«Родина» летела вслепую

03.10.2007 | АРХИВ | 3м. 36 c. | 213

1938 год. Октябрь. Хабаровчане приветствовали экипаж самолета «Родина» - В. Гризодубову, П. Осипенко, М. Раскову, совершивших беспосадочный перелет по маршруту Москва - Дальний Восток. Кто же эти три молодые женщины, ставшие в один момент национальными героинями? Как проходил этот рекордный полет? И какова дальнейшая судьба самолета и членов его экипажа?

Рассказывают сами участницы полета, документы, а также бывшая жительница района имени П. Осипенко, ныне живущая в Хабаровске, Лия Сергеевна Максимова.
В 1938 году перспектива установления авиационного рекорда в «дамском разряде» показалась советскому руководству очень впечатляющей. Сталин выдвинул перед авиацией лозунг: «Летать выше всех, дальше всех и быстрее всех!».
Самолетом, на котором трем летчицам - Валентине Гризодубовой, Полине Осипенко и Марине Расковой - предстояло совершить рекордный перелет из Москвы на Дальний Восток, стал ДВ-2 (АМТ-37), спроектированный в КБ А.Н. Туполева бригадой П.О. Сухого. Это был двухмоторный переоборудованный бомбардировщик, получивший название «Родина».
Командиром экипажа назначили 28-летнюю Валентину Гризодубову. Она соприкоснулась с авиацией в раннем детстве. Ее отец, С.В. Гризодубов, был талантливым инженером, одним из первых русских авиаторов и конструкторов самолетов. Уже в 20-е годы он стал возить дочку-школьницу в Коктебель на планерные соревнования. Впоследствии она поступила в Харьковский политехнический институт и одновременно училась в авиашколе. Окончив школу, стала летать в гражданской авиации. До 1938 года установила четыре международных рекорда: три на скорость полета и один - на дальность. Не удивительно, что именно Валентина Гризодубова была назначена командиром «Родины».
Вторым пилотом стала Полина Осипенко. Она родилась в 1907 году, то есть была на три года старше В. Гризодубовой. Окончила начальную сельскую школу. Работала на птицеферме. Однажды она увидела самолет и… заболела авиацией. Будучи человеком целеустремленным, поехала в г. Качу поступать в авиашколу, но провалилась на вступительных экзаменах. Домой не вернулась, а устроилась тут же в летную столовую. Потом, собравшись с духом, написала письмо наркому обороны Ворошилову. По его рекомендации в порядке исключения Осипенко приняли в Качинскую авиационную школу в 1930 году. После учебы с 1932 года служила в истребительной авиации летчиком, командиром звена. В 1936-1938 годах установила пять мировых рекордов по высоте и дальности полета для женщин. В 1938 году имела воинское звание капитана.
Марина Раскова родилась в 1912 году в Москве в семье музыканта, хорошо играла на фортепьяно. Ей пророчили карьеру певицы. Окончила 9 классов. Однажды компетентные товарищи предложили ей работу чертежницы в аэронавигационном отделе Военно-воздушной академии. Она приняла предложение и с тех пор стала сотрудником НКВД. В 1931 году в 21-летнем возрасте сдала экстерном экзамены на звание штурмана, став одной из первых женщин-авианавигаторов в СССР. В 1935 году Марина Раскова окончила школу пилотов Осоавиахима.
В феврале 1937 года Марина Михайловна была зачислена штатным сотрудником Особого отдела. Как и многим ее коллегам по Лубянке, Расковой рекомендовалось, в силу специфики решаемых задач, не афишировать свою принадлежность к контрразведке. Для окружающих она оставалась инструктором по слепым полетам штурманской кафедры академии. О негласном месте службы Расковой знали очень немногие.
Валентина Степановна Гризодубова рассказывала за несколько лет до своей кончины: «Мне не известно, как Марина получила штурманское свидетельство. Я также не знаю, какую из двух работ она совмещала, но уверена, что из-за нее пострадало много людей».
На самолете «Родина» М.М. Раскова исполняла обязанности штурмана. 24 сентября 1938 года в 8 часов 16 минут самолет «Родина» взлетел со Щелковского аэродрома под Москвой и взял курс на восток.
Из рассказа В.С. Гризодубовой: «Испытания начались сразу же после взлета. Примерно через 150 километров машина вошла в облачность, и земли мы фактически не видели до самой посадки. Но самое неприятное и неожиданное заключалось в том, что вскоре вышла из строя вся бортовая радиоаппаратура - и приемная, и передающая! Если Полина Осипенко была летчиком высокого класса, то Марина Раскова, как штурман, не имела специального образования и налетала всего около 30 часов. У нее не было ни малейшего представления о полетах в экстремальных условиях, тем более ночью. В наш полет она была «рекомендована».
Со своего места я видела штурманскую рубку в носовой части кабины. Помню, Марина вскрыла испорченную аппаратуру и долго что-то там подкручивала отверткой. А мы летим. Куда - неизвестно. Когда началось обледенение, Марина открыла форточку, чтобы очистить иней со стекла, и… все полетные карты улетели за борт. Так наш самолет стал не только глухим, но и слепым. Поэтому мы с Полиной выдерживали курс чисто интуитивно. Больше всего я боялась уклониться вправо и пересечь государственную границу. Тогда бы нас ничто не спасло…»
Надо отдать должное самообладанию летчиц. Они упорно вели самолет куда-то вперед. Земля тоже потеряла их. Ни одна из служб слежения не имела ни малейшего представления, что с ними случилось, где находится «Родина» и жив ли экипаж.
