«Караул» кричит не только жилищный фонд
поиск
13 мая 2025, Вторник
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

«Караул» кричит не только жилищный фонд

10.10.2009
Просмотры
311
«Караул» кричит не только жилищный фонд

Два нормативных документа - Жилищный кодекс и постановление правительства РФ №307«Правила оказания жилищно-коммунальных услуг» регулируют новые отношения в сфере ЖКХ. Между тем, ресурсоснабжающие организации заявляют о том, что в последнее время у них возникли серьезные проблемы. Какие именно? Об этом «Тихоокеанской звезде» рассказал начальник службы реализации муниципального унитарного предприятия «Водоканал» Сергей Бойко.

- Сергей Викторович, появление нормативных документов, где четко расписаны права собственников жилых квартир, казалось бы, должно снять любые вопросы в этой сфере...
- В России создана ситуация, когда населению дается право выбора. Либо управление жилым фондом посредством управляющей компании, либо создание товарищества собственников жилья, либо непосредственное управление жилым фондом, когда собственники жилья сами себе выбирают исполнителя и сами заключают договоры с ресурсо­снабжающими организациями на доставку холодной и горячей воды, отопление, электроэнергию, газ и услуги по водоотведению, или, проще говоря, канализацию.
В Хабаровске основная часть жителей - более 90 процентов - выбрали первую форму - управляющие компании. В прошлом году были заключены договоры управления. В них закон предусматривает и такие обязанности управляющей компании, как заключение договора с ресурсоснабжающими организациями на доставку ресурсов и на оказание жилищных и коммунальных услуг.
Все было бы хорошо, но из 35 управляющих компаний девять договоры с «Водоканалом» не заключили. И это не маленькие компании, а такие, как «Северный округ», «ДВ-Союз», «Бруслит-Сервис», «ДВСРК».
Эти компании не желают заключать с нами договора, заявив, что им не выгодно работать с населением по продаже ресурсов. Им выгодно только обслуживать жилой фонд...
- А что бы вы могли здесь возразить?
- Если рассматривать деятельность управляющих компаний как бизнес... Он ведь, откровенно говоря, достался им бесплатно. Люди пришли на все готовое, не вложив в дело ни рубля, ни копейки собственных средств. Их просто назначили!
Ведь закон предусматривает, что, если население не определилось с формой управления жилым фондом, администрация муниципалитета вправе сама назначить управляющую компанию и с ней работать.
Но есть определенные правила, по которым управляющая компания должна играть. Законом предусматриваются ее прямые обязанности. И если вы занялись этим делом, вы обязаны выполнять принятые правила, вы обязаны делать свое дело должным образом.
Отказываться от части своих обязанностей - это же абсурд! Управляющие компании считают, что их бизнес - это техническое обслуживание, капитальный ремонт системы водоснабжения и водоотведения. Но если, к примеру, в трубе нет воды, что бы они тогда обслуживали? Вы получаете деньги за капитальный ремонт этой трубы, за ее техническое обслуживание и получаете за это прибыль. А кто должен отвечать за доставку воды до крана отдельно взятого жильца?
Управляющие компании считают, что, осуществляя ремонт и техническое обслуживание системы водоснабжения и водоотведения, должны получать какую-то прибыль и больше они ничего не обязаны делать! Но закон-то говорит другое. Там прямо указано, что управляющие компании обязаны приобретать все ресурсы: газ, электроэнергию, воду, тепло. Следить за внутридомовыми сетями - это прямая зона ответственности управляющей компании.
Когда с управляющими компаниями заключается договор, там черным по белому написано, что они ответственны за жилищные и коммунальные услуги. Согласно постановлению правительства Российской Федерации, эти услуги должны быть расписаны и туда должен входить весь их перечень. Но управляющие компании этого не понимают и противятся выполнению закона.
Кстати, при условии разумной экономии, при условии разъяснительной работы с населением в выигрыше оказались бы и они, и мы. У нас есть наглядные примеры. Скажем, ТСЖ, жильцы которых установили водосчетчики и таким образом экономят свои средства.
Но найти общий язык «Водоканалу» с управляющими компаниями города не удалось. Каждая сторона настаивает на своем. Мы защищаем свою точку зрения, но по закону мы не имеем права каким-то образом принудить их, заставить заключить договор с нами.
