Как дорожники победили Амгунь, кризис и дожди

Еще один год за плечами краевых дорожников. Пожалуй, его можно назвать одним из самых сложных за последнее время. Предприятиям отрасли пришлось преодолевать одни трудности - к которым уже привыкли, и другие - совершенно новые и неожиданные. Но дорожники вновь доказали, что способны справиться с поставленными задачами. О том, как это было в нынешнем году, рассказывает начальник ХКГУП «Хабаровскуправтодор» Олег Федоров.
- С самого начала хочу сказать спасибо всем нашим дорожным организациям - за то, что они в такой сложный год, как этот, сумели преодолеть проблемы и успешно выполнить поставленные задачи. А задачи были действительно серьезными - под стать финансированию, которое мы ожидали в 2009 году по Программе развития Забайкалья и Дальнего Востока. Речь шла о сумме более 4 млрд. рублей.
Огромные суммы планировалось освоить и в последующие годы, вдвое больше прежних - до 9 млрд. рублей из федерального бюджета.
Готовясь к таким широким перспективам, мы еще в 2008 году начали развивать свои мощности на всех участках автодорог.
- Где сегодня заняты дорожные предприятия края?
- Работаем мы на тех же участках, что и раньше.
На автодороге Хабаровск - Лидога - Ванино с подъездом к Комсомольску-на-Амуре продвигаемся успешно. Длина участка 329 км, а сегодня в асфальте уже 180 км - больше половины.
На дороге Селихино - Николаевск-на-Амуре ведем укладку настоящего асфальта, что впервые происходит так далеко на севере в нашем крае. Это стоило нам очень больших усилий. Пришлось организовать работу как по строительству земполотна, так и по устройству асфальта, для чего понадобился монтаж асфальтобетонных заводов (сегодня их три на участке), дробильно-сортировочных установок по производству щебня для дорожной одежды, а также устройство всей сопутствующей инфраструктуры: битумное, энергетическое хозяйство. Словом, работа проделана огромная.
Успешно трудимся и на участке Березовый - Амгунь - Чегдомын. Наконец победили реку Амгунь - уже установлены пролеты, приступаем к монтажу проезжей части. В следующем году откроем по нему движение.
Помимо этого, на наших плечах содержание и ремонт почти 4 тысяч километров краевых дорог.
Чтобы в срок осуществить все наши планы на этих направлениях, пришлось серьезно потрудиться.
- Дорожники готовились к радужным перспективам, надеялись на оживление финансирования, и вдруг грянул кризис. Как с ним боролись?
- Кризис создал очень много сложностей.
Во-первых, уменьшилось финансирование из федерального бюджета - на 40 процентов. Во-вторых, мы вынуждены были снизить стоимость работ за счет предполагаемого якобы снижения среднегодовых цен на 15 процентов. Между тем, в течение года все только дорожало - цемент, битум, ГСМ, электроэнергия, запчасти...
Само финансирование серьезно задержалось, деньги начали поступать только в конце мая. До этого предприятия вынуждены были работать за счет собственных резервов или кредитов, которые, как известно, в кризис начали «кусаться».
Были и другие факторы, не связанные с экономикой. Как назло, ситуацию с кризисом усугубили климатические условия. Дожди заливали дороги, и мы не могли продуктивно работать, как хотелось.
Я недавно просмотрел сводки синоптиков за два месяца и был удивлен - на направлении Кун - Уктур в августе дожди шли 23 дня, в сентябре - 19 дней! Участок Де-Кастри в августе заливало 17 дней, в сентябре - 19, и так почти по всем районам. Дорожники вынуждены были «ловить» подходящее для работ время, а это означает дополнительные затраты. Приходилось проводить множество мероприятий по осушению, тратить время, силы.
Еще один момент, с которым мы совершенно неожиданно столкнулись, - это железнодорожные заторы, которые не позволяли доставлять своевременно материалы. Вагоны простаивали по две недели, даже по полтора месяца, битум мерз... Только благодаря усилиям нашего министерства удается как-то решать этот вопрос.
- Да, сложностей действительно было более чем достаточно. Но в итоге все планы выполнены в срок?