Из рассказа В.С. Гризодубовой: «Облачность оборвалась неожиданно, и мы увидели внизу, впереди обширное водное пространство. Это был Тугурский залив Охотского моря. Цель перелета достигнута, надо разворачиваться и выбирать место для посадки. Марина уверяла, что горючего должно хватить еще на три с половиной часа, поэтому решаем садиться в Комсомольске-на-Амуре. И тут произошло неожиданное: зажглась лампочка на расходном бачке. Это было категорическим предупреждением, что горючего больше нет и моторы работают на последнем 30-минутном запасе. Для меня так и осталось непонятным, почему это случилось. Даже по времени выходило, что перерасхода быть не могло. Значит, либо ошибка штурмана, либо механики еще на земле, гоняя двигатели на проверках, «забыли» восполнить выработку.
Выглянула из кабины и увидела под крылом болотистую местность с редкой порослью желтых деревьев. Сразу стало ясно, что на шасси здесь не сядешь, только на «брюхо». И сразу мысль о Марине. У нас было три кабины, и все они не сообщались. При такой посадке обычно плющится носовая кабина, поэтому, во избежание худшего, штурман должен покинуть самолет на парашюте. Как ни страшно было мне, но я приказала ей прыгать. Предложила то же самое Полине - та наотрез отказалась.
Моторы выключены, все системы перекрыты - планируем на посадку. Ясно вижу, что садимся на болото. Я уперлась левой рукой в борт, жду касания… Сели удачно. Ни одного стеклышка не разбили. Даже обтекатели шасси оказались на поверхности. Вылезли на зыбкую колышащуюся почву. Вокруг мертвая тишина. Посмотрела на часы: 10.45 московского времени, 25 сентября…»
Впоследствии специалисты оценили посадку Гризодубовой как мастерскую в самой высокой степени.
…Поиски пропавшего самолета начались сразу по истечении расчетного времени полета. Мобилизовали все, что было возможно: свыше пятидесяти самолетов, сотни пеших отрядов, следопытов на лошадях и оленях, рыбаков. Поиск определили в гигантском треугольнике: Хабаровск - Аян - Казачинское. Только на девятый день поисков пропажа обнаружилась.
4 октября командующий воздушными силами 2-й Отдельной Краснознаменной армии Сорокин сообщил в Москву, что 3 октября 1938 года в 13 часов 30 минут (по местному времени) командир гидросамолета гражданского воздушного флота М.Е. Сахаров в 20 километрах юго-западнее озера Амуткит заметил на земле двухмоторный самолет и двух человек, подающих сигналы белым полотнищем. Были все основания предполагать, что это самолет «Родина».
Только на следующий день после обнаружения самолета «Родина» появилась изможденная Марина Раскова. Ее обнаружил в лесу местный житель, охотник Максимов. Десять суток провела она в осеннем лесу, имея лишь небольшой аварийный паек. К тому же после прыжка с парашютом Марина потеряла один из унтов. Так что вывозить ее Максимову пришлось на носилках.
2 ноября 1938 года Указом Президиума Верховного Совета СССР члены экипажа самолета «Родина» В.С. Гризодубова, П.Д. Осипенко и М.М. Раскова были удостоены звания Героя Советского Союза.
Самолет «Родина» установил новый мировой рекорд дальности полета по прямой без посадки. За 26 часов 29 минут был пройден маршрут общей протяженностью в 6450 километров, из них 5908 - по прямой.
К концу октября 1938 года, как только начались морозы, дальневосточные авиаторы доставили на реку Амгунь бригаду механиков. Все необходимое для работы бригады было перевезено из Комсомольска на самолетах.
Бригада подняла «на ноги» самолет, извлекла из болота, переставила на лыжи и подготовила к взлету. 5 декабря в 16 часов 30 минут по местному времени самолет «Родина» взлетел и взял курс на Комсомольск…
Впоследствии самолет эксплуатировался в составе гражданского воздушного флота, а затем до 1943 года - на авиазаводе в Москве.
Валентина Степановна Гризодубова участвовала в боевых действиях в годы Великой Отечественной войны, командовала полком авиации дальнего действия, затем бомбардировочным авиаполком. Совершила около 200 боевых вылетов. После войны работала в гражданской авиации. Жила в Москве, но неоднократно посещала Дальний Восток, встречалась с семейством Максимовых. Совместно с ними добилась установления памятного знака на месте посадки самолета «Родина». Особенно теплые дружеские отношения сложились у В.С. Гризодубовой с Лией Сергеевной Максимовой и ее мужем, сыном охотника, который обнаружил в тайге Марину Раскову.
Полина Денисовна Осипенко погибла при исполнении служебных обязанностей 11 мая 1939 года. Похоронена в Москве у Кремлевской стены. В Хабаровском крае было принято решение в честь летчицы, Героя Советского Союза П.Д. Осипенко переименовать Кербинский район (где произвел посадку самолет «Родина») в район имени Полины Осипенко. В райцентре установлен ее бюст.
Марина Михайловна Раскова в 1939 году провела несколько месяцев в больничной палате. После выписки из госпиталя подала рапорт начальнику военной контрразведки Михееву с просьбой направить ее на учебу на основной факультет академии имени М.В. Фрунзе. В марте 1941 года рапорт был удовлетворен, но освоить академический курс Расковой было не суждено. Грянула война…
Не увольняясь из военной контрразведки, Раскова занялась организацией женских авиационных полков. С одним из них она убыла в действующую армию.
4 января 1943 года командир 587-го женского бомбардировочного авиаполка майор М.М. Раскова погибла при исполнении служебных обязанностей. Похоронена в Москве на Красной площади у Кремлевской стены.

