Когда из гор выходят богатыри

19.12.2008 | АРХИВ | 3м. 37 c. | 627
Когда из гор выходят богатыри

Павел Попельский живёт в Амурске. Уже много лет он занимается исследованием неведомого – собирает досье загадочных фактов, записывает свидетельства очевидцев различных феноменов, изучает древнюю культуру приамурских народов, в которой ему открываются тайны минувших эпох.

Предлагаем вам три истории из его рукописи «Последние загадки Приамурья». В следующем выпуске «Мира неведомого», который выйдет в январе 2009 года, предполагаем опубликовать другие его заметки.

Мавзолей и мумии нанайцев

Помню, семнадцать лет назад прочитал книгу одного известного этнографа. Называлась она «Шаман: личность, функции, мировоззрение». В ней, в частности, приводился такой факт: на реке Анюй у старого Моло Онинка был домик - обиталище духов, наполненный идолами. И звался он «декасон».
Недавно умерший замечательный хранитель местных легенд, один из моих лучших информаторов рассказывал: «Никакого «декасона» никогда не было! Есть шаманское название «декасо» - что-то гигантское, большое, как дом, но не дом. Декасо - огромное каменное сооружение. И еще. В нём не живут».
Может, этнограф специально наводил в книге тень на плетень, дабы не повредить древности?
Несколько лет назад я узнал о … мумиях трех поколений нанайского рода Онинкан. Они покоятся в гробах, наполненных светящимся составом. Это захоронение находится как раз на реке Анюй где-то у Верхней Маномы. А ведь фамилия старого Моло Онинка - это и есть Онинкан. Значит, его закамуфлированный этнографом «декасо» запросто мог оказаться вместилищем этих гробов, своего рода приамурским...мавзолеем?
Тот же информатор поведал мне и о способе мумификации местных. «Знаешь, - говорил он, - есть у нас «спящие», прошедшие определенную технологию бальзамирования. О них говорят «эмуту уюн най» - «как будто живой человек». Способ приготовления состава возможно утрачен, но еще в 50-х годах прошлого века старики рассказывали, что бальзамировали предков…»
Тут есть одна любопытная деталь. Нанайцы хоронили усопших в деревянных гробах, помещаемых на нары внутри особых избушек- кэрэнов. Кэрэны перестали строить в 50-е годы – атеистическая пропаганда и борьба с шаманизмом сделали своё дело. Но кэрэны, надо полагать, сохранились. По свидетельствам некоторых очевидцев, мумии содержались не в жидком составе, а окутывались неким светящимся дымом. Как в нынешних шоу-программах!
Странно, что о «декасо» в этнографической литературе написано мало и, скажем так, достаточно туманно. Аборигены почему-то не рассказывали о них. Секреты мумификации были известны шаманам, но где теперь те шаманы?

Обсерватория озера Болонь

Все древние народы, и приамурские – не исключение, следили за движениями светил и строили каменные арки и коридоры - «звездные врата». У нас на Амуре это называлось «даалику» или «даа линко» – «проход, переход». Сведения о них известны лишь посвящённым и никому не разглашаются. Но остатки некоторых «даалику» ещё можно найти…
Посреди озера Болонь на острове Ядасян до 50-х годов прошлого века возвышались две плиточные постройки – «коридоры» с гранитными гробами и, соответственно, мумиями в них. Напротив этих сооружений находились две каменные арки.
Известно, что в середине 50-х годов часть острова взорвали, камень вместе с артефактами увезли на строительство Комсомольска-на-Амуре и Амурска. При этом с местными старожилами даже не посоветовались, стоит ли уничтожать здешние древние строения.
Между тем, арки и «коридоры» строений гробниц вместе с рельефом озера составляли особый комплекс, ориентированный на солнце. Предки местных народов проводили тут свои мистерии. Сваи на острове были символом плодородия, арки фиксировали положение небесных светил – полученные данные учитывались для охоты, собирательства, ловли рыбы... Получается, тут была своего рода обсерватория, и она имела практический смысл.
Между прочим, название острова можно перевести так: «неустающая мужская сила» (т.е. указывалось на плодородие). Но, с другой стороны, Ядасян – это «перерыв после пути». Странное сочетание, не так ли?
Но всё это не будет казаться странным, если учесть: через арки острова проходила духовная тропа шаманов. Она вела их в потусторонний мир. Считалось, что шаманы отдыхали тут после возвращения из мистических странствий.
Местные старожилы помнят рассказы дедов о том, что на Ядасяне имелись какие-то огромные белые кубы и ритуальные сооружения. Рассказывают, что в середине 40-х годов прошлого века по ним пристреливалась Амурская флотилия. Моряки, впрочем, не знали, во что целились…
Поражаясь сооружениям майя, ацтеков и других древних народов, порой не обращаем внимания на собственные старинные руины. А загадок в них хоть отбавляй!

