О газе, транспорте и нашем будущем

Насколько эффективны льготные авиаперевозки и когда сойдет с линии первый автомобиль, собранный на российском Дальнем Востоке, как восстанавливают Невельск после землетрясения в 2007 году и обеспечивают энергией будущий саммит АТЭС - эти и другие вопросы обсуждались на выездном правительственном совещании в Хабаровске в минувшую пятницу. Министры отчитались, как выполняются премьерские поручения по решению дальневосточных проблем.
Поскольку совещание началось сразу после церемонии сварки первого стыка трубопровода Сахалин - Хабаровск - Владивосток, премьер Владимир Путин в первую очередь дал оценку этому проекту.
- По своему масштабу, по последствиям он стоит в ряду крупнейших индустриальных проектов в истории страны, - сказал премьер. - Уже к 2020 году на востоке будет добываться 150 млрд. кубометров газа в год. Эти ресурсы - основа для создания крупных энергетических и газоперерабатывающих комплексов, развития высокотехнологических производств.
По мнению премьера, будущая единая система газоснабжения на востоке России сулит региону новую жизнь. Она позволит ему успешней влиться в экономическое пространство страны, стать привлекательней для инвесторов, а в итоге сделать жизнь людей качественней.
Приятно, что многие из вопросов повестки совещания в той или иной мере касались жизни Хабаровского края. В частности, наконец-то было подписано соглашение между группой компаний, в состав которой входит ОАО «Амурметалл», и Внешэкономбанком. Суть сделки - передача ВЭБу 100-процентного пакета акций завода в обмен на 5 миллиардов рублей. Фактически это означает, что теперь банк будет управлять предприятием, зато у последнего появятся деньги, чтобы рассчитаться с накопившимися кредиторами и дальше спокойно работать.
- Я это не рассматриваю как национализацию, наоборот, - сказал В. Путин. - Есть возможность и право выкупить обратно пакет в случае благоприятного развития ситуации. Все карты на руках у компании.
Судя по всему, сделку можно назвать уникальной. «По-моему, наш проект - пилотный, - поделился гендиректор «Амурметалла» Сергей Хохлов с журналистами после церемонии подписания. - Нам дают кредит в то время, когда завод находится в процедуре наблюдения, это довольно необычно. Надеемся, что опыт будет эффективным, и далее его можно будет использовать с другими предприятиями».
Как сказал Хохлов, главная цель сделки - заключить мировое соглашение с кредиторами. Передача акций - это первый шаг, в августе предприятие ждет первую «порцию» денег. Что касается заказов для завода, без которых любые кредиты бессмысленны, то они, скорей всего, пока будут поступать из-за границы. Если состояние внутреннего рынка пока неудовлетворительно, то в Юго-Восточной Азии он оживился, и больше половины продукции завода отправится на экспорт.
Так вышло, что на совещании, кроме газа, много говорили о транспорте. О гигантах местной промышленности - судостроительных - также шла речь. Общая проблема всех дальневосточных предприятий этой отрасли - отсутствие заказов. Спасти их может только «оборонка», всего же для нормальной работы требуется 20 млрд. рублей. «Владимир Владимирович, нужны поручения, - попросил гендиректор Дальневосточного центра судостроения и судоремонта Роман Троценко. - А именно: ускорить финансирование достройки морского ледового буксира на Хабаровском судостроительном заводе, строительство буксира-спасателя - на Амурском судостроительном заводе». Троценко также предложил внести в Думу поправки в законопроект «О поддержке судостроения и рыбодобывающей промышленности». Путин нашел нужды отрасли сложными, но обещал подумать.
От водных судов перешли к воздушным. Вспомнили на совещании о региональных самолетах «Суперджет-100», что строятся на КнААПО. Выяснилось, что до сих пор сохраняются проблемы с поставками двигателей и комплектующих для первых испытуемых образцов, из-за чего сроки сборки четвертой модели сдвигаются. Между тем, для «Суперджетов» есть возможность летать на местном рынке. И, возможно, в будущем новые самолеты будут приземляться и на отдаленных северных аэродромах, которые намерена поддержать федеральная казна, впрочем, как и некоторые местные авиалинии. Ясно, что без такой поддержки малая северная авиация не продержится, констатировал на совещании министр транспорта Игорь Левитин.
Совершать перелеты северянам не только в столицу России, но и Дальнего Востока поможет программа льготных авиаперевозок. Мало того, что Путин предложил продлить ее сроки до 31 октября (вместо 15 сентября), он еще и уверен, что нужно расширять саму географию таких перевозок. Это значит, что по более дешевым билетам можно будет летать, например, из Анадыря, не только в Москву и Питер, но и в Хабаровск и Владивосток. Стоимость билетов на эти маршруты по сей день почти одинакова.
- На сегодня субсидией воспользовались 137, 8 тысячи человек на сумму 1 млрд. 38 млн. рублей, - сообщил Левитин. - Хорошо, что решено увеличить сроки - это позволит до 2010 года перевезти по воздуху с востока на запад еще 200 тысяч льготников.
На совещании решено было продлить и еще одну программу перевозок, но уже не людей, а автомобилей.
- Льготный режим доставки на станции Дальнего Востока новых машин, произведенных в России, будет действовать и на следующий, 2010 год, - пообещал Путин.
В июле перечень таких авто увеличился до 70 типов от 20 производителей. «К сожалению, перевезено всего 808 машин на сегодня, - посетовал Левитин. - Поэтому важно сохранить льготную перевозку и на следующий год. Хорошо бы и дальневосточные автомобили могли бы также бесплатно доставляться в европейскую часть России, чтобы все было по справедливости».
Речь - о будущих автомобилях, которые будут собираться во Владивостоке компанией СОЛЛЕРС на заводе, к строительству которого приступят со дня на день. Завершится оно в рекордные сроки - через неделю расчистят площадку, а первый автомобиль с конвейера должен сойти уже 29 декабря 2009 года. Какой он будет марки, пока неизвестно - японский грузовик ISUZU, корейский внедорожник или маршрутное такси марки FIAT. Именно эти модели будут собираться на территории бывшего «Дальзавода». В 2012 году предприятие должно выйти на полный цикл производства автомобилей - до 15 тысяч в год.
От машин - к дорогам. «В следующем году стройка федеральной трассы Чита - Хабаровск завершится», - заверил премьера министр транспорта. Но для хабаровчан, пожалуй, приятней будет узнать, что после этой трассы планируется приступить к ремонту дороги Хабаровск - Владивосток, которая сейчас, по словам Левитина, «в очень тяжелом состоянии».
Что касается дальнейшей газификации региона, то активней всего она продвигается в Камчатском, Приморском и Хабаровском краях. Первый восточный трубопровод должен обеспечить газом поселки и предприятия этих территорий, а также остров Русский к саммиту АТЭС. Однако насущным остается вопрос формирования цен на «голубое топливо», поскольку прогнозируется, что стоимость газа в ходе строительства трубы в Приморье может вырасти вдвое. Этот вопрос Путин пообещал держать под контролем.
Марина БУЛДЫГЕРОВА.
Фото В. СУРНИНА.