- Можно сказать, ценой неимоверных усилий предприятия работали на всех участках успешно, и ту программу по вводу объектов, которая была намечена еще в 2008 году, мы выполнили (это строительство более 65 км дорог) и продолжаем выполнять.
За то, что все удалось, мы в первую очередь благодарны правительству края, губернатору, которые всегда уделяли большое внимание развитию дорог, делали и делают все возможное и невозможное, чтобы обеспечить финансирование отрасли.
Денег из федеральной казны поступило меньше на 40 процентов, чем было обещано. Однако благодаря поддержке губернатора нам удалось получить бюджетные кредиты, тем самым увеличив долю края в финансировании, что и позволяет сегодня работать. Надеемся на поддержку и в дальнейшем.
- Какие достижения дорожников за минувший год можно назвать самыми значительными?
- Сегодня у нас в работе 18 объектов. Ряд из них уже успешно сдан. Ввод в эксплуатацию остальных планируется по графику. Удалось в этом году осуществить главное - мы победили Сихотэ-Алиньский перевал на участке автодороги Лидога - Ванино и почти все Анюйские прижимы, осталось отвоевать один.
Сделали 20 км нижнего слоя асфальта на дороге Селихино - Николаевск-на-Амуре и завершаем верхние слои. Уже сегодня на 20 километрах этой дороги на участке Де-Кастри - Богородское машины двигаются по асфальту.
На направлении Кун - Уктур сдаем 13 км дороги, тем самым продолжаем свое движение к поселку Уктур, чтобы обеспечить жителям этого и других близлежащих поселков нормальное автобусное движение.
На дороге Березовый - Амгунь введен в эксплуатацию участок на подходах к реке Амгунь, ведутся работы на мосту и подходах к нему. Когда они завершатся, можно будет говорить о возможной организации круглогодичного движения по всей дороге до Чегдомына.
- Видны ли отдача, эффект от такого тяжелого труда? Как люди отзываются о вновь построенных, отремонтированных дорогах?
- Люди относятся к нашему труду терпеливо и, конечно, одобрительно. Они понимают, что все это делается на пользу жителей края. То, что новые и обновленные автодороги востребованы, видно по статистике - она показывает, что интенсивность движения по ним выросла на 30-40 процентов, тогда как тот же показатель на давно построенных дорогах составляет 10-12 процентов. Жители края с удовольствием ездят по новым комфортным трассам.
Кстати, каждый вложенный в дорогу рубль приносит 3 рубля экономического эффекта. Этим и объясняется такое повышенное внимание во всем мире к нормальному состоянию автотрасс. Несомненно, хорошие дороги нужны всем.
- В День работников дорожного хозяйства кому еще хотелось бы выразить признательность за поддержку и сотрудничество, за достойный труд?
- Благодарность хочу выразить всем, кто с нами работает. Это проектировщики, от которых зависит, насколько удобной и экономически выгодной будет дорога. Это наши неизменные подрядчики - КГУ «Крайдорпредприятие», ОАО «Дальстроймеханизация», ФГУП «Дальспецстрой», ОАО «Дальмостострой», ПМК-83, «Стройдорсервис», ООО «Изумруд», а также субподрядчики, автоперевозчики, взрывники, поставщики ГСМ, монтажники металлоконструкций и многие другие наши партнеры.
Сегодня в крае на дорожных работах задействованы до 5 тысяч человек, всем им большое спасибо.
Благодарны мы и нашим учебным заведениям - автодорожному институту ХГТУ, Хабаровскому автодорожному техникуму, всем профессиональным училищам, где идет подготовка учащихся по дорожным специальностям. Без их участия не было бы в отрасли таких ценных кадров! Только благодаря нашим рабочим и специалистам в столь короткие сроки и в таких сложных условиях удается выполнять настолько значимые задачи. На них держится все.
Накануне праздника желаю всем работникам дорожного хозяйства больше интересных, сложных объектов, на которых мы могли бы применить наши знания и умения. И, конечно, больше финансирования, которое позволит и нашим дорожникам зарабатывать больше. Желаю всем здоровья, счастья, успешного завершения 2009 года и хороших объемов в 2010 году для блага нашего Хабаровского края!
Анна ТЕРЕНТЬЕВА.
Фото Сергея ПЛОТНИКОВА.