Смерть на собачьем поводке

19.11.2003 | АРХИВ | 9м. 13 c. | 330

Амурск полнится противоречивыми слухами, обсуждает, почему повесился школьник Женя Власов. Почему все детские самоубийства последних лет «завязаны» в Амурске на школе, считающейся одной из лучших?

Подробности самоубийства восьмиклассника Жени Власова (фамилии подростков в материале изменены. - И.М.) стали сегодня главной темой разговоров, благо другого ЧП городу благополучно удалось избежать: чтобы люди зимой не околели по вине местной власти, губернатор распорядился выделить должнику бюджетную ссуду. А когда в домах тепло, можно и поговорить.

Вот некоторые и договорились до того, что не прокуратуру надо было подключать к расследованию причин самоубийства школьников, а парапсихологов. Разве не мистика? Четыре мальчика ходили в одну школу, занимались в одной «музыкалке» и как договорились - повесились на собачьих поводках.

Скорбный счет открыл три года назад Рома Новиков. Сегодня он бы учился в 11-м классе. В январе 2001 года петлю из собачьего поводка соорудил ученик начальных классов Саша Пирогов. В апреле прошлого года таким же образом ушел из жизни 12-летний школьник Игорь Гладкий. Вечером 25 октября нынешнего года сотрудники милиции выехали по тревожному звонку на улицу Победы. Встревоженная мать просила взломать двери в собственную квартиру. Запершийся сын не отвечал на звонки, а собака скреблась в двери изнутри и жалобно скулила. Красавец и «школьный дон-жуан» Женя Власов был мертв. На столе лежала записка: «Мне страшно, просто страшно...»

О странном «смертельном поветрии» последних лет написала районка, предоставив слово прокурору города Сергею Смирнову. А потом из Хабаровска приехало телевидение и «прославило» школу на весь край. «Все самоубийства детей произошли после беседы в кабинете директора», - констатировали журналисты. «Нездоровая, на мой взгляд, психологическая обстановка в школе налицо», - вторил прокурор.

Учителя возмущены тем, как пресса освещает трагедию. Они говорят о травле, несправедливости обвинений в адрес педагогического коллектива. О том, что смерть Жени Власова затмила собой другую трагедию - Жениного одноклассника Гриши Багрова. Преследователь и жертва в одночасье поменялись местами. «Лучше бы вместо Жени погиб Гриша», - в слезах произнесла на похоронах подростка одна из одноклассниц. В этой чудовищно жестокой фразе - весь смысл школьного конфликта. Учителя, по сути, оказались между молотом и наковальней - между двух петель. Спасали одного мальчика, потеряли другого.

«Спите спокойно!»

Так что же привело в петлю Женю Власова?

Официальная точка зрения на этот счет представлена в материалах проверки городского ОВД по факту самоубийства школьника. В интерпретации Амурского городского прокурора на страницах районной газеты она звучит так...

«23 октября ученики 8«Б» класса развлекались в раздевалке школьного спортзала тем, что выключили свет и стали толкаться между собой. Один из учеников, Гриша Багров, посчитал, что эти действия были направлены против него. Поэтому 24 октября инцидент стал предметом разбирательства на классном родительском собрании, а 25 октября - на совете профилактики при директоре школы».

Проще говоря, школьников вызвали вместе с родителями в кабинет директора, где около часа «прорабатывали». По словам одноклассников, которые в это время кучковались в коридоре, Женя Власов вышел с «разборки» с заплаканными глазами. Но, следуя мальчишескому кодексу, не подавал вида, что расстроен: шутил, смеялся. Позже некоторые вспоминали, что Женя вроде бы обронил фразу: домой не пойду - повешусь или вскрою вены. Серьезного значения этим словам дети не придали.

Дальнейшее известно. Женя повесился, оставив предсмертную записку: «Мама, спасибо за все. Но я не могу больше терпеть эти обвинения и твои избиения. Мне страшно, просто страшно...»

В тот же день, когда сотрудники милиции вскрыли квартиру Власовых, в квартире классного руководителя 8«Б» раздался телефонный звонок. Звонила соседка и подруга матери погибшего подростка: «Власова больше нет. Он повесился. Спите спокойно!»

