Постпикалевская Россия: новая политико-экономическая реальность
поиск
17 мая 2025, Суббота
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Постпикалевская Россия: новая политико-экономическая реальность

16.09.2009
Просмотры
315

(Продолжение. Начало в №№169, 170, 171 за 11, 12 и 15 сентября 2009 г.)

Распоряжение переходящими в государственную собственность компаниями следует возложить не на квазигосударственные корпорации, а только на государственные структуры, конечная цель которых в части взаимодействия с обанкротившимися предприятиями - финансовое оздоровление и проведение последующей реприватизации.
Государственная дума и Совет Федерации Федерального собрания Российской Федерации не должны допустить принятия закона о национализации, предполагающего предварительное и равноценное возмещение национализируемых активов по рыночной стоимости. В текущих условиях национализация должна проводиться только через процедуру банкротства должников.

Шаг третий. Необходимо структурировать дальнейшую помощь предприятиям финансового или корпоративного сектора. С одной стороны, Банк России может проводить беззалоговые аукционы, рекапитализировать банковскую систему, выдавать кредиты по единой ставке, а Министерство финансов - размещать в кредитных организациях временно свободные бюджетные средства, но, с другой стороны, нужно отказаться от особых условий кредитования «системообразующих» банков. Причем сделать это на том основании, что подобная практика разрушает рыночные основы экономики и уничтожает конкуренцию.
Крупные предприятия должны получать средства не столько от банков, сколько через размещение своих корпоративных облигаций. К продаже соответствующих бумаг должны допускаться все зарегистрированные в налоговой юрисдикции России предприятия, а государство должно иметь право выкупать до 90% объема эмиссии таких обязательств, причем все выплачиваемые государству доходы по таким облигациям должны направляться для расширения финансирования программы антикризисных мер. Кроме того, необходимо рассмотреть возможность допуска данных корпоративных облигаций к обращению на организованном рынке ценных бумаг.

Шаг четвертый. Важнейшей мерой формирования постолигархической структуры экономики должны стать радикальные изменения антимонопольного законодательства и правил, определяющих внесение предприятий в списки стратегических предприятий или предприятий, для которых введены ограничения для участия иностранных инвесторов. Одной из главных задач государственной антикризисной стратегии должна стать демонополизация российской экономики и принятие законов, позволяющих противостоять мощным олигархическим картелям. Крупнейшие российские производственные империи 2000-х гг., показавшие полную неспособность противостоять кризису, должны быть разделены на части и проданы (переданы в погашение долгов) новым владельцам - российским и иностранным, которые смогут развивать их в конкурентной среде, открытой для технологических новаций и обеспечивающей снижение производственных издержек и повышение эффективности.
Шаг пятый. На всех предприятиях, получивших помощь от государства, необходимо провести полномасштабную ревизию финансово-хозяйственной деятельности на предмет исследования природы роста производственных издержек, увеличения управленческих расходов, выявления «серых» схем экспортно-импортных операций. Все предприятия, претендующие на поддержку от государства - финансовыми ресурсами, государственными гарантиями, налоговыми послаблениями или иными преференциями, должны продекларировать безусловный отказ от дивидендных выплат, вознаграждений менеджменту, роста управленческих расходов.
Шаг шестой. Необходимо внести изменения в действующее налоговое законодательство и межстрановые соглашения об избежании двойного налогообложения с целью устранения налоговых преимуществ при выплате дивидендов как оффшорным компаниям и другим нерезидентам, так и российским резидентам. В частности, дивиденды, получаемые и российскими, и иностранными организациями от российской организации, должны подлежать обложению налогом на прибыль организаций не по ставкам 0%, 5% или 9%, по единой ставке 15%. Дивиденды, получаемые иностранными гражданами - нерезидентами РФ, должны подлежать обложению налогом на доходы физических лиц не по ставке 15%, а по единой и для процентов, и для дивидендов ставке 30%. Кроме того, дивиденды, получаемые гражданами - резидентами РФ, должны облагаться налогом на доходы физических лиц не по ставке 9%, а по базовой ставке подоходного налога (в настоящее время - 13%).

Шаг седьмой. Государство должно приступить к кардинальному реформированию социальной политики, в частности, защиты занятого населения от социальных рисков. Главными задачами нужно определить не только увеличение размеров пенсий или социальных выплат (что следует отнести к несомненным заслугам правительства в последние годы), но и воссоздание организационных, экономических и правовых основ страхования занятости, а также учреждение института гарантирования материальных и социальных прав работников на случай невыполнения работодателями условий трудовых договоров. Одна лишь судебная система - и кризис показывает это со всей очевидностью - не позволяет быстро разрешать трудовые споры и удовлетворять справедливые требования занятого населения. Россия находится на той фазе развития рыночной экономики, которая не позволяет надеяться исключительно на социальную ответственность бизнеса.
Автор выражает искреннюю благодарность доктору экономических наук, директору Центра исследований пост­индустриального общества Владиславу Иноземцеву за помощь и поддержку, оказанные им в процессе подготовки и продвижения доклада.

Принятые сокращения
РФ - Российская Федерация
ГМК - горно-металлургический комбинат
ОАО - открытое акционерное общество
ООО - общество с ограниченной ответственностью
ХК - холдинговая компания
ОАО «АВТОВАЗ» - Волжский автомобильный завод
ОАО «ГАЗ» - Горьковский автомобильный завод
ОАО «ЗСМК» - Западно-Сибирский металлургический комбинат
ООО «КАВЗ» - Курганский автобусный завод
ОАО «ММК» - Магнитогорский металлургический комбинат
ОАО «НКМК» - Новокузнецкий металлургический комбинат
ОАО «НЛМК» - Новолипецкий металлургический комбинат
ОАО «НТМК» - Нижнетагильский металлургический комбинат
ОАО «ОЛКОН» - Оленегорский горно-обогатительный комбинат
ОАО «ОЭМК» - Оскольский электрометаллургический комбинат
ОАО «РУСАЛ Ачинск» - Ачинский глиноземный комбинат
ОАО «РУСАЛ Бокситогорск» - Бокситогорский глиноземный завод
ОАО «РУСАЛ Братск» - Братский алюминиевый завод
ОАО «РУСАЛ Красноярск» - Красноярский алюминиевый завод
ОАО «РУСАЛ Новокузнецк» - Новокузнецкий алюминиевый завод
ОАО «СУАЛ» - Сибирско-Уральская алюминиевая компания
ОАО «УАЗ» - Ульяновский автомобильный завод
ОАО «ЧМК» - Челябинский металлургический комбинат
Никита Кричевский,
доктор экономических наук, профессор.
(Продолжение следует.)