Пассажирские тарифы от лукавого

Так все-таки, повысят или нет плату за проезд в хабаровском пассажирском автотранспорте? Мы вновь возвращаемся к волнующей многих читателей теме.
Муниципальные перевозчики всячески пытаются доказать, что без этой меры им жизни нет, и «просят» 15 рублей за поездку. У краевого комитета по ценам и тарифам - своя правда. Сегодня доводы в пользу 12-рублевого тарифа приводит начальник отдела регулирования цен и тарифов на товары и услуги комитета Валентина Дутова.
- Как известно, муниципальные перевозчики не согласны с результатами экономической экспертизы существующего тарифа и подробно объяснили почему. Вы, в свою очередь, не согласились с их выводами. В чем же заключаются главные различия между расчетами ХПАТП и комитета по ценам и тарифам?
- Тариф рассчитывается, исходя из двух составляющих: затраты предприятия-перевозчика и количество перевозимых пассажиров. Они - как сообщающиеся сосуды. Растут затраты при неизменном количестве пассажиров - уравновесить их можно только увеличенным тарифом. Снижается пассажиропоток при неизменных затратах - снова как выход увеличение тарифа. Это аксиома.
Один из главных показателей затрат ХПАТП - объем транспортной работы (пробег, машино-часы). Руководство предприятия считает, что комитет по ценам и тарифам занижает его. Но факты как раз указывают на то, что сами автотранспортники их неоправданно завышают!
Судите сами: на 2008 год ХПАТП заявило пробег своего транспорта почти 13,5 тысячи километров. Мы понизили «планку» до 10,8 тысячи (исходя из факта 2007 года). В итоге по факту городской муниципальный транспорт «набегал» за год 10,3 тысячи километров - даже меньше наших планов! И такая картина по всем показателям. Аналогичная ситуация была и в 2007 году.
ХПАТП и в 2009 году заявило ничем не обоснованное увеличение объемов транспортной работы по сравнению с фактом 2008 года. При том, что количество автобусов (с учетом присоединенных к предприятию в этом году ООО) даже снизилось.
А вот планы по количеству перевозимых пассажиров автотранспортники, наоборот, оставляют на уровне предыдущего года либо вообще занижают. Где же логика? Зачем наращивать объемы транспортной работы, если некого перевозить?
ХПАТП ссылается на то, что плановый объем транспортной работы им «спускает» мэрия. Но ведь пассажиров перевозит не мэрия, а предприятие. Оно и разрабатывает для себя производственную программу.
- Все-таки главная составляющая затрат ХПАТП - это заработная плата (с ЕСН больше 60 процентов). Думается, заявляя о необходимости повысить тариф, транспортники в первую очередь хотят поднять зарплаты на предприятии, чтобы удержать людей. Их можно понять - жизнь постоянно дорожает.
- В 2007 году регулирование тарифов за проезд пассажиров в городском транспорте было передано правительству края. Тогда при утверждении предельного максимального тарифа самим предприятием была заявлена среднемесячная заработная плата работников - 12010 рублей, с которой комитет согласился и принял за базу для дальнейшей индексации. В 2008 году она была проиндексирована на 31,2 процента и составила в среднем 15757 рублей. На 2009 год средняя зарплата ХПАТП была проиндексирована на 11,8 процента, несмотря на то, что в условиях финансового кризиса среднемесячная заработная плата по краю снижается.
- В затраты, а значит, и в тариф, закладываются также коммунальные расходы предприятия. В ХПАТП говорят, что комитет допускает самые минимальные расходы на эту статью, заставляя транспортников жестко экономить на «коммуналке».
- Комитет никого не заставляет жестко экономить на коммунальных услугах. Транспортники хотят, чтобы учитывались затраты на тепло- и электроэнергию по нормативам и лимитам, указанным в договорах с организациями ЖКХ. Но на предприятии установлены приборы учета электро- и теплоэнергии, воды.
Кроме того, доля коммунальных расходов в общих затратах ХПАТП составляет всего 3 процента. На предприятии говорят, что ради экономии вынуждены подключать тепло как можно позже - аж в ноябре. Думается, если бы они и вовремя его подключали, больших потерь не понесли бы.
- В итоге получается, что плановые расходы ХПАТП, учтенные комитетом на 2009 год, почти на 220 миллионов рублей ниже, чем заявленные самим предприятием?
- Да, в итоге при корректировке расчетов ХПАТП его запланированные расходы были значительно снижены, и по каждому пункту у нас есть экономические основания.
К сожалению, многие из возможностей уменьшить затраты предприятием не учитываются.
Поймите, мы не против повышения тарифа в принципе, но только если он экономически обоснован. В нашем случае это не так.
И потом, основной принцип, которым комитет руководствуется, устанавливая цены и тарифы, - это соблюдение баланса интересов производителей и потребителей. То есть цены и тарифы должны не только обеспечивать безубыточную работу предприятий, но и быть доступными для населения.
- Сегодня, согласно выкладкам комитета, тариф в 12 рублей означает для ХПАТП рентабельность в 8,3 процента. Разве можно считать эту цифру достаточной для развития любого предприятия, не только автотранспортного?
- Достаточно или нет - риторический вопрос. Необходимая прибыль определяется расчетным путем: на развитие производства, на «социалку», на налоги, на прочие цели. При этом все планируемые расходы должны быть экономически обоснованы. Например, ХПАТП хочет сделать реконструкцию автозаправочной станции на базовом предприятиии, на что планирует потратить 191 млн. рублей. Но для этого они должны представить утвержденную смету расходов, а не определять сумму затрат, исходя из уровня рентабельности в 25 процентов, какой они добиваются.
На 191 млн. рублей можно построить 100-квартирный жилой дом!
Анна ТЕРЕНТЬЕВА.
Фото С. ПЛОТНИКОВА.