневосточного государственного университета путей сообщения сумел выразить через символическую дорогу из прошлого в будущее вектор развития Хабаровска. Лаконичность слогана, резкая смена цветовой палитры, шрифта - все это работает на эффективность «месседжа» картинки, то есть той идеи, которую она хочет донести до зрителя. Время действительно меняется и, однозначно, к лучшему. Ходы коммерческой рекламы вполне применимы и в рекламе социальной.

Составление подобных коллажей для Владимира до сей поры было просто хобби. Но после победы в конкурсе ему уже поступили предложения о сотрудничестве именно в области дизайна.

На полу в кабинете Галины Арендаренко, дизайнера отдела наружной рекламы департамента муниципальной собственности мэрии Хабаровска, разложено множество плакатов разных форматов. Где-то угадывается общий автор, наивные детские рисунки мирно соседствуют со сложными коллажами мастеров и зачастую выигрывают в искренности.

- Кроме того, что люди нам несли свои эскизы, - говорит Галина Владимировна, - многие просто звонили и предлагали свои идеи. Хабаровчанка Елена Атрошенко написала письмо, в котором убеждала, что лучшие плакаты сделают дети. А Елена Ивановна Назарова предложила проехать по детским домам, сфотографировать массу детей и сделать плакат со слоганом: «Мама и папа, я вас давно жду».

Дети в результате активно поучаствовали в конкурсе, и работы, сделанные их руками, тоже должны будут появиться на улицах города. Примечательно, что авторы рисунков «Городские пруды», «Лето» (приз самому юному участнику), «Навигация» и других, действительно подкупающих детской искренностью, живостью и восторженностью восприятия, ходят в детские сады №156 (корректирующего вида) и № 204. Некоторые из них плохо видят.

Но вернемся к взрослым. По словам Галины Арендаренко, создать плакат - искусство особое. Недостаточно сделать хороший снимок или рисунок, нужно еще придумать слоган, связать все воедино. Вторую премию получила в конкурсе работа «Город с ХАрактером». Ее сделали дизайнер Ольга Ерыкалова и автор слогана Наталья Панасенко. Образ воспаряющего над центральной площадью города скейтера и сама фраза «Город с ХАрактером», отсылающие к неформально-тусовочному названию Хабаровск - город Ха, создает краевому центру позитивный молодежный имидж.

Впрочем, молодежная тематика доминирует на большинстве плакатов. Отчасти это объясняется тем, что молодых людей много среди авторов, отчасти тем, что само будущее ассоциируется с молодостью. Поэтому так много работ, где на фоне городских пейзажей сняты девочка с собакой, счастливые молодожены, отец, целующий младенца. А в целом перечисленные моменты собираются в серию «Я просто люблю тебя», авторами которой стали Дмитрий Корбан и Светлана Голубкова из рекламного агентства «Рапид». Но третье место они получили за работу «Нашу жизнь мы строим сами», где первоклашки с восторгом смотрят на свою учительницу с внешностью топ-модели.

Многие, кстати, использовали для создания эскизов свои фотографии. Как, например, студенты Геннадий Есипов и Александр Гаркуша, чьи изображения в полный рост красуются на фоне сходящихся в центре коллажа зданий академии экономики и права и ул. Серышева, 60, где тоже расположены учебные аудитории академии. Надо полагать, ХГАЭиП - альма-матер авторов.

Не все работы, конечно, равноценны. Но самое главное - все они несут заряд позитивной энергии, всегда необходимый людям. Где-то усматриваются нотки советского агитпропа, который имеет славную традицию, где-то - уклон в рекламу в ее чистом виде. Но общее впечатление - этот путь правильный.

Галина Арендаренко говорит, что практически все 15 работ, признанных лучшими, будут размещены на внушительных размеров банерах в городе. Это в большинстве будут трехсторонние тумбы - пиларсы, две стороны которых с коммерческой рекламой будут ориентированы на автомобилистов, а одна с социальным плакатом - на пешеходов.

Дмитрий КОШЕВОЙ.