Простая аналогия: если человек приходит в магазин, он имеет право что-то купить или не купить. Так же и здесь. Но только в данном случае ситуация такая, что, если управляющие компании не захотят заключить с нами договор, мы тогда вовсе не обязаны поставлять воду. Но если мы перекроем кран, кто от этого выиграет? Люди останутся без воды, управляющие компании - без бизнеса...
- Но ведь есть же контролирующие исполнение законов органы...
- Да, и когда одна из управляющих компаний в Хабаровске разослала недавно клиентам договоры управления, где упоминание об обязанности оказания коммунальных услуг отсутствовало, прокуратура Центрального района признала их действия неправомочными...
- Мы жалуемся, что приходится много платить за коммунальные услуги. Но ведь это в том числе и потому, что каждая ресурсоснабжающая организация имеет в штате собственную службу обеспечения платежной системы населения. Данная ситуация вынуждает и «Водоканал» завести такую службу, правильно?
- Сейчас население ежемесячно получает четыре квитанции. Каждый вид квитанции обходится городу в миллионы рублей в год. Мы подсчитали: примерно 160 миллионов рублей в год в Хабаровске уходит на тех, кто работает на обслуживании служб оплаты населением коммунальных услуг. А ведь эти деньги можно было бы сэкономить!
Содержание каждой ресурсной компанией структуры, обслуживающей платежную систему населения, - это дополнительные расходы. «Водоканал» составляет исключение. Пока отдельной службы сбора платежей у нас нет. Но если пойти на поводу управляющих компаний, жителям придется еще дополнительно раскошелиться.
На наш взгляд, разумней было бы все платы проводить через одну компанию. Если у ресурсоснабжающих организаций отпадет необходимость содержать эти службы, тогда жители будут нести расходы в четыре раза меньше, чем сейчас. И это, кстати, предусмотрено законом.
Однако управляющие компании говорят, что квитанции должны быть отдельными. Таким образом, они просто снимают с себя всю ответственность! Если я беру квитанцию с жильцов, значит, я несу ответственность за качественную доставку ресурсов.
- Такая ситуация сложилась только в Хабаровске или она везде в России одинакова?
- Мы интересовались этим вопросом. По большому счету, в крупных городах, где население составляет от полумиллиона жителей и более, работают именно по нормальной, предусмотренной законом схеме. В Хабаровске часть ресурсоснабжающих организаций рассылает отдельные квитанции, а «Водоканал» - совместно с ЖКХ.
- В любом случае, в споре сторонам всегда нужно идти на уступки друг другу. На чем вы остановились сегодня?
- Мы предприняли попытку быть услышанными. Мы приняли во внимание интересы управляющих компаний и пошли на значительные уступки...
- Какие, например?
- Те же счетчики воды. Мы согласились не требовать их обязательной установки. Мы отменили штрафные санкции за несвоевременную оплату воды, да и многое другое...
- Но пока договориться вам не удалось?
- Нет. Более того, на адрес «Водоканала» стали приходить письма от тех компаний, которые уже заключили с нами договоры. Ощущение такое, что все они писались под чью-то диктовку и во всех в одинаковой форме и одними и теми же словами выражается желание расторгнуть договор.
Создается такое чувство, что люди просто до конца не осознают, что именно они сейчас делают. Зима на носу. А управляющие компании, беря в заложники жителей города, пытаются воевать с нами и отстаивать свои коммерческие интересы, не понимая, во что это все может в конечном итоге вылиться.
В такой ситуации нам не остается ничего другого, как предупредить жителей Хабаровска. Если управляющая компания прислала вам квитанцию и там не будет пункта «коммунальные услуги», нужно немедленно бить тревогу и обращаться в прокуратуру.
- Вы признались, что реально повлиять на решение управляющих компаний вы не в состоянии. Но какие-то рычаги воздействия все же у вас есть?
- Это административные рычаги воздействия. На защите интересов населения стоят прокуратура и жилищная инспекция. Вмешаться в ситуацию - их прямая обязанность. Да и сами жители не должны оставаться в стороне. В случае получения договора управления без перечня коммунальных услуг стоит незамедлительно обращаться в те органы, которые я уже назвал.
Елена МИРОНЕНКО.
Фото С. ПЛОТНИКОВА.