А. МЕРЕЖКО, председатель военно-исторической секции Приамурского географического общества.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

16.08.2022 12:10
Ирина Исаева может стать воспитателем года
Хабаровчанка Ирина Исаева борется за звание «Воспитатель года России - 2022». В заключительном этапе XIII Всероссийского профессионального конкурса примут участие представители 84 регионов.

16.08.2022 11:57
«Рок над Амуром» собирает молодых
Стали известны имена молодых музыкантов, которые 21 августа выйдут на сцену фестиваля «Рок над Амуром 2022».

16.08.2022 10:48
Из-за испытаний сетей выключат горячую воду
Энергетики Хабаровских тепловых сетей (АО ДГК) предупредили о начале осеннего сезона испытаний.

16.08.2022 10:30
20 килограммов овощей в подарок
На площадке краевой сельскохозяйственной ярмарки около арены «Ерофей» прошёл третий ежегодный праздник Медовый спас.

16.08.2022 08:57
Больше всего кадры нужны на стройке
В 2022 году, несмотря на санкционное внешнее давление, на рынке труда Хабаровского края наблюдается рост занятости, которая сегодня составляет 64,3 процента.



07.05.2020 23:17
Около 2,5 тысячи деклараций подали получатели «дальневосточных гектаров»
Больше всего деклараций об использовании «дальневосточных гектаров» - 819 - поступило от жителей Хабаровского края. Декларации подают граждане, которые взяли землю в первые месяцы реализации программы «Дальневосточный гектар».

23.04.2020 22:22
Здесь учат летать дельтапланы и… перепёлок
Арендатор «дальневосточного гектара» Федор Жаков, обустроивший аэродром для сверхлегкой авиации (СЛА) в селе Красное Николаевского района Хабаровского края, готов предоставить возможность взлета и посадки сверхлегких летательных аппаратов


На какой резине ваш автомобиль ездит сейчас?

  1. На летней - 100%
     
  2. На всесезонке - 0%
     
  3. На зимней - 0%
     
  4. У меня нет автомобиля - 0%