Упрек в адрес школы очевиден. Женя не был пай-мальчиком. И «классная» не раз «беспокоила» его мать по поводу успеваемости и поведения сына. Все педагоги: тренер спортивной секции, учителя, преподаватели музыкальной школы - отмечали в Жене ярко выраженное стремление к лидерству. Однако учился он средне. В классном журнале напротив его фамилии остались многочисленные и многозначительные точки. «Музыкалку» бросил ради театральной студии «Темп». Его явно не устраивало, что младшие дети в духовой секции, где он занимался на кларнете, достигли больших успехов, чем он сам.

Однако в кругу детей лидерство Жени было бесспорным. Девчонки влюблялись в него через одну. Мать, главный бухгалтер преуспевающего предприятия, воспитывала Женю без отца и явно баловала. Одет был с иголочки, ходил с сотовым телефоном... А «сотик» у школьника в Амурске - признак высокого благосостояния или принадлежности к «общаку». Про Женю так и говорили: «В будущем этот мальчик станет или криминальным «авторитетом», или авторитетным бизнесменом». Беспокоило взрослых только то, что в стремлении к лидерству Женя средств не выбирал. В жестоких забавах не было ему равных.

Преподаватель сольфеджио в музыкальной школе в свое время даже обращалась к руководству с просьбой: сделать так, чтобы Власов не посещал групповые занятия, а только специальные. На одном из уроков он ударил мальчика по уху так, что у того лопнула перепонка. А слух для музыканта - это все...

В другом случае Женя организовал среди одноклассников соревнования на меткость. Мишенью был выбран упоминавшийся выше Гриша Багров. Гришу на перемене обстреливали монетами. В результате разбили очки, стекло попало в глаз. Была опасность повреждения роговицы, мальчик мог ослепнуть. Обошлось. На тот раз.

«Господа, вы - звери!»

Гриша Багров - полная противоположность Жене Власову. Я бы назвала его типичным отличником-очкариком, ботаником или белой вороной, если бы его вообще можно было отнести к какому-нибудь типу. «Нетипичный ребенок», - сказала о нем психолог. Все так говорили.

На первый взгляд, все признаки «ботаника» налицо: очки, серьезность, погруженность в себя. «Энциклопедичные знания», - восторгались учителя. В шестом классе мальчик прочел «Историю государства Российского» Карамзина, в седьмом увлекся экономикой, составил собственный план развития России: как вывести страну из тупика? Прекрасно играет на фортепиано, хорошо знает английский язык - это у Багровых наследственное. Семья - «белая косточка» амурской интеллигенции. Педагоги, музыканты в нескольких поколениях.

- Но... - каждый, кто рассказывал мне об успехах Гриши, считал своим долгом выдержать в конце длинную паузу. Чтобы сказать о недостатках?

- Внутренне сильный, но чрезвычайно добрый мальчик, - вздыхали одни.

- Психологически не способен ударить человека, - сокрушались другие.

Из-за этой Гришиной «нетипичности» и разыгралась трагедия. Еще раз напомню ее в официальной формулировке. Мальчики выключили в раздевалке свет и стали толкаться. И Гриша посчитал эти действия направленными на него.

- Толкаться? - Лариса Багрова, мать подростка, не может сдержать слез. - Да они били его, пинали ногами...

- То, что с Гришей происходит что-то неладное, я догадалась уже в сентябре, - рассказывает бабушка. - У внука развилась хроническая бессонница. Пару раз я слышала, как он плачет в кровати. Объяснял слезы тем, что не может заснуть. Дальше - хуже. Стал жаловаться на боли в животе. Обследовали - все в порядке. Теперь мы понимаем, что боли были фантомными, за ними стояло нежелание идти в школу. А тогда решили, что ребенок перегружен занятиями, ему надо отдохнуть...

23 октября Гриша пришел домой скрюченный. Родители просто «клещами» вытащили из него признание. И выяснилось, что «темную» ему устраивали не впервые. Мальчика травили с пятого класса. Организатором этой травли, по его словам, был Женя Власов. Гриша скрывал это, считая, что проблему должен решить сам.

Те, чьи дети когда-нибудь становились объектами травли, хорошо поймут состояние родителей Гриши. Наша газета уже не раз писала об «общаковских» порядках в некоторых школах края. В Амурске влияние «общака» на школьную жизнь, пожалуй, даже сильнее, чем в том же Хабаровске. В каждой школе есть свой «смотрящий», с которым принято решать проблемы детской «дедовщины». Этот вариант Багровым предлагали.

