Валерий Шкарин: 7000 взлетов и посадок

16.01.2004 | АРХИВ | 3м. 45 c. | 323

Семь лет назад над Индийским океаном шел ИЛ-62 «Дальавиа». Борт держал курс на экзотический остров Пхукет, расположенный в Андаманском море. Более полутора сотен туристов летели из морозного январского Хабаровска в жаркий солнечный Таиланд. Люди в салоне весело болтали, смеялись, попивали пивко. А в кабине самолета шла напряженная, ответственная работа: это был самый первый рейс из Хабаровска на неведомый остров Пхукет.

Заход на посадку с моря: посадочная полоса начинается прямо с береговой кромки. Командир корабля Валерий Шкарин негромко и спокойно отдает команды экипажу. В кабине не чувствуется никакого особого напряжения, будто заходят на привычное подмосковное Домодедово.

Тогда-то я впервые увидел и понял, сколь ювелирно и точно умеет работать Шкарин. Внизу, буквально под колесами лайнера, в сотне метров плещутся волны... Вдруг берег, бетонка полосы и через пару-тройку секунд лайнер весом более чем в сто тонн мягко касается колесами земли.

Спустя несколько лет после открытия Пхукета «Дальавиа» начало полеты на юг Китая - в Гуаньчжоу. Помню, в честь прилета первого борта китайцы устроили торжественный прием. В приветственном слове начальник местного аэропорта подчеркнул, что он восхищен тем, как мягко и красиво русский самолет совершил посадку.

Командиром корабля был Валерий Шкарин.

Я вспомнил полеты на Пхукет и в Гуаньчжоу, когда слушал генерального директора «Дальавиа», заслуженного работника транспорта России Павла Севастьянова. Вместе со Шкариным они проработали не один десяток лет.

- Валерий Алексеевич - профессионал высочайшего класса. Это не только мое мнение, но и тех, кто летал с ним в одном экипаже. По натуре он человек спокойный, выдержанный, взвешенный. Эти качества постоянно проявляются не только в воздухе, но и на земле, в рабочем кабинете.

...Пять лет назад В. Шкарин был назначен заместителем летного директора - командиром Первого авиационного отряда воздушных судов ИЛ-62. Это подразделение в «Дальавиа» неофициально зовут коротко: первый летный. Первый летный работает на главной трассе предприятия - Хабаровск - Москва - Хабаровск, выполняет многочисленные рейсы в аэропорты России и за рубеж. На базе первого летного освоен новый тип самолетов - ТУ-214, более двух лет назад пополнивший парк предприятия.

Сегодня трудно поверить, что еще пять лет назад первый летный, как и все предприятие, жутко трясло и лихорадило. Задача стояла: выжить, удержаться «на крыле». Страшно вспомнить, но зарплату, в том числе и летчикам, не платили по нескольку месяцев. Это было унылое, невеселое, нервное, смутное время!

Первому летному позарез требовался толковый, деловой руководитель, пользующийся доверием и уважением у людей. Кто бы мог не только речи произносить, но, в первую очередь, дело делать, вести людей за собой. Выбор генерального директора Севастьянова пал на Валерия Шкарина.

- Я не просчитался. У Валерия Алексеевича есть организаторский талант. Он сумел вселить в людей веру, что и на нашей улице будет праздник! Шкарин по натуре очень порядочный и честный человек! - с уважением говорит генеральный директор «Дальавиа».

Шкарины - авиационная династия. Супруга - Надежда Ивановна - много лет проработала в авиационной медицине - в поликлинике «Дальавиа». В семье два сына. Кем станут мальчишки, когда вырастут, - такой вопрос в семье даже не задавался. Летать, как отец, - это каждый из них твердо знал еще в школе.

Старший Роман летал на ИЛ-62, потом был включен в первую группу по освоению самолета нового поколения - ТУ-214. Сегодня Роман Шкарин - летчик на ТУ-214.

А младший Станислав - пилот на ТУ-154.

Сфотографировать отца с сыновьями оказалось делом непростым. Старший был в Сингапуре. Вернулся и на другой день полетел в Ниигату. А когда вернулся в Хабаровск - младший был в Санкт-Петербурге.

