На Амурском судостроительном заводе готовятся стапеля, чтобы в ближайшие дни поставить на ремонт подводную лодку, которая 16 лет назад была сделана на этом заводе и с этих стапелей ушла в большое плавание.
А лодка эта уже на заводе. «Приплыла» она в Комсомольск 20 октября, завершив таким образом уникальную полуторагодовую операцию «обратного хода» и открыв первую страницу загрузки этого завода новой работой - военного судоремонта.
Напомним, что на этом заводе уже более десяти лет стоит на приколе главный государственный заказ - всего лишь «чуть-чуть» недостроенные две субмарины. Которые нельзя ни продать, ни разобрать и которые государство почему-то упорно не хочет достраивать. Заводчане сделали вывод, что в ближайшие лет десять-пятнадцать Минобороны страны не будет здесь размещать никаких «новостроек». И приняли для себя концепцию искать и затягивать на завод абсолютно новое дело - судоремонт. Ведь хотя за последние два года объем выпуска продукции здесь увеличился в четыре раза, загрузка заводских мощностей все равно не дотягивает даже до половины. Идея вернуть на завод в ремонт те подводные лодки, что были здесь же построены, родилась в умах группы заводских специалистов.
Идея глобальная по масштабу. Подводные лодки стоят на Камчатке. Их следовало перегнать в Приморье, выгрузить топливо на заводе в Большом Камне, а затем пригнать в Комсомольск. Были сомневающиеся от флота и от науки в реальности этого проекта. Были большие споры. Ведь никто в мире подобным не занимался. Даже богатые американские военные ведомства не рисковали. Опасались и наши - не все можно предусмотреть, не все поддается расчету.
Расчетом проекта занималась санкт-петербургская проектная организация «Алмаз». Заводчане доказывали и защищали свой проект перед контролирующими органами. Они понимали, что ситуация безвыходная. Не сделать этого шага - значит подводные лодки будут порезаны и похоронены на Камчатке. Но если сделать - завод получит работу, а лодки еще послужат стране. Тем более, что их достаточное количество. И добились. В 2002 году был подписан государственный заказ на средний ремонт и модернизацию первой атомной подводной лодки третьего поколения, построенной на Амурском судостроительном заводе. Но не одной, а и последующего ремонта субмарин этой серии, построенных на этом заводе.
Как вели подлодку с Камчатки в Приморье, как разгружали ядерное топливо, как готовили к ремонту по всем экологическим параметрам безопасности, как буксировали ее опять же по морю, а затем по Амуру в Комсомольск - это почти песня смелости, отваге и мастерству всех участников проекта. Отдельное «спасибо» заводчане говорят сегодня работникам Амурского пароходства. Ибо все было впервые. Ибо за каждым действием следовало смотреть в оба и бдить.
Специально для экологов и для населения заводчане попросили довести информацию, что было сделано для безопасности проекта. На заводе в Большом Камне была выгружена активная зона, проведена отмывка систем первой очереди, сделаны замеры радиоактивного фона и подписаны документы, удостоверяющие, что его остаточный уровень соответствует нормам безопасности.
Казалось бы, напряжение полуторалетнего эксперимента должно быть позади. А оно еще на большем пределе. Лодка стоит на воде, а ее следует «пересадить» в цех. Проблема в том, что уровень воды в реке каждый день падает, и в запасе у заводчан буквально считанные дни. Сейчас под водой работают водолазы, рабочие готовят стапеля в три смены, без выходных. Все надеются, что успеют. Все очень хотят успеть поставить лодку на ремонт, поскольку это работа для многих.
А еще в сентябре завод подписал контракт на ремонт и модернизацию дизель-электрических подводных лодок, построенных на заводе. Это один из тех примеров успешной работы по загрузке предприятия, проведенной совместно с правительством края и его министерством промышленности. Большая работа ждет и другие предприятия, которые будут востребованы в качестве смежников или субподрядчиков. Ожидается создание около полутора тысяч рабочих мест.
Но на Амурском судостроительном заводе подчеркивают, что большинство подготовительных работ было выполнено в долг, а федеральный бюджет планирует на следующий год не очень большие деньги. Поэтому обоснованно звучит опасение за дальнейшую судьбу уникального проекта.
Раиса ЦЕЛОБАНОВА.
У меня уже есть регистрация на toz.su
Я новый пользователь
На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.
Адрес e-mail:*
Имя:
Пароль:*
Фамилия:
Подтверждение пароля:*
Защита от автоматических сообщений
Подтвердите, что вы не робот*
17.05.2024 14:00
Аварии на коммунальных сетях: как действовать?
17.05.2024 12:33
В Хабаровском районе чинят дороги по нацпроекту
17.05.2024 12:33
Как школьникам выбрать специальность горной отрасли
17.05.2024 12:32
В Гвасюках — новый дизельный генератор
17.05.2024 12:32
Как молодой семье улучшить жилищные условия
17.05.2024 10:54
Для бойцов СВО доставили гуманитарный груз от дальневосточников
17.05.2024 10:54
Как видят иностранные студенты Хабаровский край
17.05.2024 10:53
Собрная Хабаровского края в тройке лидеров «Кибердрома»
17.05.2024 10:50
Работу портов Китая посмотрела делегация края
17.05.2024 10:50
Диспансеризация в районах края — продолжается
17.05.2024 10:44
На «Ночь в музее» приглашают дальневосточников
17.05.2024 09:27
Премьера фильма «Огненный лис» пройдет при поддержке ВТБ
07.05.2020 23:17
Около 2,5 тысячи деклараций подали получатели «дальневосточных гектаров»
Больше всего деклараций об использовании «дальневосточных гектаров» - 819 - поступило от жителей Хабаровского края. Декларации подают граждане, которые взяли землю в первые месяцы реализации программы «Дальневосточный гектар».
23.04.2020 22:22
Здесь учат летать дельтапланы и… перепёлок
Арендатор «дальневосточного гектара» Федор Жаков, обустроивший аэродром для сверхлегкой авиации (СЛА) в селе Красное Николаевского района Хабаровского края, готов предоставить возможность взлета и посадки сверхлегких летательных аппаратов
Нет комментариев