Надо знать эту семью, чтобы понять: такой путь был для них неприемлем. Отец мальчика работает в суде и говорит, что «природе его противно было идти на поклон к школьному «авторитету». На семейном совете было решено действовать законными методами - через школу и комиссию по делам несовершеннолетних.

Был, конечно, и другой вариант - перевести сына в новую школу. Если бы Багровы могли предугадать, чем закончится их «крестовый поход» на обидчиков, наверное, они бы так и сделали. Но тогда им казалось, что бегство из школы станет в каком-то роде предательством по отношению к сыну. Если они продемонстрируют свое бессилие, не разуверится ли тот в людях вообще?

25 октября в кабинете у директора школы состоялся «разбор полетов» с участием мамы Жени и отца Гриши. По отдельности в кабинет директора вызывали других мальчиков. Те признали, что «темную» в раздевалке устроили специально для Гриши. И даже расписались под своими «показаниями» в журнале. Под протокол, как говорится.

Сегодня этот разговор, а также «методы школьного следствия» ставятся в вину коллективу школы. Хотя я лично ничего крамольного в этих методах не нахожу. Существуют специальные программы психологической помощи детям, оказавшимся в роли жертв, и в них педагогам даны четкие рекомендации, как вести себя в кризисных ситуациях.

Директор Амурского центра психологической адаптации Наталья Балкина разработала похожую программу под названием «Как остановить преследование?». В данном случае учителя придерживались именно ее рекомендаций: «расследовать инцидент, опросить преследователей и жертву отдельно, расспросить свидетелей, убедить преследователей прекратить травлю, информировать всех членов коллектива об инциденте, провести встречу с родителями».

Чего еще требовать от учителей? Невозможного? Вернуть с того света Женю Власова они не могут. Они плачут, глотают валидол и говорят о том, что, «несмотря на все, это был хороший ребенок», что класс тяжело переживает его утрату. Еще сложнее говорить им о том, что класс объявил виновником Жениной смерти Гришу Багрова. О том, что дороги в школу для этого мальчика больше нет.

Амурск - город небольшой. А история смерти Жени Власова широко растиражирована. И родители Гриши не без оснований тревожатся: не станет ли их ребенок изгоем в другой школе, в другом классе? Ведь он нарушил неписаное правило подростковой среды: жаловаться родителям «западло». Детская жестокость - опасное поветрие.

Бабушка Гриши вспоминает по этому поводу кинофильм «Раба любви».

- В конце фильма актриса Елена Соловей, обращаясь к людям, убившим ее возлюбленного, говорит: «Господа, вы звери»... Эта фраза все время рвется из меня. С детьми, которые обвинили в Жениной смерти Гришу, должен работать психолог. До сих пор никто не удосужился объяснить им истинные причины самоубийства Жени, других детей.

Психологический портрет суицида

«Так отчего все-таки повесился Женя Власов?» - спросит читатель. Отчего повесились другие школьники? Есть ли какая-то связь между всеми этими смертями? И, если не спрашивать за смерть детей с педагогов, с кого тогда спрашивать? Настоящий педагог не будет мучиться дилеммой: какого ребенка предпочтительнее вытащить из петли: хорошего или плохого? Он спасет обоих.

- Мне что же, самой в петлю влезть? - в сердцах сказала журналисту директор школы. К слову сказать, прекрасный человек и педагог. Но...

Не станем все-таки снимать со школы ее тяжелой ноши ответственности.

Все перечисленные в начале материала мальчики покончили с жизнью по абсолютно разным причинам, но смертельная эстафета могла остановиться в самом начале.

Рома Новиков попал под пресс школьного «общака»: откупаясь, унес из дому видеоприставку, новую куртку, кроссовки. Месяц не ходил в школу - боялся. И учителя не удосужились поставить в известность родителей. Потом стало поздно.

Смерть Игоря Гладкого выбивается из общего списка. Судя по всему, причиной самоубийства мальчика стал семейный конфликт. Через месяц после самоубийства Игоря на том же самом месте повесился его отец.

Сашу Пирогова учительница немецкого языка обвинила в краже денег (!). Было разбирательство, слезы... Перед смертью Саша оставил записку: «Я не брал эти деньги!».

