Четырежды рождавшийся БАМ

28.08.2003 | АРХИВ | 1м. 57 c. | 58

Принято считать, что Байкало-Амурская магистраль началась в тот апрельский день 1974 года, когда прямо из зала заседания XVII съезда комсомола ушел на специальный поезд и отправился в Сибирь первый молодежный отряд в 600 добровольцев. Но, по сути дела, за строительство северной железной дороги царская Россия, а затем и Советский Союз принимались несколько раз.

Идея сооружения БАМа восходит к 80-м годам уже позапрошлого, то есть девятнадцатого, века. Тогда российские инженеры-путейцы, строившие Транссибирскую магистраль, хотели по территории Забайкалья и Приамурья провести ее на 180-500 километров севернее нынешней линии Транссиба. Это позволило бы сократить путь на целых 400 километров. Но от этой идеи пришлось отказаться: с уровнем развития техники того времени нельзя было преодолеть вставшие трудности: вечную мерзлоту, самые жесткие на всей Земле морозы, сложный рельеф с семью хребтами, с сотнями так называемых водных потоков, с 25-ю километрами тоннелей и так далее. Вернулись к этому замыслу в начале тридцатых годов прошлого столетия. Даже создали БАМлаг из сети тюрем и «зон», построили 180 километров железной дороги на будущей трассе. Война... Попытка возродить строительство дороги в три с лишним тысячи километров в сороковых годах тоже не увенчалась успехом. И уже в самом начале 70-х годов прошлого века решились на очередной штурм заманчивой идеи.

...Большая группа журналистов СМИ различных уровней и принадлежности в последних числах октября 1974 года собралась в Чегдомыне за несколько дней до приезда в Ургал головного отряда «Укрстроя» из Киева «Донбасс». Помнится, утром 3 ноября был жуткий мороз. Киношники и телевизионщики на животе под свитерами и шубами отогревали оптику, газетчики у предусмотрительных коллег выпрашивали христом-богом обломки грифельных карандашей: перьевые и шариковые ручки замерзали в один момент...

Поезд медленно, как бы с опаской, придвинулся к толпе встречающих. Суматоха, суета. Степенности как не бывало и у первого секретаря крайкома Черного, и у первого секретаря Верхнебуреинского райкома Луночкина, и у парторга ЦК Украины Саманкова, и у начальника отряда Желобнюка. Объятия, короткие речи. Запахло горилкой: мороз все прижимал. А мы рассматривали приехавших, определяя будущих героев своих очерков и интервью, знакомились...

Вскоре редакции газет тех областей, республики и края, на территории которых развернулось строительство БАМа, договорились о выпуске объединенных номеров газеты, полностью посвященных строительству северной магистрали. Объединились газеты «Социалистическая Якутия», «Восточно-Сибирская правда», «Забайкальский рабочий», «Амурская правда», «Тихоокеанская звезда». Объединенные номера выпускали то в Якутске, то в Иркутске, то в Чите, то в Благовещенске, то в Хабаровске. Каждый номер должен был быть и предельно деловым, и по возможности праздничным. А это не всегда получалось. И приходилось порой переживать целые недели с настроением в миноре до нижней октавы. А поскольку автора этих строк коллеги из других газет своим уговором назначили дуайеном (старший, глава дипломатического корпуса. - Л.Г.), то переживать неудачи приходилось, возможно, острее других.

Все было на БАМе: и дух высокого патриотизма, и шкурничество, и самоотверженность, и трусость. Всем было невероятно трудно. Но недавно в поселке Березовом, на станции Постышево встретил бывшего бригадира путейцев Ивана Варшавского. На БАМе он стал Героем Социалистического Труда. Уже немолодой, с больными ногами, одинокий человек, он сказал во время нашего разговора: «Я храню до сих пор газету, где ты пишешь, как нам звезды вручали». Бригада Ивана Варшавского шла к «золотому стыку» с востока, а бригада Александра Бондаря - с запада. Встретились на разъезде Куанда. Бригадиры обнялись. И кремневой крепости мужики, не стесняясь тысяч восторженных глаз, не утирали слезы счастья. А через пять минут у «золотого звена» им вручили по ордену Ленина и Звезде Героя Социалистического Труда.

