Рыночная аксиома: за всё платит потребитель
Посещение магазинов премьер-министром В. Путиным дало новый толчок обсуждению темы ценообразования. Почти сразу нашли крайнего: розничная торговля, сетевые магазины. Госдума приняла к рассмотрению очередной закон РФ «О торговле», их за последние 10 лет в Думе накопилось много.
Ценообразование - процесс удивительно разнообразный, и сводить его к рознице не совсем корректно.
Пример первый - простой. Квас хлебный. Производство местное. Отпускная цена завода в июне была 18 рублей за литр. На лотке же - 32 рубля за литр! Транспортные расходы минимальные, затрат на свет, тепло, аренду и вовсе нет. На первый взгляд лишь алчностью продавцов можно объяснить вопиющую наценку, что имеет место быть.
Но это лишь эмоциональное восприятие. Предприниматель, прежде чем получить место под зонтиком, должен выиграть конкурс, проводимый мэрией Хабаровска. Победителю конкурса это стоит больших денег. Причём оплатить свой успех надо сразу и полностью. Мэрия своё взяла. Предприниматель, чтобы тоже «отбить своё» за три летних месяца, взвинчивает цены. Июнь был дождливым. Время возврата вложенных денег сокращается. В июле отпускная цена завода - 20 рублей, лоток - 36 рублей.
Пример второй - чуть сложнее. Молоко. Чтобы доставить его в розницу, необходимо иметь спецтранспорт: рефрижератор или автомобиль-термос. Производитель данной техники, эксплуатирующейся на Дальнем Востоке, - Япония. Правительство РФ резко подняло пошлину на ввоз данной техники в Россию, бензин серьёзно подорожал. В рознице молоко должно храниться в холодильнике или в холодильном прилавке. А они, как известно, потребляют электроэнергию по цене 4 рубля 18 копеек за киловатт-час. В тариф 4 рубля 18 копеек входит инвестиционная составляющая энергокомпании. Покупая молоко, мы оплачиваем все издержки производителей, продавцов и инвестиционные планы наших монополистов.
Пример третий - более сложный. Оптовое звено. Условно проследим за банкой сайры. Наибольшие обвинения выдвигают друг другу производители, торговые сети, гипермаркеты... При этом сильно лукавят в споре и те, и другие.
Когда рынок становился на ноги, любой предприниматель мог поехать к любому производителю цены, в том числе и на консервный завод, и взять то количество товара, на сколько есть денег. Цена сайры - 15 рублей.
Работать производителю с такой массой предпринимателей хлопотно. Производители начали работать с генеральными, главными дистрибьютерами, торговыми сетями, супермаркетами - это те, кто может покупать у производителя вагонами. Причём это выгодно и производителю, и дистрибьютеру. Цена сайры - 17-18 рублей.
Далее идут дистрибьютеры чуть поменьше - те, которые могут брать товар у главных дистрибьтеров контейнерами. Цена сайры - 20-21 рубль.
Замыкает славную когорту дистрибьютеров (по-нашему - перекупщиков) самое массовое оптовое звено - те, которые могут брать ящиками, коробками. И уже они развозят, поставляют товар в мелкие магазины или торгуют на оптовых базах товаром поштучно, баночками, упаковками, пачками. Цена сайры - 23-24 рубля.
Далее товар попадает в магазин. Здесь наценка наибольшая, так как состав затрат - аренда помещения, свет, тепло, налоговые нагрузки, поборы чиновников всех рангов (это самое контролируемое звено в торговле) - более высокий, чем в оптовом звене. Цена сайры - 30 рублей.
Пример четвёртый - очень сложный. Перепроизводство. В условиях развитого социализма и беспросветного дефицита товаров и услуг это понятие воспринималось чисто теоретически: разве такое возможно? Перепроизводство - периодически повторяющееся состояние капиталистической экономики - характеризуется резким превышением предложения товаров над спросом на них, обусловлено противоречиями капиталистического способа производства, и как следствие перепроизводства - безработица, спад производства, войны. Наступает экономический кризис - фаза капиталистического цикла, во время которой происходит насильственное восстановление нарушенных в ходе капиталистической экономики пропорций воспроизводства. Что мы и наблюдаем в настоящее время.
Пример превышения предложения над спросом наблюдается в пассажирских перевозках общественным транспортом. Перевозчики, чтобы выжить, уходят в нелегалы, ведут ожесточённые войны между собой. Причём перевозчики видят выход из создавшегося положения не в оптимизации рынка услуг, замене транспортных средств на более экономичные, а лишь в повышении тарифов. То же происходит в жилищно-коммунальных услугах. Наблюдается перепроизводство рабочих мест в торговле. Оптимизировать свои затраты у многих участников торговли нет возможности, чтобы выжить в условиях ограниченного спроса, надо поднимать цены.
Остановимся ещё на одном факторе повышения цен - алчность продавцов. Если предоставится случай, предприниматели обязательно покажут свои не самые лучшие качества. Примером может служить случай резкого повышения цен на бутилированную питьевую воду, когда по Амуру из Китая плыло заражённое пятно. Аналогичная ситуация происходит сейчас с лекарствами. Повышенной алчностью отличаются продажа и аренда квартир.
Рыночная аксиома - за все платит потребитель.
В. Денисенко,
сопредседатель Союза потребителей РФ, председатель Общества защиты прав потребителей г. Хабаровска.