Как построить «новую школу»

Две недели осталось до начала занятий в школах. Тема традиционного августовского педсовета, который проводится в крае, - обсуждение концепции «Наша новая школа». В чем новизна, зачем и как строить новую школу - с фундамента или обновляя фасад? В разработке этой концепции принимали участие и хабаровчане. О том, как это было и что впереди, рассказывает министр образования Хабаровского края Андрей Базилевский.
- В проекте, который разработан федеральными министерствами совместно с регионами, пять основных направлений. Это и новые образовательные стандарты, и развитие школьной инфраструктуры, поддержка талантливых ребят, сохранение здоровья школьников, развитие системы повышения квалификации и переподготовки учительских кадров. Словом, все, о чем шла речь в последнее время, - объясняет он. - Конечно, приятно, что подходы, которые реализуются в крае уже несколько лет, нашли свое отражение в том, что обозначено в инициативе президента. Особенно мы продвинулись, как выясняется, в плане подготовки и переподготовки, аттестации учителей.
- Но ведь не все учителя согласны с этой системой аттестации...
- Да, некоторые педагоги, работники детсадов говорят, что ее условия очень жесткие. Но ведь и современные требования к образованию тоже сегодня жесткие. Федеральный центр только сейчас подходит к разработке тех моделей аттестации педагогических кадров, которые мы уже начали внедрять, и при этом учитывается опыт нашего края. Думаю, что к этому все придут. Ведь речь идет о качестве образования, а это позвоночник и для государства, и для общества, и для человека с точки зрения его карьеры, успешности в жизни. Не будет классного инженера, классного врача или любого другого специалиста, если он не получил достойного образования, начиная с детского сада и до высшей школы.
- Разве может быть достойное образование без достойной учительской зарплаты? Вряд ли эту проблему решит переход на новую систему оплаты, да и затянулся он в крае...
- На новую систему оплаты труда перешли все краевые учреждения образования. С муниципальными сложнее, потому что финансирование из двух источников: учителям зарплату платим мы, а младшему обслуживающему персоналу - муниципальный бюджет. А еще ведь есть детские сады, они тоже муниципальные. Поэтому и было решено дать разбег, составить графики перехода: если недостаточно средств в муниципальном бюджете, можно вводить новую систему оплаты труда постепенно. Школы, которые были в эксперименте, и краевые учебные заведения уже получают «новую» зарплату. Она выросла от 500 до 5000 рублей. Возможно, это не так, как мечталось, но все же движение пошло. В школах с более высоким квалификационным уровнем преподавателей и хорошей наполняемостью и повышение зарплаты должно быть хорошим. Работа у учителей не из легких, никто не спорит, и она должна достойно оплачиваться. Но качественная работа, а не отбывание 45 минут на уроке, есть у нас и такие учителя, к сожалению.
- Андрей Александрович, судя по тому, что теперь редко приходится слышать слово «оптимизация», закрывать школы после окончания учебного года в крае не планируется?
- Оптимизация - это не кампанейщина, она не закончится никогда. И смысл ее не в том, чтобы закрыть какую-то школу и сэкономить деньги, а в том, чтобы всем стало лучше. Речь не идет ни о закрытии сельских малокомплектных школ, ни о введении подушевого финансирования для них в прямом смысле, потому что в отдаленном селе это и центр культурной жизни. Но если в ста метрах друг от друга стоят полупустые школы, спор идет уже не о детях, не о их благополучии. Согласитесь, что это нечестно, когда учитель, у которого в классе 25 детей, получает одинаковую зарплату с тем, кто учит пять человек. А до введения подушевого финансирования и новой оплаты труда это было обычным делом. Сейчас обсуждается перспектива создания школ первой, второй и третьей ступеней. Посмотрите, какими популярными в Хабаровске стали начальные школы. А если мы сейчас откроем школу старшей ступени, на ее базе можно будет собрать лучших учителей и сосредоточить самое современное оборудование, которое будет работать не на 30, а на 150 старшеклассников. Это тоже оптимизация, потому позволит выйти на более высокий уровень качества обучения в старших классах. И в Хабаровске, и в Комсомольске уже никто не требует, чтобы школа была во дворе, все стараются отдать детей туда, где хорошо учат, где детям комфортно. Нужно создавать такие условия.
- Чтобы школа была во дворе, наверное, родители уже и не мечтают, но о «желтом автобусе», на котором можно спокойно отправить ребенка в другой микрорайон, говорят. Школы закрылись, а автобусы, которые обещали пустить, так и не появились.
- Почему же не появились? В Комсомольске потребовался школьный автобус, и его запустили. Если это необходимо в Хабаровске, можно и для краевого центра приобрести такие автобусы с помощью краевой, федеральной программ. Но школы не должны стоять полупустыми, нужно выяснять причины, почему так происходит, и решать. Причем не всегда речь идет о закрытии. Можно привести такой пример. В прошлом году такая проблема обнаружилась в одной из бикинских школ. Подушевое финансирование в ней не шло, первый класс не набирался. Стали выяснять причины. Директор говорит, что учителя - квалифицированные, условия обучения - хорошие. Проблема в другом: туалет на улице. Глава администрации выделил средства, оборудовали туалет в здании школы. И теперь родители с первоклассниками в эту школу в очередь стоят. Известно и то, что в третью хорскую школу сегодня детей возят из окрестных сел - такой у нее имидж, что и отдаленность не мешает. Но знаю и другой пример, когда учителя бьются за то, чтобы не закрывали школу, в которой они работают, собственных детей возят учиться за 30 километров в другое село.
- Накануне нового учебного года всегда есть насущные проблемы, которые требуют срочного решения.
- Разумеется, есть и прорывные моменты, с которыми мы стараемся справляться. Радует, например, что мы попали в перечень пилотных проектов по дистанту. Восемь территорий в России представили свои проекты, в том числе и наш край.
Но не от хорошей жизни мы стараемся развивать дистанционное обучение, а от того, что у нас острая кадровая проблема. Особенно с английским языком в глубинке. И сейчас главная забота - удастся ли заполнить учительские вакансии в районах, доедут ли до своего места работы выпускники целевого набора, которых мы пять лет учили. Какие условия создадут им местные власти? Мы приняли программу, чтобы за год доучить учителей, которые работают в школе не по специальности или со средним образованием. Те из них, кто поступит в вузы, не будут платить за учебу. Есть и такая проблема, как аварийность школ. В следующем году мы завершим перевод в краевые учреждения - детские дома и интернаты, там тоже многое еще предстоит сделать, чтобы дети жили как дома. Будем развивать пилотные проекты в Хурбе, в Хабаровске, по семейному типу будет работать детский дом в Тополево, строительство которого завершается. Еще одна забота - первоклассники, которых в новом учебном году в крае будет больше. Но это, думаю, приятные хлопоты для всех. Да и строительство новой школы в буквальном смысле - это, можно сказать, уже традиция, не помню такого года, когда бы в крае не праздновали школьного новоселья. В этом году мы сдаем школу в селе Бельго Комсомольского района.
Так что скоро долгожданное новоселье.
Интервью подготовила Валентина СЕМЁНОВА.