Женя Власов тоже оставил записку, в которой обвиняет мать и школу: «Мне надоели эти обвинения и твои избиения». Между тем, по свидетельству соседей, мать подростка никогда особо не зверствовала при наказании сына. Ну, подзатыльник отвесит, ремня всыпет - не без этого...

Причины на поверхности. Всякий раз, когда в школе случалась трагедия, все начинали стенать и плакать: «Какой прекрасный был ребенок!». Сразу забывались все двойки, грехи и недостатки. О мертвых или хорошо, или ничего...

Женя Власов не случайно написал в записке о том, что ему надоели обвинения. Никаким монстром он не был. Обычный ребенок с «чертиком в голове», не сумевший направить амбиции и энергию в позитивное русло. Он страстно хотел быть первым. В учебе, в музыке не получалось. Получалось у Гриши Багрова. Наверное, именно поэтому он и выбрал его объектом травли. Эта тема - уже предмет детской психологии и психотерапии.

Наверное, и в семье нечасто давали понять, что он самый лучший, самый замечательный... Существовал проверенный способ, как стать «прекрасным ребенком». В школе этим путем уже прошли три ребенка - с помощью собачьего поводка.

- Говоря о том, что в школе сложилась нездоровая психологическая обстановка, мы имели в виду то, что суицид товарищей подростки взяли за образец поведения в кризисных ситуациях, - пояснил нашей газете заместитель прокурора Николай Квашин. - Это детская мотивация суицида: «Я умру, и вы пожалеете!». Никто всерьез не объяснил этим детям, что время нельзя перемотать назад, как пленку, чтобы услышать, как сожалеют близкие. Школе явно не хватает педагогического ресурса, чтобы переломить опасное «поветрие». Социальный педагог - пожилой человек, большинство учителей - люди пенсионного и предпенсионного возраста. А жизнь наших детей стала гораздо сложнее, чем десять и даже пять лет назад. Школа все больше смыкается с улицей, с ее полукриминальными правилами. И, чтобы выправить в детях этот уклон, уже недостаточно провести классный час о добре и зле, жестокости и гуманизме.

К сожалению, Николай Квашин работает не в школе, а в прокуратуре. Его дело - найти состав преступления в действиях конкретных лиц или отказать в возбуждении уголовного дела. Свои выводы прокуратура Амурска сделала: виновных в детском суициде нет. Но дети гибнут. И смириться с этим нельзя.

Но беспокойства работников прокуратуры, видимо, не разделяют в районном управлении образования. Потому что нашествия психологов в школу не наблюдается. Без перемен...

Ирина МАШНОВА.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

02.05.2024 16:00
График перекрытия улиц в мае

02.05.2024 13:47
Жители Хабаровского края на 10% нарастили сбережения в ВТБ

02.05.2024 10:12
Восстанавливать лес помогают семена и госпрограммы

02.05.2024 09:13
Как получить ипотеку на Дальнем Востоке

01.05.2024 16:14
Переезд в Хабаровский край из других регионов поддержат рублем

01.05.2024 14:11
Сотрудников для предпритяий поддержат по гспрограмме

01.05.2024 12:45
Самозанятость: преимущества в Хабарвоском крае

01.05.2024 12:24
Всутпил в кластер в крае — получи льготный займ

01.05.2024 12:16
Экскурсии на предприятия Хабаровского края — популярны

01.05.2024 10:13
Инвестиционные программы для сферы ЖКХ

01.05.2024 10:11
Жителей края приглашают на ярмарку

01.05.2024 09:09
Уважаемые жители Хабаровского края! Поздравляю вас с Праздником Весны и Труда!



07.05.2020 23:17
Около 2,5 тысячи деклараций подали получатели «дальневосточных гектаров»
Больше всего деклараций об использовании «дальневосточных гектаров» - 819 - поступило от жителей Хабаровского края. Декларации подают граждане, которые взяли землю в первые месяцы реализации программы «Дальневосточный гектар».

23.04.2020 22:22
Здесь учат летать дельтапланы и… перепёлок
Арендатор «дальневосточного гектара» Федор Жаков, обустроивший аэродром для сверхлегкой авиации (СЛА) в селе Красное Николаевского района Хабаровского края, готов предоставить возможность взлета и посадки сверхлегких летательных аппаратов