С авиацией решила связать свою жизнь и внучка Полина. Она - студентка второго курса Академии гражданской авиации.

Валерия Алексеевича можно назвать человеком в авиации феноменальным. Говорят, стажа в 43 года летной работы в «Дальавиа» ни у кого не было. Да и в России непросто найти. Налет Шкарина - 23 тысячи 500 часов. Это значит, что два года и семь месяцев своей жизни он провел в небе. Точнее сказать - проработал в небе. А небо - оно капризно, непредсказуемо, не прощает человеку даже малейшей ошибки. Каждую секунду надо быть готовым к любой неожиданности.

Он совершил семь тысяч взлетов и посадок: слава Богу, число их совпадает! Америка и Китай, Япония и Турция, Таиланд и Сингапур, множество российских аэропортов - куда только не летал он за годы своей работы! А скольким летчикам помог стать профессионалами высокого класса! Он ввел в строй более 50 командиров воздушных судов различных типов.

И дома, в семье, у Шкариных все, как говорится, в полном порядке. Вместе с женой вырастили двух прекрасных сыновей - летчиков. Хотя эту заслугу он больше относит на счет жены: всю жизнь прилетал-улетал!

Утро... Очередной визуальный разбор в «Дальавиа». Визуальный - это когда раз в неделю собираются руководители всех служб и подразделений коллектива в три с половиной тысячи человек.

- Сегодня уходит с летной работы Валерий Алексеевич Шкарин... - говорит генеральный директор П.И. Севастьянов.

Подарок... Слова благодарности, рукопожатия... Слушаю, смотрю и все никак не могу понять: Шкарин, и больше никогда не будет летать? Как же он без неба?

Но Севастьянов тут же успокаивает, что из коллектива Валерий Алексеевич не уходит. Отдохнет в отпуске и продолжит работать уже на земле.

К уходу с летной работы сам Валерий Алексеевич относится философски: «Помните, в Священном писании: «Всему свое время...». Судьба подарила мне много доброго: прекрасную профессию, замечательную жену, хороших сыновей. Я всю жизнь работал с отличными людьми, настоящими мужиками. Всему свое время!..»

Слушаю Шкарина и понимаю, как много дает небо человеку и сколь многому оно учит. Он словно там, в облаках, в своей пилотской кабине, где все спокойно, уверенно, ровно. Небо научило! Ведь голос командира в любой ситуации должен быть спокойным.

Но, наверное, даже небо не может научить человека скрыть в глазах грусть.

Игорь Денисов.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

28.04.2024 10:43
Юрий Трутнев: дальневосточная система мер поддержки помогает

27.04.2024 16:32
Прием заявок от кандидатов на праймериз «Единой России» продлен

27.04.2024 14:56
Выставка работ уникального художника из Амурска открылась в ДВХМ

27.04.2024 14:15
Предотвращением паводков занимаются в Хабаровском крае

27.04.2024 13:53
В праздники всё расцветает и благоухает

26.04.2024 15:12
«Бульварные новости»: когда старт продаж квартир 2-й очереди в ЖК Воронежский Бульвар?

26.04.2024 12:36
Как стать Муравьевым-Амурским

26.04.2024 11:14
Новый ФАП открылся в Кругликово

26.04.2024 10:30
Питер, встречай: виртуальная экскурсия от создателей сериала «Всё ОК»

26.04.2024 09:42
Я горжусь Хабаровским краем!

26.04.2024 09:00
Приглашаем в Хабаровский край!

25.04.2024 11:26
Генпрокуратура России контролирует противодействие кибермошенничеству на Дальнем Востоке



07.05.2020 23:17
Около 2,5 тысячи деклараций подали получатели «дальневосточных гектаров»
Больше всего деклараций об использовании «дальневосточных гектаров» - 819 - поступило от жителей Хабаровского края. Декларации подают граждане, которые взяли землю в первые месяцы реализации программы «Дальневосточный гектар».

23.04.2020 22:22
Здесь учат летать дельтапланы и… перепёлок
Арендатор «дальневосточного гектара» Федор Жаков, обустроивший аэродром для сверхлегкой авиации (СЛА) в селе Красное Николаевского района Хабаровского края, готов предоставить возможность взлета и посадки сверхлегких летательных аппаратов