В мае 1984 года на разъезде Мирошниченко сомкнулись рельсы Центрального и Восточного участков. Снова было большое торжество. Были высокие гости. Но у журналистов, приехавших на разъезд различными способами (многие подсели на попутные машины), возникла серьезная проблема: надо было срочно выбираться, чтобы побыстрее передать материалы в редакции. До окончания основных работ на БАМе оставались считанные месяцы. Поэтому каждое сообщение с этой стройки ценилось очень высоко. Как поскорее выбраться? Алексей Клементьевич Черный сказал, что он сам прилетел на самолете командующего ДВО Третьяка. К генералу армии Третьяку обращаться было нельзя, поскольку здесь был старший по званию - маршал Семен Константинович Куркоткин. Узнав, в чем дело, маршал распорядился всех журналистов отправить в Хабаровск на военном транспортном самолете. Это был незабываемый полет. Взлет, посадка - с высочайшим мастерством.

Много узнать и увидеть пришлось на БАМе. Стоят перед глазами картины построенных вокзалов и локомотивных депо, перекинутых с берега на берег ажурных мостов, и своды пробитых тоннелей. Но и застрявшей в болоте и брошенной почти новой техники, ржавеющих металлических конструкций и многого другого, что со словом «героическое» никак не вяжется.

Почти два десятка лет мы недоумевали: зачем? Зачем истрачены миллиарды рублей? Зачем нужны были неимоверные лишения и страдания тысяч и тысяч людей? Зачем, в конце концов, нужен этот БАМ, если он требует немалых денег на его содержание и не приносит никакой пользы? Сегодня на эти вопросы ответить невозможно. Но остается надежда на то, что все это было не зря. БАМ начинает работать, принимая на себя грузы, идущие из стран тихоокеанского побережья. Возможно, ему так суждено: родившись в двадцатом веке, свою биографию начать в веке двадцать первом.

Леонид ГАПИЧ.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматической регистрации

Введите слово на картинке*

Нет комментариев

22.09.2021 16:22
«Онлайн-проект для студентов крупнейших вузов Дальнего Востока
«Ростелеком» запустил онлайн-проект «Цифровое образование» для студентов 16 крупнейших вузов Дальнего Востока России.

22.09.2021 11:51
Линейный ускоритель против онкологии
Первый в России линейный ускоритель туннельного типа, категории Elite, установят в Хабаровском крае.

22.09.2021 11:44
Осенью в Хабаровске высадят 1100 деревьев
Осенние посадки деревьев запланированы во всех районах краевого центра.

22.09.2021 10:45
Начался ремонт дорог в шести районах края
В районах Хабаровского края начался ремонт дорог местного значения за счет дополнительных средств, полученных из федерального бюджета.

22.09.2021 10:33
Независимый рейтинг выгодных займов в интернете — на проекте всезаймыонлайн
Хотите повысить шанс на одобрение заявки на микрозайм, обращайтесь в несколько компаний одновременно.



07.05.2020 10:17
Около 2,5 тысячи деклараций подали получатели «дальневосточных гектаров»
Больше всего деклараций об использовании «дальневосточных гектаров» - 819 - поступило от жителей Хабаровского края. Декларации подают граждане, которые взяли землю в первые месяцы реализации программы «Дальневосточный гектар».

23.04.2020 09:22
Здесь учат летать дельтапланы и… перепёлок
Арендатор «дальневосточного гектара» Федор Жаков, обустроивший аэродром для сверхлегкой авиации (СЛА) в селе Красное Николаевского района Хабаровского края, готов предоставить возможность взлета и посадки сверхлегких летательных аппаратов


Как бы вы оценили материальное положение вашей семьи?