«Сундук мертвеца и бутылка жанров»
Лихое XVII столетие, эпоха красавиц, героев и джентльменов удачи. Кузнец Уилл Тернер объединяется с пиратом Джеком по прозвищу Воробей, чтобы отбить у коварного капитана Барбозы свою возлюбленную Элизабет. А у Воробья к злодею свой счет - тот увел его корабль «Черная жемчужина». Но справиться с Барбозой и его шайкой будет нелегко, ведь они не просто морские головорезы. Лишь на них падет лунный свет, под воздействием древнего проклятия пираты превращаются в скелеты...
Чтобы избавиться от проклятия, Барбозе, его людям и даже самому Воробью придется бросить на жертвенный алтарь разграбленное когда-то золото и обагрить его кровью. В символическом плане компании «Дисней» и лично продюсеру Джерри Брукхаймеру, ответственным за появление «Пиратов...», пришлось также вложить немалые деньги (к счастью, обошлось без крови) в фильм, чтобы избавить жанр «пиратского» фильма от проклятия кассовых провалов. Восемь лет назад немало стоивший «Остров головорезов» Ренни Харлина с треском провалился, казалось, надолго перечеркнув все мечты Голливуда на возрождение жанра.
Правда, хитрый Брукхаймер сотоварищи поступил намного умней. В эпоху, когда «чистый» жанр имеет редкий шанс понравиться публике, выясняется, что и кассу, и зрительскую любовь можно добыть при помощи целого коктейля жанров. Мы мечтаем с помощью «Пиратов...» окунуться в детство с его незабвенными приключенческими романами Стивенсона и Сабатини, но неожиданно получаем в придачу ещё и «ghost story» - рассказ о призраках, волшебстве и проклятиях, также будораживших наше сознание в те далекие юные годы. Дополнительная (а может, и главная) хитрость в том, что ингредиенты ужастика и приключений перемешаны весьма остроумно - и вот перед нами уже отвязная комедия, где любая романтика или дух захватывающие поединки уравновешиваются юмором разной степени тяжести - от слегка «сортирных» шуток и понятных любому ребенку гэгов-приколов до очень даже киноманских намеков: например, губернатор Свонн, отец Элизабет, вступает в бой с... оторванной, но от этого ещё более проворной рукой одного из головорезов, что сразу отсылает насмотренного зрителя к культовой трилогии «Зловещие мертвецы». И россыпь подобных мелких жемчужинок щедро разбросана по всему фильму.
В целом же эта захватывающая юморная сказочка про мертвых пиратов полностью оправдывает свою родословную - фильм родился из популярного «диснейлендовского» парка аттракционов и этим самым аттракционом является. Очень похоже, как если вы на американских горках взлетаете ввысь и с замиранием сердца и оглушительной скоростью летите вниз, после чего пережитое потрясение невольно сменяется радостным смехом. Вот почему во многом не правы придирчивые киноманы, с ходу отыскавшие массу нелепостей и несостыковок в фильме, забывая, что «Пираты...» - сказка, а потому имеет право развиваться по собственным законам, даже отличным от традиционного «пиратского» жанра. Ну, положим, невозможна и малая доля тех небывалых трюков, что совершают герои фильма. А вы бывали в Диснейленде? Там возможно все.
Но этот блокбастер, уже покоривший Америку, так и остался бы просто мастеровитым зрелищем, не будь в нем и подлинной большой жемчужины. Прямо из-под носа своих партнеров шоу крадет давно знакомый нам, но здесь просто поразительный Джонни Депп. Его Джек-Воробей кажется экстравагантным персонажем, словно сбежавшим из какого-то очередного феерического фильма Тима Бертона (автора двух первых «Бэтманов» и последней «Планеты обезьян»). Вертлявое, вездесущее, кривляющееся и удивительно смешное, это существо при всей эксцентрике образа обладает ловкостью, хитростью и здравым рассудком, а также благородной душой, что, впрочем, тщательно скрывает.
Однако стоит только прочим героям разразиться любовной или пафосной тирадой, как является Воробей, дабы очень кстати оборвать поток пустословия, в шутку обратить вечный жанровый треп про «любовь-морковь» и «высокие чувства». В своих и в чужих глазах Джек отчаянно хочет казаться значимым, но у него хватает ума не превратиться в глянцевого романтического болвана. С таким героем такой фильм стоит десятка, а то и сотни иных голливудских блокбастеров. Из-за одного лишь Воробья непременно следует сделать сиквел! А пока не упустите свой шанс вновь ненадолго погрузиться в детство - с опасными пиратами, манящими красотками и загадочными «пиастрами»...
А. Дубинский.