Сейсмографы дракона

Остров Ядасян, кстати, является вулканическим. Проявления сейсмичности нанайцы называли «пуповиной между землей и небом».
Точно такие же «трясучие места» предки нанайцев знали по всему краю. От наиболее массивных хребтов право- и левобережья отходят подобные «пуповины». В мифах сообщается о неких «божественных драконах», сотрясающих землю. Эти существа жили в горах.
Пример такой горы - Кайлас - напротив села Кондон. Старики обожествляют её до сих пор. Считается: «дракон» может проснуться. И ведь проснулся! В 2005-2006 годах тут отмечались подземные толчки.
Перед ними, месяца за три, над руслом Амура были зафиксированы странные пульсирующие объекты. Кто-то считал их НЛО, кто-то говорил о плазмоидных образованиях, другим они казались шаровыми молниями. Версий много. Но вот что интересно. Старые нанайцы говорят: когда над рекой появляются такие объекты, вслед за ними из гор могут выйти могучие великаны, сотрясающие землю.
Великаны - это, конечно, легенда. Но в мифах отражена реальность: река, как выяснилось, в этих местах пролегает над естественным разломом.
И ещё. Тардоки-Янги, одна из самых высоких гор Сихотэ-Алиня, также считается аборигенами «мировой пуповиной». Почему? Может, это скрытый намек на возможные будущие землетрясения тут?
П. ПОПЕЛЬСКИЙ.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

19.04.2024 13:44
График перекрытия улиц для репетиций парада в День Победы утвердили в Хабаровске

19.04.2024 10:09
На майские праздники - четыре выходных

19.04.2024 09:41
ВТБ тестирует собственную метавселенную

19.04.2024 08:58
Два кандидата в почётные граждане Хабаровска

19.04.2024 08:55
Подделывать начали даже голос губернатора

19.04.2024 08:00
Налоговые поступления в региональный бюджет выросли

18.04.2024 15:35
Паводки начались в районе имени Лазо

18.04.2024 14:08
Заметить и поддержать талантливых детей

18.04.2024 12:18
Проверками закончился визит военного прокурора в госпиталь Хабаровска

18.04.2024 09:25
ВТБ увеличил количество офисов, открытых по субботам

18.04.2024 09:22
Орган по сертификации: законодательное соответствие и качественное подтверждение

17.04.2024 13:34
Эксперты ВТБ: в 2024 году выдачи ипотеки в России составят 4,6-5,1 трлн рублей



07.05.2020 23:17
Около 2,5 тысячи деклараций подали получатели «дальневосточных гектаров»
Больше всего деклараций об использовании «дальневосточных гектаров» - 819 - поступило от жителей Хабаровского края. Декларации подают граждане, которые взяли землю в первые месяцы реализации программы «Дальневосточный гектар».

23.04.2020 22:22
Здесь учат летать дельтапланы и… перепёлок
Арендатор «дальневосточного гектара» Федор Жаков, обустроивший аэродром для сверхлегкой авиации (СЛА) в селе Красное Николаевского района Хабаровского края, готов предоставить возможность взлета и посадки сверхлегких летательных аппаратов